История воздухоплавания неразрывно связана с нашей страной.
Россия не только подарила миру один из первых самолетов, но и сумела создать немало воздушных судов, аналогов которым нет в современном мире. Расскажем о пяти наиболее выдающихся из них…
Воздушные амфибии
Освоение Арктики на сегодняшний день является одной из приоритетных задач современной России. Тем не менее, чтобы опередить остальные арктические державы на данном направлении, необходимо обладать инновационным транспортным средством, способным одинаково хорошо перемещаться по льду, снегу и воде, при необходимости без труда преодолевая ледяные торосы.
Именно такое изобретение, совмещающее в себе функции аэросаней, амфибии и экраноплана, было в середине апреля представлено в Санкт-Петербурге на форуме «Арктика — территория диалога».
Предполагается, что в скором будущем в стране может появиться целый флот подобных чудо-машин. При этом необходимо отметить, что аналогов данному транспортному средству в мире на сегодняшний день нет: отдельные модификации аппарата смогут перевозить до 300 тонн груза и 60-80 пассажиров.
Неудивительно, что появление подобного транспортного средства, которое уже окрестили арктическим автобусом, на просторах Крайнего Севера окажет решающую роль в освоении Арктики.
Самолет-невидимка
Одной из главных задач создателей военных самолетов во все времена была попытка добиться эффекта невидимости воздушного судна. Советским специалистам в 1936 году удалось не только разработать, но и испытать самолет, который в воздухе становился полностью невидим для наблюдателей с земли.
Необычная воздушная машина внешне напоминала популярный в то время самолет У-2. Во время испытаний для подтверждения эффекта невидимости в воздухе его должны были сопровождать два истребителя, снимая необычное зрелище на камеру.
Наступил момент взлета. Самолет оторвался от земли и легко взмыл в воздух. Первое время его хорошо было видно в небе невооруженным глазом, но вот самолет выпустил струю газа и… растворился в воздухе. О его нахождении в небе можно было судить лишь по характерному стрекотанию мотора. Эксперимент прошел успешно!
Впоследствии создатели уникальной чудо-машины — известный в СССР авиаконструктор Роберт Бартини и профессор Академии им. Н.Е. Жуковского Сергей Козлов объяснили журналистам, как им удалось добиться невидимости самолета.
Поверхность воздушного судна была покрыта специальным отражающим оргстеклом — родоидом. Именно обшивка самолета во время полета и создавала эффект визуальной невидимости. При этом для того, чтобы усилить свойства обшивки во время полета, вокруг самолета из баллонов распылялся специальный газ голубого цвета, улучшающий эффект невидимости.
Но, к сожалению, в серийное производство самолет-невидимка так и не пошел, поскольку был невидим только для наблюдателей с земли, оставаясь отличной мишенью для радаров противника.
Самолет — подводная лодка
В 1930-е годы в Советском Союзе был спроектирован самолет — подводная лодка. Предполагалось, что данный удивительный аппарат под водой сможет подходить к побережью потенциального противника, взмывать в небо и производить бомбометания. В том случае, если ему по дороге встретятся минные поля, он легко преодолеет их по воздуху.
По достоинству оценив данную идею, И.В. Сталин отдал распоряжение немедленно претворить ее в жизнь. Звучит невероятно, но данный механизм вскоре действительно был спроектирован морским инженером Борисом Ушаковым.
В 1934 году талантливый изобретатель предоставил комиссии ВПК проект подводной лодки — самолета. Согласно чертежам, это был гидросамолет, оснащенный тремя моторами и возможностью погружаться под воду. Экспертиза проекта длилась два года, после чего он получил положительную характеристику Министерства обороны и был передан на производство.
Однако в 1938 году после повторных испытаний опытного образца проект, к сожалению, был закрыт из-за слишком медленной скорости данного технического устройства в подводном состоянии.
Космический истребитель
К концу прошлого века мировая космонавтика переживала расцвет, а основными критериями соперничества СССР и США стали запуски многоразовых космических кораблей «Буран» и «Шаттл». При этом сегодня почему-то почти забыли, что в Советском Союзе существовал более ранний проект военного многоразового космического истребителя проекта «Спираль». В верхние слои атмосферы он должен был подниматься на ракете-носителе или при помощи гиперзвукового самолета. За характерное строение носовой части первый в мире военный космический истребитель был прозван «лаптем».
Предполагалось, что, набрав высоту 20 км, он отделится от гиперзвукового самолета-носителя и самостоятельно выйдет на высоту 400 км для уничтожения американских станций проекта «Звездные войны». Вооружены «лапти» были 23-миллимитровыми пушками. Согласно расчетам советских ученых, американская система «Звездных войн» должна была быть уничтожена космическими истребителями не более чем за 80 минут.
Первые испытания проводились 6 декабря 1969 года. В ходе следующих испытаний космический истребитель сбросили с самолета-носителя Ту-95, и он отлично выполнил все поставленные перед ним задачи.
Примечательно, что, по мнению ученых, «лапоть» был крайне удачным проектом. Он в корне отличался от «Шаттла» и «Бурана», делая вхождение в атмосферу и спуск более безопасными. Плюсом было и то, что космический истребитель мог взлетать с любого аэродрома, а не только с космодрома, находящегося под наблюдением потенциального противника.
Кроме того, космический истребитель при помощи ядерных зарядов мог атаковать с орбиты вражеские авианосные группы. К сожалению, в 1973 году проект был закрыт, а отряд космонавтов расформирован. Причинами стали ограниченное финансирование и конкуренция различных направлений развития космической техники.
Летающая тарелка СССР
В то же время самой невероятной разработкой советских ученых, считающейся революционной и в наши дни, стал летательный аппарат под названием «Экология и прогресс» (ЭКИП), появившийся в конце прошлого века. Данный самолет за его внешний вид еще называют «русская летающая тарелка».
Изобретателем необычного устройства стал инженер Л.Н. Щукин. Согласно техническим характеристикам, ЭКИП мог свободно перемещаться в воздухе на высоте от 3 до 11 000 метров. При этом его скорость движения варьировалась от 120 до 700 км/ч. Внешне ЭКИП действительно сильно смахивал на дискообразное НЛО, функционируя по схеме «летающее крыло».
Важной особенностью данного изобретения оказалась его способность оставаться практически невидимым для радиолокационных станций. Необычным было даже топливо ЭКИП. Заправлялся аппарат керосином, водородом или водоэмульсионным топливом, на 60% состоящим из воды!
При этом некоторые проектируемые модели ЭКИП могли перевозить по воздуху грузы от 4 до 120 тонн или до 1000 человек при минимальных расходах топлива (в разы ниже, чем при аналогичных перевозках современным авиатранспортом).
Для посадки и взлета ЭКИП не требовалась взлетно-посадочная полоса. Обладая воздушной подушкой, аппарат мог садиться на любую поверхность, будь то трава, снег, вода или болото. Для бескрайних просторов СССР данное устройство было просто бесценно.
Неудивительно, что в 1993 году на правительственном уровне было принято решение о выделении средств на финансирование перспективного проекта. К этому времени в стране уже были созданы два пилотных полноразмерных ЭКИП по 9 тонн каждый. Разработка серийной модели аппарата в 1999 году была включена отдельной строкой в бюджет страны, но финансирование неожиданно было прервано, и проект встал.
Дмитрий Соколов.