Этот великий образ почитается во всей стране. Казанская икона Божьей Матери — религиозная реликвия для Русской Православной Церкви, о ней знает любой христианин.
Это творение религиозного искусства имеет весьма интересную судьбу. Её исторический путь покрыт большим количеством тайн и загадок.
Её изучали археологи, историки и люди, специализирующиеся на иконографии.
Они пришли к выводу, что стиль, в котором выполнен образ в сокращенном варианте самого распространенного изображения Девы Марии с младенцем Христом на руках — Одигитрия.
Написана икона только по плечи, изображение смотрит прямо на молящегося человека.
Содержание
- Чудесное появление иконы
- Исторические события, связанные с образом
- Кража и уничтожение оригинала иконы
- 2 почитаемых списка
- Уникальный “Ватиканский” список
Чудесное появление иконы
Исторические деятели задаются вопросом, как был создан этот образ.
Летописи говорят о чудесном появлении иконы под пеплом, оставленным после пожара, в котором сгорел город.
Произошло это событие в 1579 году, в Казани. 21 июня, в знойный летний день в городе с деревянными постройками был сильный пожар. Так как дома находились достаточно близко, то огонь моментально перекидывался с одного строения на другое, пожирая все на пути. (см. праздники в 2019 году.)
Так, без крова осталось большое количество людей в Казани, множество горожан не смогли выбраться из огненной пучины.
Летописцы с прискорбью повествуют в своих работах об ущербе, нанесенном огнем.
Среди этих рукописей находится легенда о появлении иконы.
Помимо чуда явления образа в летописи описывается подробно то, как происходил процесс возгорания.
Началось все с жилых построек, находившихся недалеко от церкви Николы, возведенной в 1565 году. Её изначально выстраивали из дерева, поэтому во время пожара от неё остался только пепел.
С церкви огонь перешел на Казанский Кремль, построенный в X веке.
Он понес серьезные повреждения.
После случившейся катастрофы среди уцелевших жителей города были Даниил Онучин и его дочерь Матрона. После пожара люди почти сразу принялись за постройку новых жилых домов. Его дочь, как упоминает автор, была достаточно юной, поэтому для неё пожар не был настолько большой трагедией, нежели для взрослого человека.
Она вместе с другими детьми играла, находила в пепле различные интересные для ребенка вещи, стеклышки, не догоревшие ткани, иную утварь.
Однажды ночью девочка увидела необычный сон. В нем к Матрене пришла Богородица и приказала, чтобы та попросила у отца откопать её икону в пепле.
На утро дочь рассказала Даниилу о сновидении. Сперва взрослые ей не поверили, сочли, что у ребенка сильное воображение.
Но Дева Мария продолжила являться девочке во снах, тогда отец решил проверить то место, о котором говорила Богородица его дочери.
Они вместе нашли заветное место и откопали там икону Божьей Матери.
Священное изображение было не тронуто огнем. Все черты оставались четкими, и краска не слезла с образа. Люди посчитали это за настоящее чудо.
В будущем образ Девы Марии с младенцем на руках стал творить чудеса. Он вылечивал больных людей, помогал слепым стать зрячими, а глухим снова слышать.
Исторические события, связанные с образом
Образ прошел большой и долгий исторический путь, принимал участие в ключевых исторических событиях страны.
С 1547 по 1584 года на Руси был период правления Ивана Васильевича Грозного.
В закате его царствования произошел пожар в Казани и была обнаружена икона. Сразу после этого известия Царь велел предоставить ему список с чудотворного образа (список — это копия чудотворной иконы).
В Москву в ближайшее время был доставлен список Богоматери с младенцем Иисусом.
До 1630 года образ было запрещено вывозить за пределы Казани. Посмотреть на икону приезжали все знатные люди на Руси.
Митрополит Гермоген писал об иконе, делал заметки об исцеленных людях, поклонявшихся Деве Марии. По этим записям историки оценивают масштаб чудотворного влияния святыни. Как только образ занял законное место в церковном учреждении, стали вылечиваться горожане. Первыми исцелившимися считаются слепцы, присутствовавшие во время перенесения святыни в храм.
Есть предположение, что неудача первого ополчения против польских и литовских захватчиков напрямую связана со списком иконы. Казаки, которые были участниками ополчения, отнеслись к копии святыни неуважительно, не придав списку почтения.
В итоге Богоматерь не стала покровительствовать воинам и их предводителю Прокопию Ляпунову, из-за чего они проиграли. 22 июля 1611 года распалось ополчение, а его глава был убит оккупантами.
Второе ополчение не совершило оплошности, свойственной первым ополченцам и Ляпунову. Нижегородцы во главе с Дмитрием Пожарским пожелали, чтобы к ним был доставлен список с иконы Богоматери. С ним второе ополчение во главе с Мининым и Пожарским пошло на польско-литовские войска и одолело их.
