Московская компания «Дронстрой» сконструировала и испытала несколько видов беспилотных конвертопланов (самолетов с изменяющимся наклоном винта, способных к вертикальному взлету). В настоящее время она готовит испытательный модуль, который позволит протестировать 30 машин в воздухе на территории Московской области. Они смогут доставлять грузы «последней мили» в местах без дорог и аэропортов и выполнять другие задачи. Компании нужно 150 млн руб. для запуска проекта. Кирилл Левчук, финансовый директор «Дронстроя», рассказал «Инвест-Форсайту» о деталях проекта.
Дрон превращается в самолет
В 90-е годы два основателя «Дронстроя» Игорь Белов и Кирилл Левчук занимались сотовой связью в Нижегородской области. У них была компания ПССР («Персональные системы связи России»). Бизнесмены создали программно-аппаратный комплекс «Русь-М», который позволял осуществлять доступ к интернету, в том числе через Wi-Fi. В дальнейшем схема была реализована в Москве, в районе Митино (ООО «Леальта»). При этом интернет был не только в точке подключения, но и в подъезде – даже на улице. Пять лет назад партнеры стали разрабатывать летающий беспилотник. Широкополосный Wi-Fi оказался необходим для беспилотных машин: его сигнал невозможно перехватить – это устойчивая связь с передачей управляющего сигнала, телеметрии и высококачественного изображения со скоростью в 10 Мб/с.
Время полета текущих моделей квадрокоптеров на аккумуляторах ограничено 20-30 минутами, то есть для доставки грузов такой аппарат не предназначен. «Дронстрою» удалось увеличить полетное время до 70 минут. При скорости квадрокоптера в 30 км/ч он может пролететь 15 км туда и 15 км обратно.
– Для доставки грузов это мало. Поэтому мы решили использовать двигатели внутреннего сгорания, – рассказывает Кирилл Левчук.
Конвертоплан, готовящийся к серийному запуску «Дронстроем», – аппарат самолетного типа. Он взлетает на 4 электродвигателях по квадрокоптерной схеме; после того как он поднялся на 15-20 метров, включается двигатель внутреннего сгорания, и аппарат начинает лететь, как обычный самолет. Разработку электродвигателей «Дронстрой» осуществляет сам. Китайские двигатели горели из-за намотки некачественной проволокой. На сегодня сделано два двигателя, каждый вышел по себестоимости в 1 млн руб. Двигатель имеет тягу в 110 кг. Всего разработано и испытано 7 моделей беспилотников, в том числе снаряженных макетами оружия. Собственные производственные мощности «Дронстроя» находятся возле деревни Митино, в Подмосковье с 4 специализированными под производство пропеллеров и деталей станками ЧПУ. Здесь же дронстроевцы построили и вышку сотовой связи для управления беспилотником. Несмотря на то, что машины пока не имеют законченной конструкторской документации, они все летали по официальным разрешениям (ОрВД) (Организации воздушного движения).
Машина имени Сенбернара
Одна из моделей «Дронстроя» весит 30 кг и может доставлять небольшие грузы – до 10 кг. Скорость – 130-150 км/ч, как у самолета-кукурузника. Имеющиеся отечественные аналоги такой скорости пока не достигли: грузовой беспилотник SKYF летает со скорость 5-10 км/ч. Называться дронстроевская машина будет «Сенбернар-3» в честь знаменитой породы собак, выведенных монахами для спасения пропавших путников на альпийском перевале Большой Сен-Бернар. Собака, по легенде, носила на ошейнике бренди, который пили замерзшие люди. «3» – потому что размах крыльев составляет 3 метра. Возможно, конвертоплан «Сенбернар» тоже для кого-то окажется спасителем.
Эта машина нужна прежде всего для доставки небольших грузов – туда, куда не проедет машина, не полетит небольшой самолет. Количество аэропортов малой авиации в России резко сократилось. В РФ сейчас их меньше, чем на Аляске. Между тем на 60% территории России – Сибирь, Дальний Восток, Крайний Север – малая авиация является единственным транспортом. К 2023 году у России практически не останется малых самолетов. Конвертоплану не нужны аэропорт и дорога, он способен сесть практически в любом месте. «Почте России» нужны конвертопланы, которые смогут доставить до 200 кг грузов. Следующий аппарат «Дронстроя» с размахом крыльев в 10 метров сможет доставить 200 кг.
ООО «Дронстрой» зарегистрировано в марте 2017 г., единственным владельцем компании является Игорь Белов (данные Контур.Фокус). На сегодня в дроны вложено около $5 млн и пока не продан ни один. Но все машины летают и готовы к производству. Компания ищет 50 млн руб. инвестиций, чтобы получить еще 100 млн руб. государственного финансирования. Проект поддерживает «Аэронет НТИ», компания также ведет переговоры с ОАК, Сбербанком, НТЦ им. Жуковского и другими потенциальным партнерами.
Дроны в аренду
«Саму машину покупать будут мало, больше нужны будут ее услуги», – говорит Кирилл Левчук.
Дронстроевский беспилотник стоит 1,5 млн руб. Час эксплуатации выйдет дешевым – дешевле автомобиля – за счет скорости и отсутствия пилота. Расходы будут складываться на бензин, страховки и техобслуживания. Некоторые губернаторы, в том числе Московской и Томской областей, заинтересованы в таких логистических услугах. Дронстроевцы намерены создать логистическую компанию, которая будет предоставлять населению и бизнесу услуги по доставке грузов. В первый год будет испытано 10 машин в Подмосковье. По плану, испытания начнутся летом.
Автор: Наталья Кузнецова