Леонид Ильич Брежнев был в целом неплохим правителем. Ему, также как потом другому правителю одной «встающей с коленей» страны очень повезло с ценами на нефть, благодаря которым некоторое время СССР чувствовал себя очень даже неплохо. Он любил хорошо жить сам и давал жить другим.
Но был у Брежнева один бзик, который особенно проявился в старости. Он очень любил награды и собрал такую коллекцию, которых не было ни до него, ни после. И самой одиозной историей его награждений стало вручение высшего советского военного ордена – ордена «Победы» в 1978 году.
Все дело в том, что по статусу ордена Брежневу он не мог быть вручен ни под каким соусом. Да, этот орден вручили из политических соображений таким иностранцам как Монтгомери, Эйзенхауэр и король Румынии Михай. Но все награжденные до Брежнева имели серьезные полководческие и/или политические заслуги в годы войны. Брежнев таких заслуг не имел и не мог иметь – не то положение у него было в годы войны. Он достойно воевал на своем посту. Но именно на своем, далеко не определяющем и немногое решающем.
Поэтому, когда в 1978 году ему вручили этот орден, это вызвало ропот среди ветеранов и партийных работников, новую волну анекдотов и, чего уж греха таить, определенную долю презрения к постаревшему генсеку, так позорно награждавшему себя орденами, словно это были побрякушки. Причем вручен был орден №10, ранее принадлежавший маршалу Говорову, так как новые ордена не изготавливались.
Это было ужасно несправедливо, недостойно и, что самое главное, глупо. Впрочем, все, как всегда, сопроводили это событие «бурными и продолжительными аплодисментами».
И только в 1989 году Горбачев решился сделать поступок, который поддержали все его сторонники и оппоненты. Он отменил это глупое награждение, порочащее саму идею великого полководческого ордена.