Главным рабочим документом, предназначенным для упорядочивания работы учителя литературы, является его рабочая программа. Здесь собраны все важные разделы, которые помогают организовать работу педагога на уроке с учащимися, определить содержание уроков, их вариативность. В школах Российской Федерации литература изучается по разным учебникам, но рабочая программа нацеливает на изучение всех основных периодов русской литературы. Рабочая программа по литературе 2018-2019 учебного года также призвана систематизировать и облегчить работу педагога на уроках по изучению художественного писательского труда.
Учебники литературы
Учебник — это книга, содержащая систематическое изложение знаний в определённой области и используемая как в учреждениях образования, так и для самостоятельного обучения. От учебника зависит, насколько хорошо ученик усвоит материал.
Если сравнивать учебники под редакцией В. Коровиной и Г. Меркина, которые в полной мере соответствуют современным образовательным стандартам (ФГОС), то можно прийти к следующим выводам:
- Тексты, представленные в учебниках, практически не отличаются друг от друга, но в учебнике под редакцией Меркина биография писателей представлена более объемно, чем в учебнике под редакцией Коровиной.
- Стоит отметить, что в учебнике (под редакцией Меркина) представлен дополнительный материал в виде статьей об историческом периоде того времени, отзывы современников и первых читателей произведений.
- Вопросы и задания в учебниках достаточно разнообразны:
- лексическая работа,
- вопросы на знание и восприимчивость текста,
- рассмотрение иллюстраций к тексту,
- нарисовать понравившийся эпизод из рассказа.
Обе линии учебников прекрасно справляются с функцией подготовки учащихся 9-х классов к ОГЭ по литературе, так как содержат весь необходимый материал, знание которого и проверяется на экзамене.
Примерная структура рабочей программы
№ раздела | Название раздела программы |
1 | Пояснительная записка |
2 | Общая характеристика учебного предмета |
3 | Место учебного предмета в учебном плане |
4 | Содержание учебного предмета |
5 | Тематическое планирование |
6 | Календарно-тематическое планирование |
7 | Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса |
8 | Результаты (в рамках ФГОС общего образования – личностные, метапредметные и предметные) освоения предмета и система их оценки |
Не пропустите: ЕГЭ по литературе в 2019 году: изменения, как подготовиться
Особенности рабочей программы по литературе по классам
5 класс
В 5 классе на уроки литературы может выделяться 3 часа в неделю. Всего по программе получается 102 часа в год. Тематически содержание материала распределяется таким образом:
- Введение.
- Из мифологии.
- Из устного народного творчества.
- Из древнерусской литературы.
- Басни народов мира.
- Из литературы XIX века.
Ведущая проблема изучения литературы в 5 классе – внимание к книге.
Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5 классе. В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи:
- словарная работа,
- различные виды пересказа,
- устные и письменные сочинения,
- отзывы,
- доклады,
- диалоги,
- творческие работы,
- произведения для заучивания наизусть,
- списки произведений для самостоятельно чтения.
6 класс
Главная идея программы по литературе в 6 классе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков.
Структура тем:
- Введение.
- Греческая мифология.
- Устное народное творчество.
- Древнерусская литература.
- Литература 18 века.
- Литература 19 века.
- Литература 20 века.
- Произведения о Великой Отечественной войне.
- Зарубежная литература.
В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль).
7 – 9 классы
Структура материала в 7, 8 и 9 классах совпадает. В программе соблюдена системная направленность: в 7-9 классах это освоение различных жанров фольклора, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).
Не пропустите: ЕГЭ в 2019 году по русскому языку: устная и письменная части, изменения
Тематическое планирование в 7 – 9 классах выглядит так:
- Введение.
- Из устного народного творчества.
- Из древнерусской литературы.
- Из литературы 18 века.
- Из литературы XIX века.
- Литература 20 века.
- Зарубежная литература.
Базисный учебный план учебного учреждения может предусматривать изучение литературы в 7 и 8 классе в объеме 2 часа в неделю. Согласно учебно-календарному графику – это составляет 68 часов.
В 9 классе время на изучение литературы может быть увеличено до 3-х часов на усмотрение администрации школы.
Результаты изучения литературы
Любой учитель планирует и результаты освоения программы. Это могут быть как личностные результаты, так и предметные и метапредметные.
Личностные результаты:
- совершенствование духовно-нравственных качеств личности ,
- воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству,
- уважительного отношения к русской литературе.
Метапредметные результаты:
- умение понимать проблему,
- выдвигать гипотезу,
- структурировать материал,
- подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции,
- выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы.
Предметные результаты:
- Умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров, понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений.
- Формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка, умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, уметь вести диалог.
- Написание сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы.
Разработка примерной рабочей программы требует от учителя литературы внимательного отношения к основным документам, на основе которых и составляется рабочая программа. К таким документам относятся: закон «Об образовании в Российской Федерации», государственный стандарт общего образования, примерная программа по литературе для основной общеобразовательной школы (V-IX классы).