Нынешний Петербургский экономический форум — безусловно, главное экономическое событие не только для России, но и для всего мира. Отсутствие на форуме представительных делегаций из США и ЕС с успехом компенсировано госвизитом главы Китая Си Цзиньпина и возможностью запуска ряда судьбоносных проектов — от перехода на рубли и юани в российско-китайских торговых отношениях до запуска российско-китайского банка и системы межбанковских расчетов взамен американской SWIFT. Между тем, на форуме вряд ли поднимут темы, которые больше всего беспокоят патриотов, а именно темы варварских вырубок лесов китайцами в Сибири, ползучей оккупации страны под видом ТОРов (территории опережающего развития), загрязнения наших территорий, в том числе почв, и в особенности цифровизация всего и вся, в которой Китай преуспел больше, чем кто-либо в мире.
Главным гостем нынешнего форума станет, разумеется, Си Цзиньпин. Правда сначала китайский лидер заскочил на пару дней в Москву, чтобы подарить Московскому зоопарку двух бамбуковых медведей-панд и назвать Владимира Путина лучшим другом. Но основные дела у него на ПМЭФ, где еще до официального начала форума начал работать Российско-китайский деловой форум «Один пояс — один путь» с участием представительной китайской делегации и советника Президента РФ академика Сергея Глазьева. Желающие оценить масштаб и основные направления предполагаемого взаимодействия между нашими странами могут послушать выступление Сергея Юрьевича.
Сами китайцы, чья страна находится в состоянии торговой войны с США, были еще менее сдержанны в своих оценках. Так, председатель Русско-китайской ассоциации по исследованию и развитию стратегии «Один пояс — один путь» Чэнь Чжиган образно заявил, что Россия и Китай, как главные зачинщики многополярного мира, десятилетия присматривались друг к другу, «вели себя сдержанно», но 2019 год — это «год перехода к уверенным действиям». Один из модераторов секции, ректор Северо-Западной академии госслужбы Владимир Шамахов был еще более конкретен: «Период влюбленности прошел, нужно посылать сватов» (тут уместно вспомнить, что на Западе Россия ассоциируется с медведем, ну и китайские панда — тоже медведь).
Один из участников китайской делегации на это заметил, что «у нас прекрасные отношения на высшем уровне, можно сказать, что наши руководители уже поженились, но хотелось бы, чтобы и на другом уровне любви было больше». Помимо слов о необходимости открыть Китаю великую русскую культуру (сейчас в Поднебесной доминирует Голливуд и индийский синематограф) звучали и более конкретные предложения. Например, представитель инвестиционного блока китайской делегации заявил на закрытой секции форума, что Китай уже год назад был готов уйти от доллара в двусторонних отношениях и перейти на торговлю за рубли или юани, но руководство «Газпрома» и других российских монополистов отказалось, заявив, что «им удобно торговать в долларах или в крайнем случае в евро». Было бы неплохо, если бы ФСБ и Генпрокуратура занялись этим вопросом поподробнее, выяснив мотивацию г-на Миллера, который, кстати, в этом году почему-то не заявлен в списках участников форума.
Вообще же на форуме планируется подписать более 30 российско-китайских документов стратегической важности. Судя по выступлениям на «круглых столах», это не только договора о стратегическом партнерстве МТС с гонимой американцами китайской корпорацией «Хуавэй» (они собираются развивать 5G — об этом «Катюша» расскажет отдельно), но и более масштабные соглашения о переходе на расчеты в национальных валютах, о создании российско-китайского банка или о запуске новой межбанковской системы вместо американской системы SWIFT. Впрочем, решения такого рода могут озвучивать только президенты, так что подождем до завтра, когда на ПМЭФ приедут Владимир Путин и Си Цзиньпин. Реализация любой из названных инициатив означает не просто подрыв американской гегемонии в финансовой сфере и опасный прецедент для эмитента доллара — частной лавочки ФРС, а мощнейший удар по экономике США, которая во многом существует за счет «пузырей».
Впрочем, на этих ожиданиях хорошие новости заканчиваются хотя бы потому, что главные вопросы взаимодействия с Китаем, которые волнуют не элиты, а обычных людей, на форуме явно подниматься не будут. В частности, на ПМЭФ навряд ли будут обсуждать безбожные вырубки тысяч гектаров российских лесов в Сибири китайцами. Подробнее про это можно узнать, например, из этого интервью главы Счетной палаты Красноярска:
Навряд ли высокие договаривающиеся стороны скажут что-то про экологические катастрофы в приграничных с Китаем районах, про варварское земледелие китайцев на русской земле, про территории опережающего развития (ТОР), про цифровизацию, которую давно уже стоит рассматривать в контексте угроз национальной безопасности…
Что бы там ни рассказывал глава Сбербанка Герман Греф Владимиру Путину, китайцы давно обогнали Запад (не говоря уж о России) в вопросах манипулирования людьми с помощью искусственного интеллекта и тотального контроля над личностью — в том числе и потому что китайская культура, в отличии от европейской, не придает этой самой личности большого значения. Страшно, если наши власть предержащие не понимают этих отличий и, вырвавшись (благодаря санкциям) из объятий американских глобалистов, прыгнут в пасть китайского цифрового дракона. А такая опасность, увы, есть: сама обсуждаемая на ПМЭФ возможность допуска китайских инвесторов к системе видеонаблюдения за москвичами уже заставляет вспомнить и перечитать статью Уголовного Кодекса об измене Родине.
Впрочем, китайцы китайцами, а рвать с США российская элита явно не намерена хотя бы потому, что существенная ее часть является вольной или невольной агентурой влияния Штатов. Именно этим можно объяснить и пляски вокруг находящегося под следствием американского жулика-инвестора Майкла Калви, которого, согласно телеграм-каналам, чуть ли не собираются привести на ПМЭФ под контролем сотрудников ФСИН; и мечты вице-премьера Антона Силуанова встретить на следующем форуме другого сидельца, экс-министра открытого правительства и большого друга США Михаила Абызова; и даже следующую заметку в РБК: «Несмотря на сложный период в отношениях с Россией, США вышли на первое место в рейтинге стран, инвестирующих в Россию, — впервые с 2013 года, свидетельствуют результаты ежегодного исследования аудиторско-консалтинговой сети EY «Инвестиционная привлекательность стран Европы за 2018 год». Количество инвестпроектов из США увеличилось почти на 74%, с 19 до 33. То есть на долю американцев пришлось почти 16% всех проектов в России. Однако это расходится с официальной статистикой ЦБ, которая отводит США только 18-е место в списке прямых иностранных инвестиций».
Андрей Цыганов, РИА Катюша