Победа Владимира Зеленского на выборах стала следствием неудовлетворенного спроса на нормальные отношения с Россией. С тех пор как Зеленский выиграл выборы, украинцы задаются вопросом, насколько избранный президент готов искать новые подходы для урегулирования конфликта с Россией. Сейчас создается впечатление, что новый президент Украины уступает давлению националистов.
Николай Петро
С тех пор как в апреле Владимир Зеленский одержал безоговорочную победу на выборах, украинцы задаются вопросом о том, насколько избранный президент готов искать новые подходы для урегулирования конфликта с Россией. Его триумфальная победа над Петром Порошенко, который пытался выставить всех своих оппонентов марионетками президента России Владимира Путина, продемонстрировала сильное стремление положить конец русофобии, которая господствовала в украинской политике на протяжении последних пяти лет.
В ходе своей избирательной кампании Зеленский опередил Порошенко, пообещав сделать все возможное, чтобы достичь мира, включая прямые переговоры с Путиным. Однако после победы на выборах Зеленский, очевидно, отказался от этого обещания и попытался заверить Запад, что у него нет намерения вести переговоры с Путиным в отсутствие западных посредников. В целом он продолжает попытки угодить всем, говоря каждому именно то, что от него хотят услышать.
Порошенко шел точно по такому же пути, когда он боролся за президентский пост в 2014 году. Он обещал положить конец конфликту «в течение нескольких часов», однако позже отказался от этого своего обещания и объявил этот конфликт «антитеррористической операцией». Спустя два года он уже руководил операцией объединенных сил, призванной освободить Украину от врагов-оккупантов.
По мере того, как риторика Порошенко становилась все более националистически окрашенной, его пространство для политических маневров сокращалось. В конце концов он был вынужден отказаться от любых попыток выполнить требования Минских соглашений, которые он не так давно лично расхваливал. Все закончилось тем, что он проиграл президентские выборы, а оказавшийся в тупике парламент Украины превратился в институт, которому украинцы доверяют меньше всего.
21 июля должны пройти выборы в украинский парламент. Он играет важную роль, потому что именно он ограничивает президента в принятии практически всех его решений, включая назначение ключевых чиновников правительства. Заявив о том, что президент не может проводить ту политику, которую он хочет, из-за сопротивления нынешнего парламента, импровизированная партия Зеленского «Слуга народа» получила беспрецедентную поддержку. Согласно результатам опросов общественного мнения, сейчас ее рейтинг настолько высок, что, вполне возможно, она получит возможность управлять страной в одиночку — впервые в истории Украины.
Тем не менее, никто не может точно сказать, за что именно выступает партия президента. Наскоро собранное руководство этой партии озвучивало противоречивые точки зрения практически по всем важнейшим вопросам. Единственным намеком на какую-то идеологию стало импровизированное заявление представителя президента в парламенте о том, что их партия исповедует «либертарианство» — на Украине в концепции либертарианства разбираются даже хуже, чем на Западе. Однако на прошлой неделе произошло важное событие, которое вполне может оказаться предвестником того, что ожидает Украину под руководством «Команды Z».
7 июля российский телеканал «Россия-24» и украинский телеканал NewsOne объявили о том, что 12 июля они проведут в прямом эфире двухчасовой телемост под названием «Надо поговорить». Представители NewsOne объяснили, что эта инициатива должна послужить ответом на тот факт, что «сегодня на Украине около 70% людей ждут прямых политических переговоров с Россией». Они также напомнили, что в конце 1980-х годов телемосты Фила Донахью (Phil Donahue) и Владимира Познера «положили начало общению между народами, находящимися благодаря политикам в состоянии холодной войны». Однако уже через 24 часа этот телемост отменили. Организаторы сослались на «прямые угрозы физической расправы в адрес журналистов и их семей», отметив, что именно по этой причине они были вынуждены отказаться от попытки «организовать площадку для обсуждения неполитических вопросов силами обычных людей, которые никогда не ставили под сомнение территориальную целостность Украины, без политиков и одиозных пропагандистов».
Против идеи начала диалога с Россией решительно выступили практически все политические партии. Премьер-министр страны заявил, что этот телемост мог сыграть на руку врагу. Спикер парламента потребовал, чтобы украинские службы безопасности немедленно отреагировали на это «грубое нарушение украинских законов». Национальный совет телевидения и радиовещания заявил, что он соберет экстренное совещание, чтобы решить вопрос о лишении телеканала NewsOne лицензии. Генеральный прокурор заявил, что для этого есть вполне веские основания, и в свою очередь начал уголовное расследование в отношении владельцев телеканала NewsOne, обвинив их в терроризме и предательстве. Национальный союз журналистов Украины выступил с заявлением, в котором, хотя там и говорилось о правах украинских журналистов, он все же выразил свое негодование по поводу любых взаимодействий с «российским пропагандистским каналом».
