В предыдущей статье были рассмотрены танки Германии в межвоенный период. В Советском Союзе не было своей школы танкостроения, в Первую мировую войну в России были только экзотические эксперименты Лебеденко и Пороховщикова по созданию танка, которые ни к чему не привели. В России также не было своей школы автомобилестроения и двигателестроения, как в США, Франции и Германии. Поэтому начинать разработку танков надо был с нуля и в первую очередь с изучения опыта других стран.
В этом вопросе помог случай. В процессе Гражданской войны под Одессой Красной армией была захвачена партия самых лучших легких танков времен Перовой мировой войны, французских танков «Рено» FT17, которые какое-то время эксплуатировались красноармейцами и участвовали в боях. Изучение и опыт эксплуатации танков FT17 подтолкнули советское правительство к организации производства своих танков. В августе 1919 года вышло решение Совнаркома об организации производства танков в Нижнем Новгороде на заводе «Красное Сормово». Один танк FT17 в разобранном виде был направлен на завод, правда, в нем отсутствовали двигатель и коробка передач. За короткое время была разработана документация на танк и подключены другие заводы: Ижорский завод — по поставке броневых листов, московский завод «АМО» поставлял автомобильный двигатель «Фиат», производившийся не этом заводе, а Путиловский завод поставлял вооружение.
В 1920-1921 годах было изготовлено 15 танков «Русский Рено». Они поступили на вооружение Красной армии, но в боевых действиях участия не принимали.
Легкий танк «Русский Рено»
Танк «Русский Рено» был почти полностью скопирован со своего прототипа FT17 и повторял его конструкцию. По компоновке это был однобашенный танк с легким бронированием весом 7 тонн и экипажем два человека – командир и механик-водитель. Отделение управления находилось в передней части танка, там было предусмотрено место механика-водителя. За отделением управления было боевое отделение с вращающейся башней, где стоя или сидя на брезентовой петле размещался командир-стрелок. Моторно-трансмиссионное отделение находилось в корме танка.
Легкий танк «Русский Рено»
Конструкция корпуса танка была клепанной и собиралась из катаных бронелистов на каркасе при помощи заклепок, башня также была клепаной, при этом лобовые листы корпуса и башни имели большие углы наклона. На крыше башни был бронированный колпак для наблюдения за местностью. На танке обеспечивался достаточно хороший обзор через смотровые щели в корпусе и башне. Танк обладал противопульной защитой, толщина брони башни 22мм, лба и бортов корпуса 16мм, днища и крыши (6,5-8)мм.
В качестве силовой установки использовался двигатель «АМО» мощностью 33,5 л.с., разработанный на базе автомобильного двигателя «Фиат», обеспечивающий скорость 8,5 км/час и запас хода 60 км.
Вооружение танка было в двух вариантах, пушечное или пулеметное. В башне устанавливалась короткоствольная 37 мм пушка Гочкиса L/21 (Пюто СА-18) или 8мм пулемет Гочкиса. По вертикали пушка наводилась с помощью плечевого упора, по горизонту башня поворачивалась с помощью мускульной силы командира. На некоторых более поздних образцах в башне устанавливались спаренные пушка и пулемет.
Легкий танк «Русский Рено»
Ходовая часть танка была «полужёсткой» и принципиально не отличалась от ходовой FT17 и по каждому борту содержала 9 сдвоенных опорных катков малого диаметра с внутренними ребордами, 6 сдвоенных поддерживающих роликов, переднего направляющего колеса и заднего ведущего колеса. Опорные катки были сблокированы в четыре тележки, тележки попарно соединялись посредством шарнира с балансирами, которые, в свою очередь, шарнирно подвешивались к полуэллиптическим стальным рессорам. Концы рессор подвешивались к продольной балке, крепившейся к борту корпуса танка. Вся эта конструкция прикрывалась броневыми листами.
В целом танк «Русский Рено», будучи копией французского FT17, являлся вполне современной по тем временам машиной и по своим характеристикам не уступал прототипу, а по максимальной скорости даже превосходил его. Этот танк был на вооружении до 1930 года.
Легкий танк Т-18 или МС-1
В 1924 году военным командованием было принято решение разработать новый советский танк, танк «Русский Рено» считался малоподвижным и слабо вооруженным. В 1925-1927 была произведена разработка первого серийного советского легкого танка МС-1 («Малый сопровождения») или Т-18 для сопровождения и огневой поддержки пехоты. За основу танка были взяты идеи французского FT17, производство танка было поручено Ленинградскому заводу «Большевик».
