Продолжаются работы по перспективному зенитному ракетному комплексу «Сосна» для противовоздушной обороны сухопутных войск. Не так давно разработчики этого ЗРК показали опытный образец, соответствующий ожидаемой серийной комплектации. В отличие от предыдущего прототипа, построенного на шасси транспортера МТ-ЛБ, новый образец основывается на машине БМП-3. Это дает комплексу известные преимущества, которые выгодно сочетаются с другими положительными качествами.
Серийный облик
Серийные образцы «Сосны» по своему облику будут соответствовать недавно показанному прототипу. ЗРК предлагается строить на шасси боевой машины пехоты БМП-3 и оснащать новой пусковой установкой с целевой аппаратурой. На таком модуле, выполненном в виде поворотной башни, устанавливаются два пакета с шестью ракетами на каждом.
Пусковая установка выполнена на основе гиростабилизированной платформы. На ней имеются оптическая и тепловизионная камера, лазерный дальномер с функцией управления ракетой, система госопознавания и аппаратура управления. Поиск и сопровождение целей осуществляются оптико-электронными средствами. Наведение ракеты выполняется при помощи лазерного луча, направляемого автоматикой. Аппаратура ЗРК может работать в полностью автоматическом или полуавтоматическом режимах.
Поражение целей осуществляется при помощи зенитной управляемой ракеты 9М340 «Сосна-Р». Это изделие массой 30 кг выполнено по бикалиберной схеме и способно развивать скорость до 900 м/с, а также маневрировать с перегрузкой до 40. Обеспечивается поражение целей на дальностях до 10 км и высотах до 5 км. Использованы две боевые части – бронебойная и осколочная. Наведение ЗУР обеспечивается автоматикой наземных средств ЗРК с управлением при помощи лазерного луча.
ЗРК «Сосна» управляется экипажем из двух человек – водителем и оператором. Комплекс может взаимодействовать со сторонними средствами ПВО, принимая или передавая данные о воздушной обстановке. Задачей «Сосны» является сопровождение войск на марше или на позициях с одновременным прикрытием от нападения с воздуха. В этой роли новый ЗРК сменит устаревшие системы семейства «Стрела».
Очевидные преимущества
Серийный облик обеспечивает ЗРК «Стрела» ряд характерных преимуществ. Одним из главных является возможность монтажа пусковой установки на разные шасси с грузоподъемностью не менее 4 т. Эта возможность уже продемонстрирована при помощи прототипов, изготовленных на шасси МТ-ЛБ и БМП-3. Последний вариант получил одобрение и вскоре пойдет в серию.
По некоторым данным, в ближайшем будущем «Сосна» станет основой для ЗРК «Птицелов», предназначенного для воздушно-десантных войск. В этом случае унифицированная пусковая установка будет монтироваться на шасси БМД-4М. Вне зависимости от конкретного типа базового шасси, итогом проектирования становится боевая машина, наиболее полно соответствующая требованиям конкретного рода войск.
Все предложенные для использования шасси состоят на вооружении разных родов войск, что упрощает внедрение и эксплуатацию новых ЗРК. Отсутствует необходимость в налаживании поставок новых комплектующих. Кроме того, готовые комплексы могут двигаться и работать в одних боевых порядках с другой бронетехникой армии. Унифицированное шасси дает как требуемые характеристики подвижности, так и сопоставимый уровень защиты экипажа и аппаратуры.
В ЗРК «Сосна» используется пассивный метод обнаружения и сопровождения целей. Источником излучения является только лазерный дальномер, также управляющий ракетой. Такие принципы работы обеспечивают требуемую эффективность, а также позволяют решать боевые задачи в любое время суток и в разных метеоусловиях. При этом снижается вероятность обнаружения ЗРК средствами радиотехнической разведки, а также становится невозможным его полноценное подавление системами радиоэлектронной борьбы.
«Сосна» способна выполнять стрельбу с места, с короткой остановки и в движении. Во всех случаях автоматика устойчиво сопровождает выбранную цель и обеспечивает наведение ракеты. Эффективные приборы управления позволяют атаковать как воздушные, так и наземные цели при условии прямой видимости. В зависимости от типа цели, автоматическое сопровождение начинается на дальностях до 25-30 км (цель типа самолет).
Ракета «Сосна-Р» обеспечивает высокую вероятность поражения различных целей у пределах зоны ответственности ЗРК. Высокая скорость полета и способность к маневрированию с перегрузками позволяют бороться с широким кругом летательных аппаратов и средств поражения. Используемая система наведения по лазерному лучу практически исключает подавление канала управления, что повышает вероятность поражения цели.
При сравнительно высоких характеристиках, ЗУР «Сосна-Р» отличается небольшими габаритами и массой. Транспортно-пусковой контейнер массой 42 кг не требует специальных средств погрузки. Как следствие, в состав зенитного комплекса не стали включать транспортно-заряжающую машину. Подвоз боекомплекта может осуществляться любым подходящим транспортом, а его загрузка на пусковую установку силами экипажа ЗРК занимает не более 10-12 мин.
С точки зрения определенных черт и особенностей новейший ЗРК «Сосна» напоминает своих предшественников из семейства «Стрела». В то же время, схожие идеи реализуются с применением современных компонентов и технологий. Все это приводит к очевидному росту тактико-технических и эксплуатационных характеристик.
Заметные недостатки
Естественно, новейший комплекс не лишен неоднозначных особенностей или явных недостатков. Такие особенности «Сосны» способны негативно сказаться на эффективности работы техники или экипажа и, как следствие, повлиять на практические результаты.
Нетрудно заметить, что использование шасси БМП-3 приводит к существенному росту боевой массы всего ЗРК. Получившаяся машина должна весить порядка 18-20 т, что известным образом усложняет переброску военно-транспортной авиацией и накладывает некоторые другие ограничения. Вариант «Сосны» на шасси МТ-ЛБ на несколько тонн легче, но проигрывает в уровне защиты и некоторых технических характеристиках. При всем этом шасси БМП-3 и МТ-ЛБ не могут использоваться при парашютном десантировании, из-за чего ВДВ понадобился собственный ЗРК «Птицелов» на унифицированном шасси БМД-4М.
Средства поиска и наведения ЗРК «Сосна» строятся на оптико-электронных системах. Это означает, что обнаружение, сопровождение и поражение цели возможны только при условии прямой оптической видимости и зависят от текущих условий. Туман, осадки и другие метеорологические явления способны повлиять на работу оптики в условиях реального боя. Кроме того, оптико-электронная станция имеет ограниченное поле зрения, а особенности ее монтажа на пусковой установке затрудняют круговой обзор.
ЗУР «Сосна-Р» имеет ограниченные характеристики дальности и высотности, из-за чего для обеспечения полноценной ПВО комплекс «Сосна» должен работать вместе с другими системами с большей зоной поражения. Кроме того, сокращение массы и габаритов ракеты сказалось на весе боевых частей ракеты, а это может ограничивать ее боевую эффективность.
Отсутствие в составе комплекса ТЗМ может считаться неоднозначной особенностью. С одной стороны, это упрощает перевооружение и организацию боевой работы. С другой, перезарядка пусковой установки возлагается на водителя и оператора, которым после такой физической работы следует возвращаться к своим прямым обязанностям. Нельзя исключать, что переноска 12 ТПК общей массой около 500 кг может утомить экипаж и затруднить дальнейшую боевую работу.
ЗРК «Сосна» имеет существенные преимущества перед системами семейства «Стрела», однако в некоторых характеристиках оно не слишком велико. К примеру, подвижность двух комплексов сопоставима. ЗУР «Сосна» несет 7-кг боевую часть против 5-кг у последних модификаций «Стрелы» и т.д.
Взвешенная оценка
Очевидно, что ЗРК «Сосна» – как и любой другой образец военной техники – имеет как сильные, так и слабые стороны. Кроме того, по мере его работы могут выявляться различные недостатки и недоработки. Именно с этой целью проводятся многоэтапные испытания, по результатам которых принимается решение о дальнейшей судьбе новой разработки.
В конце марта этого года руководство КБ «Точмаш», разработавшего «Сосну», сообщило об успешном завершении государственных испытаний. К моменту появления таких новостей были начаты мероприятия по подготовке к принятию ЗРК на вооружение российских сухопутных войск. Опытные образцы подтвердили заданные характеристики и получили высокую оценку, вследствие чего ЗРК «Сосна» был рекомендован к эксплуатации и серийному производству.
Этот факт лучше всего показывает реальное соотношение преимуществ и недостатков «Сосны». Выходит, что перспективный ЗРК выполнил все требования заказчика, и его облик соответствует желаемому. В представленном виде «Сосна» поступит на вооружение, что произойдет в ближайшее время. Кроме того, в ближайшие дни общественность впервые сможет увидеть этот комплекс в серийной комплектации на грядущей выставке «Армия-2019».
Автор:
Рябов Кирилл
Использованы фотографии:
ТРК «Звезда», КБ Точмаш / kbtochmash.ru