Скоропостижная смерть президента Туркмении была бы на руку слишком многим, чтобы ему позволили выжить
Проведя 5 июля расширенное заседание правительства по итогам первого полугодия, бывший любимый зубной врач первого туркменбаши, а ныне и сам «отец всех туркмен» Гурбангулы Бердымухамедов убыл в отпуск. И бесследно исчез! Туркменский официоз публикует его старые фото и видео, выдавая их при этом за новые. Но шила в мешке не утаишь. Так он жив или мёртв, бесследно выпавший из информационного поля второй президент Туркмении?
Помните, как за пару недель до своих похорон отовсюду пропал бывший президент Узбекистана Ислам Каримов? Кстати, тут как раз нынешний узбекский президент Шавкат Мерзиёев поведал: мол, ему на днях позвонил Бердымухамедов. С днём рождения поздравить! Но мы-то помним, что Мерзиёеву периодически и Гульнара Каримова названивает, хотя её уже несколько лет тоже никто не видел. Ох, и верно: тонкое дело – Восток…
Востоковед Аркадий Дубнов совсем недавно писал, что Бердымухамедову доктора якобы пересадили почку, так что, согласитесь, есть веский повод тревожиться за здоровье 62-летнего туркменбаши. Но в Ашхабаде уверяют: президент в полном порядке! И не показывают его никому. Правда, между 15 и 20 июля по туркменскому телевидению несколько раз показали сюжет, в котором глава государства играет с внучками. Вот только рубашка на нём с длинными рукавами, тогда как жара в стране нынче – до 45 градусов. Так что есть большие сомнения, что запись свежая.
Первые свидетельства о том, что Бердымухамедов умер от почечной недостаточности, появились в ночь на 20 июля. Сообщили об этом писатель Акмухамед Вельсапаров – из Швеции и оппозиционер Руслан Метиев – из Голландии. Позже печальные новости подтвердил в эфире радиостанции «Говорит Москва» глава Центра мониторинга евразийских проблем Аслан Рубаев. Примечательно, что сутки спустя Рубаев дезавуировал своё собственное сообщение («Очень рад, что информация не подтвердилась!»). Но уже 23 июля он вновь признал, что пропажа так и не нашлась. При этом, как отметил эксперт, «в стране соответствующие службы переведены на особый режим работы». С чего бы вдруг, если с президентом всё в порядке? И ещё: «Даже важнейший союзник и друг Александр Лукашенко до сих пор не получил информации о происходящем». А уж это реальный повод для тревоги.
Смертоносный туркменский газ
Как бы кощунственно это ни прозвучало, но исчезни Бердымухамедов чуть раньше или чуть позже, не возникло бы столь будоражащих инсинуаций. Однако сообщение о смерти появилось именно тогда, отмечает востоковед Анатолий Несмиян, «когда вокруг туркменского газа начала закручиваться нешуточная интрига, в которой одновременно участвуют Россия, Иран, Турция, Китай и Евросоюз». Что же это за интрига? Накануне своего исчезновения туркменбаши-2 так и не решил ключевой вопрос: по какому из четырёх маршрутов потечёт на экспорт туркменский газ – на юг, в Иран, на север – через Россию в Европу, на запад – тоже в Европу, но через Турцию, или же на восток, прямиком в Китай? «Запуск ТАНАП и ускоренное продвижение всей системы Южного европейского газового коридора ставит ребром вопрос о привлечении в систему дополнительных к азербайджанским объёмов газа, – поясняет эксперт. – Туркмения, как страна с серьёзными запасами газа, не может остаться в стороне. Турки жёстко лоббируют два варианта подключения Туркмении к системе: либо через Транскаспийский трубопровод, либо через Иран. Если остановятся на втором варианте, то Иран станет страной-транзитёром. Появится возможность «сбрасывать» под видом туркменского свой собственный газ на экспорт. Это устраивает Турцию и Европу, но совершенно неинтересно «Газпрому» и, понятно, Китаю».
Позицию «Газпрома» просчитать несложно: продавайте, дорогие туркмены, свой газ куда вам заблагорассудится, только не в Европу. Европа – наша! А если приспичило, то продавайте, конечно, но только при нашем посредничестве. Между тем, как отмечают эксперты, сама Европа тащит одеяло на себя, стремясь диверсифицировать поставки, ужесточить конкуренцию и тем самым обвалить цены на газ. «Сбалансированная схема поставок, – разъясняет Несмиян, – даёт Европе преимущества как экономического, так и политического характера». При этом из рук у Москвы вырывают действенный инструмент влияния. Вот и поди разберись, кому больше на руку исчезновение туркменского президента и что могло послужить реальной причиной исчезновения. Если Бердымухамедов всё-таки умер, резюмирует Несмиян, то это «может быть связано с тем, что у кого-то из участников забега за туркменским газом не выдержали нервы и было решено создать рукотворный кризис».
