Гильдия драматургов России за последний год не раз заявляла о готовности выступить основным инвестором нового проекта – специализированного издания, где публиковался бы главный материал для театра – драматическая литература, с которой (а вовсе не «с вешалки», по стереотипному представлению) театр и начинается. Нашему журналу в 2017 году давал подробное разъяснение задач гильдии известный драматург Валентин Красногоров, а в недавнем интервью редактор МХТ им. Чехова, критик Павел Руднев прямо признал ненормальность положения, когда единственное на всю страну профильное издание по драматургии выходит раз в квартал, к тому же едва сводя концы с концами в финансовом отношении. Свой взгляд на ситуацию – у художественного руководителя прославленного «Ленкома», народного артиста СССР Марка Захарова, который дал комментарий «Инвест-Форсайту».
Фото: Александр Стернин
– Марк Анатольевич, как вы прокомментируете идею специализированного издания или издательского проекта, посвященного современной драматургии?
– Такой новой площадке для драматургов, новому средству массовой информации, которое специализировалось бы на пьесах современных авторов, я могу пожелать, конечно, попутного ветра и всяческой удачи. У нас сейчас много издаётся разных журналов и газет; многие преуспели, как вы знаете, и в электронных форматах. Но само появление новой медийной формы для современных взглядов, современной драматургии, современных размышлений о театре было бы, безусловно, очень полезным всем имеющим отношение к профессиональной сцене. Скажу только сразу: задача эта – чрезвычайно сложная. Драматургия развивается всё-таки (как и режиссура развивалась в России) волнообразно. Взлёты и спады, опять взлёты и спады, потом долгий застой, затем снова какое-то пробуждение, как, допустим, связанное с драматургом Александром Володиным. Он – один из тех, кстати, кто мне особенно памятен… Но не скрою от вас: я сейчас с не очень большим доверием отношусь к современной драматургии…
– Почему?
– Потому что, на мой взгляд, хорошая пьеса делается всё-таки совместно с театром. И мои сомнения на этот счёт как бы «подкрепляются» гигантской полкой в моём доме: это классика советской драматургии – там около 40 томов. Знаете, ни одна пьеса, которая в них напечатана, не может быть сегодня сыграна, так как она чрезмерно упакована в такую примитивную идеологическую схему, что просто руки опускаются… Хотя есть исключения в этой полке – есть, помимо Володина, Алексей Арбузов, который был очень талантливым человеком и пьесы которого при жизни активно выходили за рубеж – это очень важно – и пользовались там большим успехом. Взять одну только «Старомодную комедию».
– «Жестокие игры», знакомые вам по постановке в тогда еще Театре имени Ленинского комсомола…
– Ну, что касается «Жестоких игр», боюсь, это больше наша отечественная история. Не очень она годится для европейского театра, для Соединённых Штатов. А поскольку сегодня нет «Железного занавеса», мы вступили в конкуренцию – и порой жестокую – с зарубежными драматургами, равно как с зарубежными издательствами и критикой. А эта критика бывает иногда достаточно обоснованной, жёсткой, но по результату во многом справедливой. Так что у меня есть всяческие опасения, которые я не хотел бы скрывать: хотя новому проекту с изданием для драматургов я бы желал только успеха. Однако за последнее время, исключая самые первые годы, как я начал работать художественным руководителем «Ленкома», мне не попадались именно пьесы (не инсценировки прозы), которые я как режиссёр хотел бы поставить.
– Тем не менее, Марк Анатольевич, а насколько, в принципе, именно сейчас и «Ленкомом», и вообще современным театром востребована пьеса, написанная именно здравствующим современником, причём на современную же, более того, злободневную тематику? Ведь театралы помнят, насколько созвучной всему тому, что происходило в перестройку за кулисами и пределами зрительного зала, была такая пьеса, как «Диктатура совести» М. Шатрова.
– Если в настоящее время искать равноценное «Диктатуре совести», надо лезть очень высоко. (С улыбкой) Взбираться до уровня где-то «в районе» администрации президента, не меньше. Там хранятся некоторые схемы, которые сегодня поощряются и вообще интересны.
Фото: Александр Стернин
– Каких качеств не хватает современным драматургам? Кто-то говорит – умения отстаивать свои интересы, в том числе финансовые. Другие сетуют на чуть ли не повальное падение профессионализма, незнание основ ремесла. А может, просто смелости им не хватает – творческой, человеческой?
– Смелость – прекрасное слово и понятие. И оно, скажу вам, доминирует в наших раздумьях, когда мы в театре что-то планируем. У меня был действительно хороший опыт, который вы упомянули, касающийся «Жестоких игр». Этой пьесой мне удалось в своё время заинтересовать и артистов, и зрителей. Кстати, артисты поначалу относились скептически к самой идее постановки. Ведь у Арбузова изначально была некая литературность, отражающая нередко настроения «как хорошо солнышко греет, птички поют» – то есть всё то, что не очень вяжется, мягко говоря, с реальными настроениями за окном, с поисками лучшего варианта нашего общего развития: поиска, который ныне упирается во всё новые и новые препятствия.
Поэтому актуальна постановка вопроса не только для людей театра: насколько удастся нащупать характерные детали, которые мешают всем нам познать себя, познать саму нашу жизнь и обозначить задачи, стоящие перед нами всеми, как бы вычурно и трафаретно это ни звучало, в продвижении России к будущему. А эти задачи существуют объективно. Познать их, а затем суметь воплотить в сценическом изложении – вдвойне трудная и ответственная задача. Поэтому те, кто возьмётся за создание новой площадки для драматургов, будут слышать (я уверен) одни пожелания хорошего – ото всех, в том числе от режиссёров. Но это схоже с ситуацией, к примеру, когда ко мне приходит какой-нибудь драматург и начинает говорить: «Марк Анатольевич, да вы знаете, вот эта пьеса очень понравилась такому-то режиссёру». А я знаю точно: если пьеса действительно понравилась режиссёру, он её никогда и никому не отдаст. Он ею завладеет – всерьёз и надолго. Поэтому и тут надо не очень-то верить комплиментам и добрым советам, которые посыплются издателям современных российских драматургов.
Беседовал Алексей Голяков