Легкий танк Т-18 с пушечно-пулеметным вооружением
В 1927 году был изготовлен прототип танка, получивший индекс Т-16. Внешне он напоминал все тот же FT17, но это был уже другой танк. Двигатель располагался поперек корпуса, длина танка уменьшилась, была принципиально другая ходовая, на корме сохранился «хвост» для преодоления препятствий. По результатам испытаний танк был доработан изготовлен второй образец с индексом Т-18, который подтвердил заданные характеристики. В 1928 году началось серийное производство танка Т-18.
По компоновке Т-18 имел классическую схему с расположением отделения управления в лобовой части корпуса, за ним боевое отделение с вращающейся башней и в корме моторно-трансмиссионное отделение. Вооружение размещалось в башне, на крыше башни была командирская башенка для наблюдения и люком для посадки экипажа. Вес танка был 5,3 тонны, экипаж два человека.
Корпус танка был клепаным и собирался на каркасе из катаных бронелистов. Броневая защита танка была от стрелкового оружия, толщина брони башни, лба и бортов корпуса 16 мм, крыши и днища 8 мм.
Вооружение танка состояло из короткоствольной 37-мм пушкой Гочкиса L/20 и двуствольного 6,5-мм пулемета Федорова в шаровой установке, с 1929 года устанавливался другой 7,62-мм пулемет Дегтярева. Для наведения оружия в вертикальной плоскости, как и на французском FT17, использовался плечевой упор, по горизонту поворот башни производился за счет мускульной силы командира.
Легкий танк Т-18 с пушечным вооружением
В качестве силовой установки использовался двигатель воздушного охлаждения Микулина мощностью 35 л.с., обеспечивающий скорость по шоссе 16 км/час и по пересеченной местности 6,5 км/час и запас хода 100км. Двигатель позже был модернизирован до мощности 40 л.с. и обеспечивал скорость по шоссе 22 км/час.
Ходовая часть Т-18 на каждом борту состояла из переднего ленивца, заднего ведущего колеса, семи обрезиненных сдвоенных опорных катков малого диаметра и трёх обрезиненных сдвоенных поддерживающих катков с листовыми рессорами. Шесть задних опорных катков были сблокированы по два на балансирах, подвешенных на прикрытых защитными кожухами вертикальных цилиндрических пружинах. Передний опорный каток крепился на отдельном рычаге, соединённом с передней тележкой подвески и подрессоривался отдельной наклонной пружиной.
Легкий танк Т-18 с пушечным вооружением
Танк Т-18 для своего времени оказался достаточно подвижным и способным поддерживать пехоту и кавалерию в наступлении, но на преодоление подготовленной противотанковой обороны противника он был на способен.
За время производства в 1928 -1931 годах, в войска поступила 957 машин. В 1938-1939 годах он был модернизирован, была установлена 45мм пушка и вес танка увеличился до 7,25 тонны. До второй половины тридцатых годов Т-18 составлял основу бронетанковых сил Советского Союза, после чего его вытеснили танки БТ и Т-26.
Легкий танк Т-19
В 1929 году было принято решение о разработке нового более мощного танка Т-19 на замену Т-18. За короткое время танк был разработан и в 1931 году изготовлены опытные образцы.
Танк был классической компоновки с экипажем три человека и весом 8,05 тонн. По своим основным характеристикам он принципиально не отличался от Т-18. Конструкция танка была клепаной, бронезащита такая же как и у Т-18, башня, лоб и борта корпуса толщиной 16 мм, крыша и днище 8 мм. Вооружение состояло из 37-мм пушки Гочкиса L/20 и двух 7,62-мм пулеметов Дегтярева ДТ-29, один из которых устанавливался в корпусе танка в шаровой опоре.
Легкий танк Т-19
Была попытка установить двигатель Микулина мощностью 100 л.с., обеспечивающий скорость 27 км час, но его вовремя не разработали.
Ходовая часть Т-19 была заимствована у французского танка Renault NC-27 и состояла из 12 опорных катков малого диаметра с вертикальной пружинной подвеской, сблокированных в три тележки, 4 поддерживающих роликов, переднего ведущего и заднего направляющего колеса.
Конструкция легкого танка Т-19
Танк Т-19 имел достаточно много новых конструкторских решений, которые чрезмерно усложнили его конструкцию. «Хвост» у танка убрали, вместо этого он мог преодолевать широкие рвы путем «сцепки» двух танков с помощью ферменных конструкций. Была попытка сделать танк плавающим с помощью винтов или навесными плавсредствами (надувными или каркасными поплавками), но в полном объеме реализовать это не удалось.
Проведенные в 1931-1932 годах испытания танка показали его низкую надежность и излишнюю техническую сложность, при этом танк оказался очень дорогим. Проект танка Т-19 уступал закупленным в 1930 году английским легким двухбашенным танкам «Виккерс шеститонный», на базе которого был разработан и запущен в серийное производство в 1931 году советский легкий танк Т-26. Основное внимание было сосредоточено на разработке и внедрении легкого танка Т-26.
Танкетка Т-27
Танкетка Т-27 была разработана на основе английской танкетки Carden-Loyd Mk.IV по лицензии, приобретенной в 1930 году. Танкетка представляла собой легкобронированную машину с пулеметным вооружением, на которую возлагались задачи по разведке и сопровождению пехоты на поле боя.
Английская танкетка Carden-Loyd Mk.IV прототип танкетки Т-27
Т-27 являлась классической безбашенной танкеткой. В передней части корпуса размещалась трансмиссия, в средней части двигатель и в корме экипаж, состоящий из 2 человек (механика-водителя и командира-пулемётчика). Механик-водитель размещался в корпусе слева, а командир справа. На крыше корпуса было два люка для посадки экипажа.
Танкетка Т-27
Конструкция была клепаной, бронирование противопульное, толщина брони лба и бортов корпуса 10 мм, крыши 6мм, днища 4 мм. Вес танкетки был 2,7 тонны.
Танкетка Т-27
Вооружение состояло из 7,62-мм пулемёта ДТ, расположенного в переднем щитке корпуса.
В качестве силовой установки использовался двигатель Форд-АА (ГАЗ-АА) мощностью 40 л. с. и трансмиссия, заимствованная у грузового автомобиля Форд-АА/ГАЗ-АА. Скорость танкетки по шоссе 40 км час, запас хода 120 км.
Ходовая часть имела блокированную подвеску полужёсткого типа, состоящую из шести сдвоенных опорных катков, сблокированных попарно в тележки с амортизацией из листовых рессор.
К началу Великой отечественной войны в армии имелось 2343 танкеток Т-27, рассредоточенных по различным военным округам и воинским частям.
Легкий плавающий танк Т-37А
Легкий плавающий танк Т-37А был разработан в 1932 году на основе компоновочной схемы легкого плавающего английского танка «Виккерс-Карден-Ллойд», партию которых приобрел Советский Союз в Англии в 1932 году, и наработок советских конструкторов по опытным плавающим танкам Т-37 и Т-41. На танк возлагали выполнение задач связи, разведки и боевого охранения частей на марше, а также непосредственной поддержки пехоты на поле боя.
Легкий плавающий танк Т-37А
Танк серийно производился в 1933—1936 годах и был заменён на более совершенный Т-38, разработанный на основе Т-37А. В общей сложности было изготовлено 2566 танков Т-37А.
Танк имел компоновку, аналогичную английскому прототипу, отделение управления, объединенное с боевым и моторным, находилось в средней части танка, трансмиссионное в носовой части. В корме размещались системы охлаждения, топливный бак и привод гребного винта. Экипаж танка состоял из двух человек: механика-водителя, находившегося в левой части отделения управления, и командира, находившегося в смещённой к правому борту башне. Вес танка был 3,2 тонны.
Бронирование Т-37А было противопульное. Корпус танка имел коробчатую форму и собирался на каркасе из бронелистов при помощи заклёпок и сварки. Башня цилиндрической формы по конструкции аналогичная корпусу была расположена на правой половине отделения управления. Поворот башни осуществлялся вручную с помощью приваренных внутри рукояток. Для посадки экипажа имелись люки в крыше башни и рубки, механик-водитель имел также смотровой люк в лобовой части рубки.
Вооружение танка состояло из 7,62-мм пулемёта ДТ, установленного в шаровой установке в лобовом листе башни.
В качестве силовой установки использовался двигатель ГАЗ-АА мощностью 40 л. с. Для движения по воде был двухлопастный реверсивный гребной винт. Поворот танка на воде осуществлялся с помощью пера руля. Скорость танка по шоссе 40 км/час, на плаву 6 км/час.
Легкий плавающий танк Т-37А (вид сзади)
Ходовая часть Т-37А на каждом борту состояла из четырёх одиночных обрезиненных опорных катков, трёх обрезиненных поддерживающих катков, переднего ведущего колеса и обрезиненного ленивца. Подвеска опорных катков — сблокированная попарно по схеме «ножницы»: каждый опорный каток устанавливался на одном конце треугольного балансира, другой конец которого крепился на шарнире к корпусу танка, а третий соединялся попарно пружиной со вторым балансиром тележки.
Танк Т-37А в начале и середине 1930-х годов был практически единственным серийным плавающим танком, за рубежом работы в этом направлении ограничивались только созданием опытных образцов. Дальнейшее развитие концепции плавающего танка привело к созданию танка Т-40.