Работает с документами, рукопожатие крепкое
После того как Мерзиёев отчитался о телефонном звонке туркменбаши, по телевизору вновь показали сюжет с «нашедшимся» главой государства. При этом сюжет не содержит ни одного «синхрона» – кадров с живой речью. Просто картинка, и всё. Когда её сняли – непонятно. Между тем в президентском Instagram появились сразу два «новых» фото, хотя до этого обновлений там не было целый месяц. Странно, не так ли? Одновременно на интернет-страничке экономиста Михаила Делягина вышло сообщение о том, что туркменбаши якобы отравили. «Сообщение не подтверждено, – признался Делягин, – но мы его опубликовали в силу исключительной значимости Туркмении для мировых энергетических рынков, и для России в том числе. Власти соседнего Узбекистана неделю не сообщали о смерти президента Каримова, несмотря на потрясавшие страну слухи. В прошлом году сообщалось, что президент Туркмении впадал в кому, а сегодня эта страна переживает беспрецедентный по тяжести социально-экономический кризис, вызванный неадекватным управлением».
Кризис – это ещё мягко сказано. В Туркмении – голод. Очереди за хлебом занимают с 5 утра. В одни руки дают два батона. Муку отпускают по карточкам, по два кило в одни руки – на месяц. Половина взрослого населения из страны сбежала на заработки. Часть – в Турцию, с которой у Туркмении безвизовый режим и особые отношения, другая – в Россию. Год назад обнищавший народ устроил многотысячный «голодный марш» на столицу – людей тогда разогнали довольно жёстко, и, как сообщали на Западе, не обошлось без жертв. Так что кризис в стране уже, можно сказать, системный, длиной как минимум в год. При этом власть продолжает качать из недр нефть и газ, возводить дворцы и строить показушные магистрали через всю страну, по которым почти никто и почти никогда не ездит. Тем временем тревога нарастает и крепнет. «Приходят новости о массовых задержаниях и арестах окружения Бердымухамедова; его сын Сердар под домашним арестом, – сообщил Анатолий Несмиян. – Примерно та же картина, что и со смертью Каримова, когда его рукопожатие оставалось твёрдым, а «работа с документами» была в разгаре».
«Чёрный халифат» готов напасть на Туркмению
Ровно месяц назад туркменбаши-2, а если точнее – аркадаг (покровитель) Бердымухамедов, назначил своего единственного сына Сердара хакимом (главой) Ахалского велаята. До сих пор Сердар Бердымухамедов занимал сравнительно невысокие должности, так что в свите немедленно зашушукались: готовит себе преемника. Но у свиты имеется и другой условный преемник – внук Керимгулы, подросток. В своих предпочтениях свита разделилась, и спор, кому быть преемником, идёт при этом нешуточный. С подключением европейских пиар-агентств. Керимгулы создают репутацию недалёкого и отстающего в развитии ребёнка, у него великое множество обидных прозвищ. А ещё, как выясняется, у Бердымухамедова может быть не одна законная супруга, а две. Вторую «жену» зовут Марина, она русская, врач, и в прошлом они с президентом вместе работали в стоматологической клинике. В общем, какой-то восточный базар, и никакой ясности.
Не исключено, впрочем, что туркменбаши жив. Да только вполне ли здоров? На днях его самолёт засекли в Германии – там проходит лечение мать Бердымухамедова. Среди посольских работников ходит слушок, что сыну стало плохо прямо в палате у матери, а уж получилось ли у немецких врачей вернуть его к жизни – как знать? Вот и Аркадий Дубнов отмечает, что-де его источники в дипломатических кругах смерть Бердымухамедова не подтверждают, но, как выразился эксперт, «это не означает, что состояние здоровья туркменского президента не внушает опасений». Между тем стоило бы внести хоть какую-то ясность. Туркменская армия, как отмечают эксперты, пожалуй, самая слабая в регионе. А на афганской границе – до 10 тыс. боевиков «чёрного халифата». Половина из них, если что, этнические туркмены, бежавшие за границу от безысходности, отмечает Анатолий Несмиян, «а география страны – фактически цепочка оазисов, контроль над несколькими из которых позволит говорить о полном контроле над страной».
Руслан Горевой