Сайт о рекламе, экономике, событиях
Государственный музей-заповедник «Царское Село» получил в дар уникальные миниатюрные портреты семьи Романовых. Самый маленький, где изображен Николай Второй, по размеру всего восемь на шесть миллиметров. Все предметы были частью ювелирных украшений императрицы Марии Федоровны, супруги Александра Третьего.
Эти экспонаты иначе как крошечными не назовешь. Пять миниатюр умещаются в одной витрине. Рассматривать портреты гостям предлагают с помощью увеличительных стёкол.
— Они такие малюсенькие. С ума сойти. Две линзы — это уже телескоп. Но все равно не получается, двоится.
Миниатюры, сделанные на слоновой кости, принадлежали императрице Марии Федоровне, страстной любительнице драгоценностей. На них ее родственники: супруг Александр Третий, сын Николай Второй в детстве, юности и зрелом возрасте, а также невестка, императрица Александра Фёдоровна.
Крошечные портреты владелица носила в виде брошей и подвески, а хранила в знаменитом ларце с драгоценностями, который забрала с собой из России в эмиграцию.
ЛАРИСА БАРДОВСКАЯ,хранитель фонда живописи ГМЗ «Царское Село»: «Все эти вещи очень элегантные. Очень мелкие. Сложно написанные. И, конечно, сложно сохраняются. Но мастерство удивительное. Тонка пластинка слоновой кости. На них портреты. Под ними подложка очень тонкой серебряной фольги».
Украшения стали свидетелями самых драматичных событий в жизни Марии Федоровны. Они были с ней в Крыму, где вдовствующая императрица узнала об отречении от престола своего сына. И на борту линкора «Мальборо», на котором ее эвакуировали в Великобританию. Только чудом уникальную ювелирную коллекцию удалось спрятать от большевиков.
ОЛЬГА ТАРАТЫНОВА,директор ГМЗ «Царское Село»: «Были добрые люди в Крыму, которые предупреждали их об обысках. И заранее Мария Федоровна с дочерьми содержимое этого сундучка засовывала в жестяные банки и прятала в расселинах скал неподалеку от имения».
Даже в эмиграции, в Дании, предпоследняя российская императрица не расставалась с фамильными ценностями, хотя финансовое положение семьи было тяжелым. Для нее броши и подвеска с миниатюрами не просто царские сокровища, а память о дорогих людях. В чужие руки ларец попал только после смерти Марии Федоровны. Им распорядились ее дочери.
МАРИЯ МАРЧЕНКО,корреспондент: «Ксения Александровна продала драгоценности матери известному ювелирному дому, о чем свидетельствует эта опись на трех листах, где рукой дочери Марии Федоровны сделаны пометки простым карандашом: «Папа», «Ники и Аликс», «Ники». Для ювелиров ценность представляли только оправы. Сами миниатюры вернули владелице».
Миниатюры стали частью архива, который до последнего времени хранился в частной коллекции. Два года назад музею «Царское Село» удалось выкупить документы. На крошечные портреты денег не было. Помог меценат. Теперь, с гордостью отмечают хранители, в фондах хранится самая большая иконография императора Николая Второго: от масштабных парадных портретов до такого, размером всего восемь на шесть миллиметров.
Читайте нас в «Яндекс.Дзене».
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
© 2024 Advert Journal Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru
Хотите получать обновления?
Подпишитесь, чтобы не пропустить новые публикации