Планируете сдавать в 2019 году ЕГЭ по русскому языку – узнайте, какие нововведения планирует ФИПИ, как изменится структура экзамена, а также, как составить план сочинения и подобрать удачный пример из произведений для раскрытия проблемы.
Не секрет, что именно сочинение большинство выпускников считают самым сложным заданием ЕГЭ по русскому, а значит именно этой теме стоит уделить особое внимание при подготовке к экзаменам 2018-2019 учебного года.
Формулировка задания №27
Последнее (теперь 27-е) задание ЕГЭ по русскому языку – это, как и ранее, сочинение, но в 2019 году ФИПИ внесло некоторые корректировки в саму формулировку поставленной задачи.
Одной из проблем, часто встречающихся в работах выпускников, стало чрезмерное цитирование. Эксперты отмечают, что в сочинениях часто можно встретить большой объем чужих мыслей, но крайне редко отображена позиция самого экзаменуемого. Именно поэтому в 2019 году на ЕГЭ по русскому языку структура сочинения была несколько изменена, а таблица оценивания получила новые критерии. Согласно новым правилам в сочинении должны присутствовать:
- пояснения к каждому приведенному примеру;
- смысловая связь между приведенными в сочинении примерами;
- отношение экзаменуемого к позиции автора;
- обоснование своей позиции.
Важно! Минимальный объем сочинения остался неизменным и составляет 150 слов. Но, педагоги рекомендуют ориентироваться на написание минимум 200-250 слов.
Критерии оценивания
Составляя план сочинения по русскому языку необходимо в первую очередь ориентироваться на критерии оценивания, обновленные для данного предмета ЕГЭ в 2019 году.
Особого внимания в этом году заслуживают критерии:
- К2 (комментарий к проблеме);
- К4 (отношение экзаменуемого к позиции автора).
Полный список критериев, которыми будут руководствоваться эксперты при проверке 27-го задания с развернутым ответом, приведены в демонстрационном варианте 2019 года.
Структура сочинения по новым стандартам
С учетом описанных нововведений, структура сочинения 2019 года должна иметь следующий вид:
- Проблема.
- Комментарий к проблеме.
- Описание позиции автора.
- Отношение экзаменуемого к позиции автора.
- Обоснование своей позиции.
- Вывод.
Текст сочинения должен нести в себе три основных типа информации: фактуальную (реальные факты), концептуальную (субъективное мнение) и подтекстовую (подразумеваемую).
План сочинения
С опорой на приведенную структуру можно составить план написания сочинения по русскому для ЕГЭ 2019 года.
№ | План | Пояснения |
1 | Вступление | Подводка к проблеме 2-3 предложения |
2 | Формулировка проблемы | 2-4 предложения |
3 | Связка | 1-2 предложения |
4 | Комментарий, 1-й пример + пояснение | Сколько потребуется |
6 | Связка | 1-2 предложения |
7 | Комментарий, 2-й пример + пояснение | Сколько потребуется |
9 | Связка | 1-2 предложения |
10 | Позиция автора | 1-2 предложения |
11 | Собственное отношение к позиции автора | 1-2 предложения |
12 | Аргументация собственной позиции | 2-4 предложения |
13 | Вывод (заключение) | 2-3 предложения |
Именно примеры, комментарии и пояснения к ним являются основными блоками сочинения, а соответственно и требуют особого внимания. В качестве комментария можно использовать истории и цитаты, размышления автора и примеры из произведений. Но, при этом важно помнить, что комментарий должен иметь такую структуру:
- пример;
- пояснения к примеру;
- связующий текст;
- пример-иллюстрация;
- пояснение к иллюстрации.
1. Вступление
Объем: 2-3 предложения.
Задача: подвести читателя к проблеме.
Во введении также можно порассуждать:
- Об эпохе.
- Вспомнить факты из биографии писателя.
- Кратко поговорить глобально о поднятой теме.
2. Формулировка проблемы анализируемого текста (только одной!)
Задача: четко и однозначно сформулировать ту из проблем текста, к которой у вас есть аргументы, назвать автора, сообщить о прочтении текста.
Объем: 2-4 предложения.
К сожалению, не во всех предложенных текстах сразу удается понять, что хочет сказать автор. Есть несколько секретов, которые помогут облегчить задачу. Во-первых, проблема, как правило, сформулирована либо в начале, либо в конце текста. Это зависит от хода мыслей автора: он может сначала привести тезис, затем аргументацию, либо наоборот. Во-вторых, в любом тексте есть ключевая лексика, т.е. слова, которые несут в себе основную мысль текста. Эта лексика пригодится вам на следующем этапе – составлении комментария к исходной проблеме.
Не пропустите: Нико в 2018-2019 учебном году
4. и 7. Комментарий к выделенной проблеме — самое важное!
За комментарий в сочинении ЕГЭ с 2019 года можно получить 5 баллов. Это самый важный по баллам критерий
Комментарий — это подтверждение того, что заявленная вами проблема действительно присутствует в тексте. Это последовательный, логичный анализ текста с обязательным указанием на конкретные ситуации из текста или на конкретные размышления автора.
В качестве комментария можно использовать:
- Цитаты.
- Истории.
- Примеры, которые приводят авторы в своих текстах.
- Размышления автора, связанные с проблемой.
Структура комментария
- Пример из текста.
- Пояснение примера.
- Смысловая связь между примерами.
- Пример-иллюстрация из текста.