После великой победы образ стали почитать правители страны.
Алексей Михайлович установил праздник иконы Казанской Божьей Матери, он проводился 22 октября.
Список образа был предоставлен Петру Великому для шествия с ним во время Семилетней войны.
Вероятно, что выиграть Полтавскую битву удалось благодаря образу Девы Марии.
Императрица Екатерина Великая затем украсила оклад настоящей иконы короной, усеянной множеством бриллиантов.
Священное изображение помогло выиграть Отечественную войну 1812 года, немалый вклад внесло в победу в войне 1941-1945 годов.
Судя по историям, распространенным во время Великой Отечественной войны, Казанская икона Божьей Матери за пять лет боевых нескончаемых действий побывала в трех местах. Накануне блокады её пронесли по окрестностям Ленинграда, перед началом битвы за Москву в главном столичном храме было богослужение, в Сталинграде отслужили молебен перед этим образом.
Вера людей в защиту Девы Марии была сильна на протяжении большого промежутка времени, начиная с 1612 года до 1945.
Кража и уничтожение оригинала иконы
Люди во все века почтенно относились к образу Богородицы, хранили даже копии, списанные с оригинала. Но для всех остается загадкой, что случилось с настоящей иконой.
Существует множество слухов, касаемо кражи образа.
Вначале XIX века икона исчезла так же внезапно, как и появилась в XVI веке.
Первая версия повествует о хищении двух драгоценных образов — Спасителя и Богоматери. По словам одного из пойманных воров, дерево, на котором находился лик, они деформировали, а часть с украшениями, алмазами и дорогими металлами продали.
По второй версии, похитители не выносили образ или украли, но лишь копию. Настоящее священное изображение хранится у настоятельницы женского монастыря. Она предвидела похищение и вовремя спрятала у себя образ.
Третья версия от историка Хафизова гласит, что в 1920 году образ вывезли из страны, чтобы продать на аукционе в Лондоне за крупную денежную сумму. Вероятно, что икона хранится в коллекции какого-то знатного барона и никогда не выставится на показ людям. (см. Наурыз мейрамы)
Вполне возможно, что образ все время находится в России, но он спрятан от лишних глаз. Христиане верят, что икона найдется, когда для страны настанут трудные времена.
2 почитаемых списка
Первый список имеет прямое значение к формированию России в том виде, который мы имеем сейчас. Это копия 1611 года, данная первому и второму ополчению для защиты от иноземных оккупантов. Во главе польско-литовского войска стоял король Владислав, претендовавший на Русский трон. Но силами Минина и Пожарского, при содействии списка с Богоматери Казанской, они не допустили, чтобы Русью правил иноземец.
Войско князя молилось об успешном ведении боевых действий вблизи Москвы, где сосредоточился противник.
Вскоре, 22 октября ополченцы нижегородцы выбили оккупантов из Китай-города и продвинулись к Кремлю. Поляки испугались, что не смогут выступить против столь сильного войска, ибо были истощены от недостатка продовольствия.
Второе ополчение победителем вошло за стены Кремля.
В честь славного освобождения от иноземных захватчиков для Московского списка Казанской Божьей Матери построили Казанский собор на Красной площади. Возведение спонсировал князь Дмитрий Пожарский.
Вторым значимым списком считается образ Богоматери из Санкт-Петербурга.
Сначала он был собственностью вдовы Прасковии Федоровны. Петр решил изъять икону и увезти в строившуюся новую столицу страны. После постройки Санкт-Петербурга образ стал главной святыней, к нему относились с почетом. Петр считал, что образ Богоматери оберегает столицу святого Петра от несчастья.
Ранее икона не имела своего собора в городе, его возвели позднее, в 1811 году, накануне Отечественной войны.
1812 году Михаил Илларионович Кутузов просил помощи у списка Петербургской иконы Девы Марии. В итоге он одолел французских захватчиков.
Полководец после войны отнесся с особым почетом к образу, под его наставлением был сделан золотой иконостас специально для списка Казанской Богоматери. Покоится прах Кутузова в одном храме с иконой.
Уникальный “Ватиканский” список
В Ватикане — государстве, признанном самым маленьким в мире, хранится Ватиканской прообраз Казанской Божьей Матери. По археологическим данным, он был выполнен не позднее XVIII века. Это значит, что вполне это священное изображение может стать самым явным прообразом утерянной оригинальной иконы. Существует множество слухов о вывезенном образе, который попал в Ватикан, но нельзя считать их достаточно достоверными.
Казанская икона Божьей Матери — величайшая святыня для православных христиан. Она имеет большое значение для культуры, истории и религии России. Она прошла долгий путь через все сложные периоды в жизни русского народа, видела, как сменяется форма правления, исчезают цари, императоры, вожди. Для обычного человека образ отождествляется с верой в лучшее и в победу над всеми злыми силами, нависающими над великим государством.