Рэйчел Вайс. Кадр из фильма "Фаворитка"
В воскресенье, 24 февраля, в Лос-Анджелесе раздадут долгожданные «Оскары». Наших фильмов на этот раз в номинациях нет, поэтому будем спокойно болеть за иностранные и голливудские картины. В ожидании церемонии колумнист SPLETNIK.RU Денис Катаев собрал семерку лучших картин из списка номинантов 2019 года, которые наверняка не останутся незамеченными. Многие из них уже были или идут в российском прокате. Не пропустите!
Денис Катаев
1. «Власть» (Vice), режиссер Адам Маккей, 2018 год.
Этот «Карточный домик», основанный на реальных событиях, рассказывает про судьбу американской демократии через неоднозначную фигуру вполне определенного политика — самого сильного в истории США вице-президента Дика Чейни. На политической карте страны эта должность скорее символическая, как королева в Великобритании, «пустое место», как ее нарекает жена Чейни, которую играет Эмми Адамс. Но Дик Чейни, за которого здесь до неузнаваемости измененный Кристиан Бэйл, на деле доказал, что вице-президент — не тот человек, который дожидается смерти президента. Чейни стал самым мощным ястребом, серым кардиналом Белого дома, фактически реальным Фрэнком Андервудом: он хитро, поступательно и даже по закону по кирпичику строил свою «абсолютную исполнительную власть». Отличие лишь в том, что Дик не стремился к публичной власти, его целиком устраивала роль закулисного игрока. Вторжение в Ирак, уничтожение лидеров исламских фундаменталистов, секретные тюрьмы ЦРУ и пытки заключенных по подозрению в терроризме — без Чейни этого бы не было.
Эми Адамс и Кристиан Бэйл. Кадры из фильма «Власть»
Но в фильме мы видим не просто беспринципного бюрократа, у которого руки в крови, он предстает перед нами многогранным шекспировским персонажем со своими идеалами и понятиями о справедливости. Например, вторжение на Ближний Восток он оправдывает стремлением защиты нации от извергов. В конце концов, даже у этого железного человека есть сердце. И совсем не холодное, а живое, которое нуждается в защите (за это в фильме отвечает рассказчик истории) и способно на переживания. Да и семейные ценности оказываются для него намного важнее политических амбиций: ради дочери он в свое время отказался от гонки за президентство, а позже отодвинул в сторону республиканские взгляды и перестал выступать против гей-браков, когда та же дочь объявила себя лесбиянкой. То есть на деле эта «Власть», с одной стороны, про типичную макиавеллиевскую роль личности в истории, про банальность зла и отсутствие морали в политике, но с другой — про столкновение всех этих паттернов с чистым гуманизмом, который живет внутри даже таких политических животных. В этом контексте настоящий Дик оказывается куда человечнее и живее выдуманного Фрэнка, а реальность — оптимистичней выдумок сценаристов. Но все же это не прямолинейный документальный байопик, а тоже вполне себе выдуманный персонаж, потому и главный герой здесь Кристиан Бэйл, который этой ролью заслужил свой второй актерский «Оскар».
Стив Карелл
Кристиан Бэйл
2. «Если Бил-стрит могла бы заговорить» (If Beale Street Could Talk), режиссер Барри Дженкинс, 2018 год.
Этот фильм не фигурирует в списке лучших, возможно, потому что предыдущая картина режиссера Барри Дженксинса «Лунный свет» два года назад получила свой главный «Оскар», обойдя на повороте явного фаворита — «Ла-Ла Ленд». Но тогда «черная» повестка была на пике, потому оставить это кино без престижных наград академики просто были не в состоянии, чтобы там не было внутри. Правда, теперь у фильма три второстепенные номинации, в том числе за адаптированный сценарий (это экранизация бестселлера Джеймса Болдуина), где как раз и есть высокие шансы на победу. Видимо, академики посчитали, что складывать яйца в одну корзину чересчур, а квоту афроамериканцев отрабатывают два тяжеловеса — «Зеленая книга» и «Черная пантера».
Кики Лэйн и Стэфан Джеймс. Кадры из фильма «Если Бил-стрит могла бы заговорить»
Дженкинс вновь верен себе и работает на знакомом поле: главные герои — чернокожие Ромео и Джульетта, несправедливо разлученные враждебным обществом и предвзятым правосудием. Но на этот раз обошлось без гомосексуального флера, история любви разворачивается по исправным лекалам. Главная героиня как жена декабриста борется за репутацию своего незаконно отправленного за решетку возлюбленного, ложно обвиненного в изнасиловании. Как всегда, у Дженкиса получается больше эстетское эмоциональное высказывание, благодаря тонкой работе его верного оператора Джеймса Лэкстона, чем социальный памфлет. Потому, справедливости ради, поэтическое начало здесь превалирует над конъюнктурным еще больше, чем в «Лунном свете». Вполне вероятно, что именно это академиков и смутило, а фильм незаслуженно вышел за скобки основного соревнования.
