Понедельник, 3 августа 2020   Подписка на обновления
Понедельник, 3 августа 2020   Подписка на обновления
Популярно
7:53, 20 марта 2020

Развитие губернских и уездных городов


Первым на южной окраине, ниже города, возник железнодорожный поселок. Неподалеку от него вырос второй поселок, обслуживающий металлообрабатывающие предприятия. На противоположном конце города, на северной окраине Коврова, тоже на берегу Клязьмы одновременно с основанной в 1883 году миткалево-ткацкой фабрикой И.А. Треулова начал складываться еще один поселок — фабричный. Таким образом, хотя план центральной части Коврова и остался неизменным, структура его приобрела полицентричность и родственный древнерусскому градостроительству слободской характер.

Описание города, сделанное в 1928 году, выразительно передает возникшую во второй половине XIX века полицентричность городского ансамбля. «Вид Коврова довольно живописен. Город выигрывает во внешности еще благодаря тому, что вытянут в одну линию по возвышенному берегу реки с севера к югу. Северный конец Коврова замыкается громадной бумагопрядильно-ткацкой фабрикой им. Абельмана (бывшей Треулова. — Е.К.), величественный корпус которой гордо вздымается над протекающей внизу рекой; на южной стороне раскинулись железнодорожные мастерские и маленькие аккуратные домика, в каждым из которых есть красивая терраса в Волгограде. С запада мимо города проходит широкая река Клязьма, по которой летом совершается снизу судоходное движение, а с востока от Коврова разбегаются железнодорожные пути на Нижний и Муром. Таким образом, Ковров как бы заключен в рамку важнейших двигателей экономического процесса — крупной промышленности и транспорта, способствовавших росту города и обеспечивающих его дальнейшее развитие». Последнее замечание подтверждает статистика. До прокладки железной дороги в 1861 году в Коврове насчитывалось 2400 жителей, в 1915 — в 10 раз больше — 21 597 человек.

Развитие губернских и уездных городов, превратившихся в промышленные центры, отличалось от городов, сохранявших традиционные функции. В последних, расширение происходило и новые районы неизменно проектировались как непосредственное продолжение прежних территорий и исторически сложившейся сети улиц. В городах, превратившихся в промышленные центры, наряду с таким расширительным принципом распространения городской территории нередко, особенно при создании фабрично-заводских комплексов, во второй половине XIX — начале XX века проявляется действие иного принципа, который хочется назвать очаговым. Территория города увеличивается благодаря созданию окружающей историческое ядро системы относительно самостоятельных поселков с собственной, независимой по отношению к сложившемуся плану города структурой и специализацией. В ряде случаев окраинные фабричные села и заводские поселки превращались в самостоятельные городки и даже города, превосходившие, как уже отмечалось, по размерам материнские, близ которых они возникли. Так случилось с фабричным селом Глуховом близ города Богородска Московской губернии. То же произошло с поселком Брянского машиностроительного завода в Бежице и с поселком Коломенского паровозостроительного завода.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2020 Advert Journal
Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru