В русской литературе есть множество примеров, характеризующих искусство и ремесло. Например, Н.В. Гоголь нередко уделял внимание этой теме, некоторые его герои были представителями творческих профессий или же мастерами-ремесленниками. Особенно известным произведением такого рода является повесть «Портрет», в которой каждый ученик найдет для себя подходящий аргумент.
- (Люди не видят и не признают истинного таланта) В повести главную роль играет молодой, но подающий надежды на успешное будущее, художник Чартков. Бедный юноша влачит «жалкое» существование: снимает студию на Васильевском острове, за которую ему не хватает денег расплатиться, впоследствии чего героя собираются выселить; носит старую шинель, да щегольское платье, не соответствующие последнему писку моды. Но что же тогда такого примечательного в жизни Чарткова? То, что скрывается за оболочкой, чего нельзя разглядеть обычным взглядом. Талант художника, о чём ему говорил ещё его профессор: «У тебя есть талант; грешно будет, если ты его погубишь». Этот дар он развивает и терпит столь нищенскую жизнь. Но большинству людей это неважно: они смотрят на грубого юношу, не имеющего и копейки за душой; и не видят прекрасного художника, награждённого богатым, несоизмеримым ни с какими деньгами творческим дарованием.
- (Причины потери творческого дарования) Гибель таланта под вилянием корысти и недалёкости неминуема. В этом мы можем убедиться на примере произведения Гоголя «Портрет». Одаренный герой повести находит сверток с червонцами в недавно купленном им портрете. Радость мгновенно овладевает юношей: он был совершенно беден, как вдруг по счастливой случайности ему в руки выпадает столько денег, что ему, не волнуясь ни о чём, можно работать и писать картины целых три года без перерыва. Но как бы ни были благородны первые порывы Чарткова, все они рушатся перед тёмной завистью к модным художникам. Герой не выдержал столь яркий соблазн: первым делом он забежал к портному и накупил себе кучу разнообразных духов, помад; затем нанял дорогую и великолепную квартиру на Невском проспекте, куда перевёз все вещи; потом купил себе рекламу в одном из журналов. Известность была обеспечена. Чартков делается модным художником и пишет многочисленные портреты самых различных дам и мужчин, которые провозглашают его гением. Но за этой праздностью и всеми заказами скрывается нечто большее: постепенная гибель таланта. Чартков сбивается с избранного пути, изменяет самому себе. Рисуя картины, он более не вкладывает в них всю свою душу, весь свой эстетический талант и много кропотливой работы. Главным для него становится только целое, общее выражение, достичь которого он может быстротой и ловкостью руки, вследствие чего получаются однотипные «идеальные портреты». Так автор показывает падение таланта, индивидуальности и искусства под влиянием общественного мнения и по причине алчности самого носителя дара. Мы наблюдаем превращение этих эстетических благ в обычное прозаическое ремесло.
- (Искусство исцеляет или губит? Значение творчества) Искусство несёт в себе не только эстетическое наслаждение, но и святость и добродетель. Убедиться в этом в полной мере можно благодаря повести Гоголя «Портрет». Во второй части произведения нам представляют художника-самоучку, который, тем не менее, смог познать и обрести все навыки, законы и умения, выделяющие профессионального художника. Однажды мужчине пришел заказ из церкви: нужно изобразить духа тьмы. Тут, по счастливому совпадению, ужасный ростовщик приходит к нему и просит написать его портрет. «Чего лучше? – он сам проситься в дьяволы ко мне на картину» — подумал мастер и согласился. Но не было суждено ему закончить произведение: демонические глаза, которые он написал с ростовщика, не давали ему покоя, и вскоре мужчина бросил этот заказ. Но случай этот не обошелся без последствий: вскоре, при попытке написать новые работы, живописец заметил, что в каждой новой картине присутствует этот ужасный взгляд. Чтобы искоренить из своей души и творчества отпечаток зла, мужчина уходит в монастырь, где старается в максимальной строгости провести службу. И только благодаря годам труда, покаянию перед Богом и необыкновенной самоотверженности, смог мастер искоренить в себе злое начало, которое он принёс, согласившись писать портрет ростовщика. Он написал необыкновенно красивую и святую картину на тему Рождества Иисуса. Таким образом, искусство может исцелить человеческую душу, но может и погубить ее, все зависит от того, как личность воспринимает ту энергию, которой, бесспорно, обладает творческий порыв.
- (Все ли ремесла одинаково полезны?) Различные варианты и типажи профессий окружают нас всю жизнь. Многие из них делают наши жизни более комфортными, помогая облегчить удовлетворение наших ежедневных потребностей. Другие помогают разнообразить нашу жизнь, привнося в неё новые, ранее невиданные краски. Некоторые помогают развивать интеллектуальные и нравственные стороны личности. Но все ли виды ремёсел, так глубоко внедрившиеся в окружающий мир, нацелены на поддержание жизнедеятельности и развитие индивидуальности? Ответить на поставленный вопрос нам поможет повесть Гоголя «Портрет». Во второй части нам представляют беднейшую часть Петербурга, называемую Коломной. Жизнь в этом районе настолько неблагополучна и убога, что её жителям, в поисках быстрой и временной помощи, приходится прибегать к займам у ростовщиков, которые вскоре съехались сюда и давали займы под большой процент. Из всей массы выделялся один, в отличие от своих конкурентов, располагающий любой суммой денег. Странное обстоятельство сопровождало его клиентов: все, кто брал у него залог, сталкивались с несчастьями. Таким образом, не все ремёсла созданы в помощь человеку и обществу. Так, ремесло ростовщика, представленное в произведении, обусловлено лишь жаждой богатства, которое достигается за счёт безвыходного положения малоимущих граждан. Ростовщики пользуются их нуждой, заставляя бедняков влезать в еще более серьезные долги.
- Что такое искусство и ремесло? И в чем же они различаются? Ответ на этот вопрос можно найти в произведении Гоголя «Портрет». Чтобы определить отличие данных понятий, мы обратимся к фигуре Чарткова – главному герою первой части повести, молодому художнику, живущему в нищете на Васильевском острове. Юноше, ещё во время его учебы, профессор предсказал светлое будущее в том случае, если он будет работать над своим дарованием и приумножать его. И Чартков, ориентируясь на эти слова, проводит большинство своего времени перед холстом, вкладывая всю душу в свои произведения, и постепенно развивает свой талант и приобретает опыт. Но однажды волею судьбы или роковой случайности герою в руки попадает сверток со ста червонцами, и он, не выдержав соблазна, становится модным художником: покупает себе дорогой и модный костюм, снимает великолепную квартиру, делает себе рекламу в журнале, после чего начинает писать портреты различных светских людей на заказ. Но более не видно уже в его произведениях той эстетической красоты, души, которую он вкладывал во все картины, не видно и следа, отблеска того таланта, отличающего его творения. Художник понимает это и пытается переселить оковы, связывавшие его дарование столько лет, но все попытки тщетны: изображение получается неладное, без воображения и эмоций. На примере Чарткова автор противопоставляет человека искусства, верящего в то, что он делает, стремящегося за красотой, а не наживой и движимого благими порывами, ремесленнику, который занимается своим делом ради денег и положения и выполняет заказы по обыденной установке.