Реджина Кинг
3. «Черный клановец» (BlacKkKlansman), режиссер Спайк Ли, 2018 год.
Один из главных претендентов на основной «Оскар» тоже с репутацией конъюнктурного кино в «черной обертке», но все-таки здесь художественные достоинства не дают усомниться в качестве продукта и с первых же кадров избавляют от любых подозрений в заигрывании с интересами академиков.
Спайк Ли уже много лет верен своей собственной повестке, он ни в коем случае не снимает в угоду времени, хотя на этот раз просто совпало с антитрамповскими настроениями. Успех на Каннском фестивале прошлого года (Гран-при жюри) — лучшее тому доказательство. «Черный клановец» — ответочка не лично Трампу, а всем американцам, которые сегодня вновь хотят сделать страну великой, достают из подвалов флаги Конфедерации, выходят с факелами на улицы и тому подобное. У Спайка Ли получилось снять довольно зрительский комедийный хит, просто на остросоциальную тему. Это экранизация реального случая про то, как первый в истории Колорадо чернокожий полицейский в еще слишком белых 70-х внедрился в ячейку нео-ку-клукс-клановцев. Вдвойне сложно, когда работаешь под прикрытием, а твой напарник хоть и белый, но еврей по фамилии Циммерман. Его талантливо и очень смешно играет один из главных актеров наших дней — Адам Драйвер, тоже достойный «Оскара» за эту роль второго плана.
Адам Драйвер и Джон Дэвид Вашингтон. Кадры из фильма «Черный клановец»
Тофер Грейс
Кино напоминает сатирический шарж в духе карикатур Charlie Hebdo, настолько, что нацисты здесь оказываются слишком тупыми и отвратительными, а полицейские — находчивыми супергероями. В этом свежем кинокомиксе слишком много юмора (в том числе в прямом смысле черного) и ловушек для массового зрителя. А заканчивается все уж прямо совсем публицистически — кадрами из Шарлотсвилла, где прошли знаменитые столкновения между либералами и неофашистами. Дело в том, что режиссер Ли предупреждает о призраке генерала Ли, который еще бродит по Америке и всему миру. Но когда в такой упаковке — это даже работает.
Лора Хэрриер
4. «Черная Пантера» (Black Panther), режиссер Райан Куглер, 2018 год.
Марвеловский комикс «Черная пантера» стремительно ворвался в список лучших из лучших нынешнего «Оскара» и грозит порушить все прогнозы и ставки букмекеров. Это в прямом смысле — темная лошадка, ведь блокбастер про супергероев реально рассматривается многими экспертами (в том числе некоторыми академиками) как главный кандидат на победу. А это уже будет прецедент и триумф нового типа кинематографа, то есть «пантера» в данном случае окажется в роли Троянского коня. Точно так, как фильмы Netflix постепенно осваивают фестивальные просторы, подобные героические экшены способны подорвать консервативный дух академиков. Эта встряска будет полезна для индустрии.
Чедвик Боузман. Кадры из фильма «Черная Пантера»
Чедвик Боузман и Люпита Нионго
Смущает опять же «черная» повестка, но талантливый режиссер Райан Куглер сумел из масскульта сделать довольно любопытный продукт, который будет интересен и продвинутой аудитории. Оно и понятно, ведь Куглер пришел в Marvel фактически из независимого кино. Молодой и талантливый автор до этого уже прогремел с чернокожим правозащитным манифестом «Станция Фрутвейл», который словно предрек протесты в Балтиморе. Сегодня он продолжает свой пламенный бой, правда уже на более широких полях. И может даже заполучить «Оскар».
Мартин Фриман
Летишиа Райт
Майкл Б. Джордан
5. «Холодная война» (Zimna wojna), режиссер Павел Павликовский, 2018 год.
Режиссер Павел Павликовский вернулся в Лос-Анджелес теперь уже за вожделенной режиссерской наградой. Его «Холодная война» заслуженно представлена не только в номинации «Лучший фильм на иностранном языке», но и еще в двух главных категориях. Шансы на победу есть, ведь это можно смело назвать польским «Ла-Ла Ленд».