Легкий плавающий танк Т-38
Плавающий танк Т-38 был разработан в 1936 году и по существу являлся модификацией танка Т-37А. Танк серийно выпускался с 1936 по 1939 годы, всего было выпущено 1340 танков.
Компоновка Т-38 осталась прежней, но башня располагалась на левой половине корпуса, а рабочее место механика-водителя на правой. Танк имел аналогичную Т-37А форму корпуса, но стал значительно шире и ниже. Башня была заимствована у Т-37А без значительных изменений. Доработке подверглись также трансмиссия и конструкция тележек подвески. Вес танка увеличился до 3,3 тонны.
Легкий плавающий танк Т-38
Среди модельного ряда советских танков конца 1930-х годов Т-38 являлся одной из наименее боеспособных машин. Машина имела слабое даже по меркам того времени вооружение и бронирование, неудовлетворительные показатели мореходности, что ставило под сомнение возможность её использования в десантных и амфибийных операциях. Из-за отсутствия радиостанций большинство Т-38 плохо справлялось и с ролью танка-разведчика, учитывая их плохую проходимость вне дорог.
Легкий плавающий танк Т-40
Легкий плавающий танк Т-40 был разработан в 1939 году и в этом же году принят на вооружение. Серийно выпускался до декабря 1941с года. Всего было выпущено 960 танков.
Танк был разработан с учетом устранения недостатков плавающего танка Т-38. Путями совершенствования танка было создание удобной формы корпуса, приспособленной для движения на плаву, повышение огневой мощи и защищенности танка, улучшение условий работы экипажа.
Легкий плавающий танк Т-40 на марше
Компоновка танка несколько изменилась, трансмиссионное отделение было в носовой части корпуса, отдаление управления по центру в передней части корпуса, в середине танка справа моторное отделение справа и боевое отделение с конической круглой башней слева, в корме танка узлы водоходного движителя и системы двигателя. В отличие от Т-38, механик-водитель и командир размещались совместно в одном обитаемом отделении.
Для посадки механика-водителя на крыше подбашенной бронеплиты располагался откидной люк, а для командира в крыше башни имелся полукруглый откидной люк. Для удобства работы механика — водителя при движении на плаву в лобовой части корпуса устанавливался откидной щиток.
Легкий плавающий танк Т-40 на плаву
Корпус танка сваривался из катаных бронеплит, некоторые из них крепились болтами. Бронезащищенность танка была противопульная, толщина брони башни и лба корпуса (15- 20) мм, бортов корпуса (13 – 15) мм, крыши и днища 5мм. Вес танка был 5,5 тонн.
Вооружение танка размещалось в башне и состояло из 12,7 мм крупнокалиберного пулемёта ДШК и спаренного с ним 7,62мм пулемёта ДТ. Небольшая партия танков Т-40 оснащались 20мм пушкой ШВАК-Т.
Легкий плавающий танк Т-40
В качестве силовой установки использовался двигатель ГАЗ-11 мощностью 85 л.с., обеспечивающий скорость по шоссе 44 км/час и на плаву 6 км/час. Водоходный движитель включал в себя гребной винт в гидродинамической нише и водоходные рули.
В ходовой части Т-40 была применена индивидуальная торсионная подвеска. По каждому борту в её состав входили 4 односкатных опорных катка малого диаметра с резиновыми бандажами, 3 поддерживающих односкатных катка с наружной амортизацией, ведущее колесо впереди и ленивец сзади.
Легкий танк Т-40 завершал поколение советских плавающих танков предвоенного периода, по своим характеристикам они были на уровне зарубежных образцов. Всего перед войной было выпущено 7209 образцов танкеток Т-27 и плавающих танков Т-37А, Т-38 и Т-40. Проявить себя по назначению они не смогли, поскольку в начальный период войны их зачастую использовали для поддержки атакующей пехоты и большая часть танков была просто брошена или уничтожена.
Плавающий танк Т-40 стал прототипом легкого танка Т-60, который массово выпускался уже во время войны.
Продолжение следует…
Автор:
Юрий Апухтин
Использованы фотографии:
aviarmor.net, warspot.ru, war-time.ru, topwar.ru
Статьи из этой серии:
Что способствовало появлению танков в Первую мировую войну
Немецкие танки Первой мировой войны
Французские танки Первой мировой войны
Танки Англии в межвоенный период
Лёгкие танки Франции в межвоенный период
Средние и тяжёлые танки Франции в межвоенный период
Лёгкие танки США в межвоенный период
Средние и тяжёлые танки США в межвоенный период
Лёгкие танки Германии в межвоенный период
Средние танки Германии в межвоенный период