Подобной реакции вполне можно было ожидать от старой гвардии, которая только что потерпела поражение на выборах, но как отреагировал новый президент? Он записал и выложил в интернет видео, в котором он назвал эту попытку начать диалог «дешевым и рискованным PR-ходом накануне выборов». Вместо проведения телемоста между обычными гражданами двух стран Зеленский призвал Путина сесть с ним и еще четырьмя мировыми лидерами — Трампом, Мэй, Макроном и Меркель — за стол переговоров, чтобы обсудить, «кому принадлежит Крым и кому не место в Донбассе».
Это был первый раз, когда Зеленский сделал официальное заявление — не о гипотетических переговорах с российским правительством, а о желании начать диалог с русскими. По всей видимости, сейчас президента беспокоит не столько угроза нападок на альтернативные СМИ на Украине, сколько само существование этих альтернативных СМИ.
Сейчас многие опасаются, что произошедшее с телеканалом NewsOne может оказаться предвестником того, что случится, если правительство действительно попытается положить конец конфликту на востоке Украины посредством диалога. Четвертый пункт Минского договора требует начала диалога с украинскими ополченцами, хотя, похоже, Зеленскому об этом ничего не известно. Именно поэтому националисты отвергают Минские соглашения. В конце концов, если эти территории воссоединятся с Украиной, число людей, выступающих за налаживание отношений с Россией, резко увеличится, а именно этого украинские националисты боятся даже больше, чем военного конфликта.
Однако из этого тупика есть выход — такой выход, который политический авантюрист, вроде Владимира Зеленского, скорее всего, сочтет довольно подходящим. Ему следует использовать инструменты гражданской дипломатии, чтобы обойти неуступчивую политическую систему. Президенту следует выйти за рамки нынешнего политического истеблишмента на Украине и воспользоваться такой тактикой.
Поэтому накануне первого тура президентских выборов два представителя политического истеблишмента — Виктор Медведчук и Юрий Бойко — вылетели в Москву, чтобы встретиться с российскими премьер-министром. Они вернулись с предварительным соглашением о снижении цены на российский газ для Украины на 25% и о снятии санкций, которые Россия ввела против украинских товаров, перевозимых транзитом через ее территорию. Позже Зеленский уволил Медведчука, который, будучи главным переговорщиком по заложникам, добился освобождения 480 украинских солдат. К большому неудовольствию президента Медведчук — уже в качестве частного лица — сумел договориться об освобождении еще четверых украинцев, попавших в плен.
Упомянутая выше попытка NewsOne наладить общественный диалог полностью укладывается в канву этого процесса. Это не просто диалог с Россией, это попытка инициировать диалог среди украинцев о том, какие именно отношения с Россией могут принести пользу Украине. Генеральный продюсер и ведущий NewsOne Василий Голованов подчеркнул: «Если политики не смогли наладить разговор с гражданами Украины, это должны сделать журналисты».
В этом вопросе новому президенту и новому составу парламента потребуется помощь всего украинского общества. Порошенко попытался опереться исключительно на радикальный национализм и потерпел крах. Пять лет русофобии и санкции не смогли заставить Россию пересмотреть ее политику. Зато они окончательно оттолкнули от властей население востока и юга Украины — по обе стороны демаркационной линии.
Победа Владимира Зеленского на выборах стала следствием неудовлетворенного спроса на нормальные отношения с Россией. Пока президент все еще остается темной лошадкой, поэтому он вполне может удовлетворить этот спрос и одержать победу на предстоящих парламентских выборах. Однако усилия оппозиции по налаживанию отношений с Россией уже принесли ей настолько заметные электоральные выгоды, что оппозиционеры в итоге смогут бросить вызов непосредственно Зеленскому, если он сам не возглавит этот процесс.
Остается неясным, действительно ли Зеленский понимает, что истинный источник его популярности среди украинцев — это стремление к нормальным отношениям с Россией. Неясно также и то, сможет ли он избежать ловушки национализма, которая уже оттолкнула от руководства страны как минимум половину жителей страны. Если и дальше идти по этому пути, это приведет к бесконечному гражданскому конфликту. Диалог требует совершенно иного мышления — такого мышления, на которое украинцы вполне готовы настроиться, даже если их политические лидеры не готовы это сделать.
Николай Петро — профессор политологии в университете Род-Айленда, специализирующийся на вопросах мира и ненасилия. Он работал на Украине с 2013 по 2014 год по программе Фулбрайта и стал редактором сборника «Украина в кризисе» (Ukraine in Crisis).
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
Источник