Томаш Кот и Иоанна Кулиг. Кадры из фильма «Холодная война»
Черно-белая эстетская драма разворачивается в декорациях послевоенной Европы. Но фронт здесь не восточный и западный, а женский и мужской. Бой идет между людьми, сердцам которых так не хочется покоя, — между провинциальной певичкой Зулой и интеллигентным дирижером Виктором. Вместе они пройдут через славу и многочисленные расставания, но ни предательства, ни железный занавес, ни репрессии не остановят их страсть через годы, через расстояния. В центре внимания — их неимоверная чувственная одиссея длиною в десятилетия. Созависимость оборачивается взаимным отрицанием и раздражением, но никуда не уходит. Настоящая холодная война между государствами — лишь фон для другой войны, еще более напряженной и беспощадной. Это их война друг с другом, с привязанностью и зависимостью. Вот он — настоящий театр боевых действий, очень чувственное кино с великолепной музыкальной подборкой.
Этот тихий шедевр очень тонко и ненавязчиво рассказал про ту смертельную и великолепную безысходность, от которой не спрятаться даже в окопах. У американских академиков должно что-то екнуть обязательно, хотя бы опять же в категории «Лучший фильм на иностранном языке».
Иоанна Кулиг
6. «Дневник пастыря» (First Reformed), режиссер Пол Шредер, 2017 год.
Этот фильм американского провокационного режиссера Пола Шредера незаслуженно остался с одной номинацией за лучший оригинальный сценарий, и как никто ее теперь достоин. Это мощный фильм из Венецианской программы позапрошлого года на «Оскаре» вспомнили только сейчас, но хорошо уже то, что совсем не обошли вниманием. Это даже не фильм вовсе, а большой американский роман.
Главный герой — смертельно больной священник-алкоголик (Итан Хоук) из первой реформаторской церкви в Америке. Его сын погиб в Ираке, жена ушла, и он начал искать свою дорогу к храму. Подойти к Богу ближе ему помогает миловидная прихожанка, которая оказывается женой радикального экологического активиста, борющегося против глобального потепления на планете. После череды радикальных событий оказывается, что коррупция пропитала практически все, человечество на грани вымирания, а все владельцы заводов, промышленники и власть, которые не готовы снижать выбросы в атмосферу из-за прибыли, уничтожают наше будущее, но при этом другой рукой дают деньги церкви, чтобы получить своеобразную индульгенцию. И тут священник, которому нечего терять, начинает свой крестовый поход накануне 250-летия родной церкви, в которой когда-то уже делали богоугодные вещи, например, прятали бежавших на север рабов.
Итан Хоук. Кадры из фильма «Дневник пастыря»
Аманда Сайфред
Он решает принести себя в жертву ради будущего на Земле, которое и олицетворяет та самая прихожанка — ведь она беременна. Вот это и есть настоящая современная Голгофа. Только способ уж снова очень современный. Ради благих целей он становится религиозным фанатиком. И совершает свой джихад. Остановить такой радикализм может только любовь, которая в этом фильме чувствуется в каждом кадре.
Итан Хоук и Аманда Сайфред
7. «Фаворитка» (The Favourite), режиссер Йоргос Лантимос, 2018 год.
«Фаворика», оправдывая название, стала фаворитом оскаровской гонки, набрав рекордные 10 номинаций. Правда, лента рискует остаться без главных призов — слишком сильны конкуренты. Но это кино тоже можно назвать остросоциальным и злободневным, язвительно приходящемся по уже женской повестке.
Эмма Стоун. Кадры из фильма «Фаворитка»
Радикальный греческий автор холодных и леденящих душу абсурдистских драм про человеческие пороки снял свое третье англоязычное кино после «Лобстера» и «Убийства священного оленя». На этот раз в виде костюмированной исторической драмы про расчетливых женщин, рвущихся до власти, что хорошо уже рифмуется с мужским фильмом про Чейни. Английский двор королевы Анны XVIII века и страсти вокруг него могут послужить зеркалом не только современным политикам, но и главным героям московского светского общества: уж слишком много там яда и интриг внутри заложено. Компроматы, склоки и подставы в исполнении грандиозных актрис — Рэйчел Вайс, Эммы Стоун и Оливии Колман (каждая из которых достойна статуэтки) — заставят вас под другим углом взглянуть на гендерные проблемы. Вот это и есть настоящая ожесточенная битва, а не холодная война с перерывами. Вспомним знаменитую пьесу «Стакан воды» Скриба, в кино примерно про то же, но с фирменным злорадством режиссера. Дворцовые тайны, водевиль, жесть, оргия — все про отсутствие границ в алчности, в желании манипулировать людьми и повелевать судьбами. Знакомая модель поведения героев наших светских обзоров.
Рэйчел Вайс и Оливия Колман