- Пояснение.
Как писать комментарий
- Чтобы правильно написать комментарий, необходимо очень внимательно прочитать текст.
- Если текст публицистический, важно проследить за тем, как развивается мысль автора до того, как он сам приходит к какому-либо выводу (вывод автора в вашем сочинении станет авторской позицией).
- В художественном тексте авторская позиция не выражена прямо. Ее необходимо понять из контекста, проанализировав поведение героев, ситуации, лексические средства, которые использует автор. Получается так: все, что вы используете для того чтобы понять авторскую позицию по проблеме и станет вашим комментарием.
Требования к комментарию
- 2 примера-иллюстрации, важных для понимания проблемы. Здесь уместно использовать частичное цитирование с объяснением того, почему именно эти ситуации вы рассматриваете и что автор пытается нам показать этими примерами.
- Смысловая связь. Необходимо указать на причинно-следственную связь, противительную или другую связь между примерами. Все будет зависеть от приемов, которые использует автор в конкретном тексте.
- Пояснение к примерам-иллюстрациям. Важно интерпретировать слова автора и сюжетную линию текста – это и есть пояснение к примерам иллюстрациям. Это значит объяснить слова автора, раскрыть их смысл, рассказать, почему, по-вашему мнению, герои поступают так, а не иначе, добавить лексические оценочные средства выразительности, добавить эмоциональную составляющую. При написании комментария недостаточно просто показать две ситуации, привести два примера, важно их проанализировать, дать свою оценку происходящему.
- Цитирование: НЕЛЬЗЯ переписывать целые куски из текста или пересказывать весь текст или фрагмент. Если в качестве иллюстраций вы цитируете текст, то лучше использовать «частичное цитирование».
- Соответствие заявленной проблеме.
- Фактическая точность. Если при написании комментария допускается хотя бы одна фактическая неточность, комментарий оценивается в 0 баллов.
0 баллов за комментарий можно получить ЕСЛИ:
- Комментарий не написан.
- Комментарий написан без опоры на текст.
- В комментарии присутствуют фактические ошибки.
Слова, которые помогут начать комментарий (клише)
- Автор считает (что?)
- Автор отмечает важность (чего?)
- Автор рассказывает (о чём?)
- Автор размышляет (о чём?)
- Автор обращает внимание на (что?)
- Автор подчеркивает (что?)
- Автор раскрывает проблему на примере
- Автор делает акцент на том, что
10. Формулировка позиции автора текста по проблеме
Задача: рассказать о том, как автор отвечает на поставленный вопрос, как относится к проблеме.
Объем: 1-2 предложения.
Эта часть предполагает раскрытие позиции автора на выделенную проблему. Это можно выразить одной фразой (автор считает:, позиция автора такова:, автор выступает против: и т.д.). Как сам автор отвечает на поставленный вопрос? Как он предполагает решить поставленную проблему?
Не пропустите: Экзамены в 9 классе в 2019 году: изменения, обязательные предметы
12. Ваша собственная позиция
Задача: объявить свое согласие с мнением автора, сформулировать тезис, который будете доказывать аргументами в следующем абзаце.
Объем: 1-2 предложения.
13. Заключение (вывод)
Большое заключение это большой минус, который говорит о том, что Вы не можете кратко изложить свои мысли. Вступление и заключение не должны быть более 25% всей работы. Т.е. примерно 2-3 предложения.
Лучше всего закончить аналогично вступлению: подвести итог о том, какое впечатление произвело на тебя это сочинение, заставило ли тебя задуматься о твоих взглядах на мир? Затем общий вывод: какую роль сыграло в литературе данное произведение, реакция на него мира или страны (если это глобальная проблема). Как вариант: во вступлении мы задаем вопросы, а в третьей даем ответы.
В заключительной части работы читающий (проверяющий) должен увидеть:
- завершенность работы;
- связь заключения с текстом, с его проблематикой.
Круг проблем
Основной задачей, стоящей перед экзаменуемым, будет формулировка проблемы. Далеко не всегда с первого прочтения можно правильно понять поднимаемую в тексте проблему и позицию автора.
Важно! Чаще всего в текстах проблему формируют либо в самом начале, либо в конце. Также при чтении необходимо выделить ключевую лексику, выражающую основную мысль. Она поможет правильно написать комментарий.
Круг проблем, которые могут поднимать тексты ЕГЭ по русскому языку в 2019 году, достаточно широк, что не дает возможности составить примерное сочинение для экзамена заблаговременно. Но, проработав каждую из предложенных тематик, вы без труда сможете выполнить работу, приведя необходимые аргументы и пояснения.
Клише для сочинения
Взяв за основу любой пример сочинения по русскому языку, составленный с учетом новых требований ЕГЭ 2019 года, можно выделить основные клише – фразы, характерные для того или иного блока. Используя такие «фразы-помощники», вы легко составите свой текст, нанизывая слова на основу, как жемчужные бусинки на прочную нить основы.
Предлагаем вашему вниманию такие клише для сочинений 2018-2019 учебного года.
Запрещенные слова
Если есть рекомендованные фразы, то должны быть и слова, которые нежелательно использовать при написании экзаменационного сочинения. Конечно, официально такого анти-словарика не существует, но опытные педагоги составили свой список слов и фраз, которые могут быть истолкованы неоднозначно, являются некорректными с точки зрения русского языка или искажают действительность.
Стремитесь избегать таких оборотов и ф