Вторник, 5 ноября 2024   Подписка на обновления
Вторник, 5 ноября 2024   Подписка на обновления
Популярно
8:22, 26 мая 2019

Исследование высоких широт: Как проходила экспедиции «ТрансАрктика-2019»


Исследование высоких широт: Как проходила экспедиции «ТрансАрктика-2019»

На этой неделе завершился первый этап экспедиции «ТрансАрктика-2019». Судно «Академик Трешников», на борту которого была и съемочная группа телеканала «Санкт-Петербург», прошло три с половиной тысячи морских миль. Экипаж состоял из более чем 120 человек, среди которых представители 15 научно-исследовательских институтов из разных регионов России и зарубежья.

С чего начинались и чем закончились самые масштабные исследования в северных широтах за последние 30 лет, в репортаже Юрия Щербакова.

— Что нас ожидает, пока еще не знаем. Но все настроены положительно. Так что, хорошего утра.

Это отрывок из прямого включения в эфир накануне старта экспедиции. Корреспондент и оператор, пожалуй, единственные, кто лишь предполагают, каким будет этот рейс. Остальные участники «Трансарктики-2019» отчетливо понимают, куда и зачем направляются.

МАКСИМ ЯКОВЕНКО,руководитель федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды:
«Экспедиция будет состоять из четырех этапов, начинаем мы ее сегодня. Прекрасный день. Надеемся, что в начале октября наша коллегия с честью будет докладывать во Владивостоке результаты данной экспедиции».

Геологи, метеорологи, океанологи, биологи, гидрохимики, ледовики… На борту более 50 специалистов из ведущих институтов России и не только. Прекрасная возможность обмена знаниями и опытом на международном уровне. 

СТЕПАН ПИТНА,геолог центра Geomar по изучению океана:
«Наука и политика — разные вещи, я это чувствую. Если что-то происходит в политике, наука остается наукой. Мы продолжаем работать вместе».

Исследовательская деятельность начинается уже в Кольском заливе. Для отбора проб на разных горизонтах, измерения температуры, электропроводности, давления и ряда других водных параметров океанологи используют специальное оборудование, установленное на научно-экспедиционном судне.

В Баренцевом море к процессу присоединяются геологи. «Бокскорер» позволяет отобрать верхний слой донного осадка, не нарушив его целостности.

АЛЕКСЕЙ КРЫЛОВ,начальник геологического отряда:
«Это, конечно, бесценный геологический материал. Осадочная летопись истории Земли. И с помощью методов научных мы можем расшифровать историю развития Земли за последние десятки тысяч лет».

После первой недели рейса судно входит во льды. Уже вскоре «Академик Трёшников» снижает ход и демонстрирует участникам экспедиции свою ледопроходимость. С каждой пройденной милей льды становятся все плотнее и толще. Судно останавливается. Разведать обстановку поднимают вертолет КА-32. Таких на борту два.

Осмотрев льды в округе, руководитель экспедиции принимает решение разбивать лагерь. На экране спутникового навигатора 82 градуса и 9 минут северной широты, 47 градусов 7 минут восточной долготы. С этих координат начался продолжительный дрейф «Академика Трёшникова».

ИВАН ФРОЛОВ,начальник экспедиции «Трансарктика-2019»:
«Мы должны с вами отработать технологию, как работать в едином коллективе на единой площади судна и льдины. И это наш дом в ближайшие дни, а может быть и месяцы».

Технологии, которые предстояло отработать участникам экспедиции, лягут в основу методического пособия для будущих сотрудников ледовой платформы. Ее сейчас строят на Адмиралтейских верфях по заказу Росгидромета.

Добыча, резка и проверка льда на гибкость. Уже с первых дней работы станции специалисты с головой погружаются в процесс. Не затихает научная деятельность и на судне. Биологи промывают пробу за пробой.

ОЛЬГА ЗИМИНА,ведущий инженер-биолог:
«Лично для меня было неожиданностью увидеть тут таких животных, которые живут у нас, допустим, в глубоководной Атлантике. А они здесь, на севере Земли Франца Иосифа».

Визит на станцию истинного хозяина этих мест, белого медведя, неожиданностью не стал. За время экспедиции крупнейших сухопутных хищников, инспектировавших работу ученых, не запечатлел разве что ленивый.

А еще были моржи, тюлени и нерпы. Последние попались в кадр всего в пяти градусах от Северного полюса. В те районы, куда «Трёшникову» было не дойти, ученых доставляли вертолёты.

КИРИЛЛ ФИЛЬЧУК,начальник океанологического отряда:
«Судно дрейфует так как ветер дует. А вертолёт позволяет нам делать измерения в тех точках, которые интересны с точки зрения науки».

Собранные данные позволят определить наиболее точную климатическую модель и ответить на вопрос «Какое будущее ждет Арктику». Измерения комплексные — в воде, на льду и атмосфере.

К эвакуационным работам на полярных станциях готовы круглые сутки. Спустя месяц после начала работы «СЛ-Экспериментальной» льдина начала трещать и расползаться. Лагерь свернули в считанные часы.

НИКИТА КУССЕ-ТЮЗ,ведущий инженер-океанолог:
«Наш дрейф начался к северу от ЗФИ, где-то здесь. Мы продрейфовали через желоб куда-то до сюда. Потом нашу льдину раскрошило, мы переместились к северу от острова Белый. Еще несколько дней продрейфовали. Потом мы пошли вот этим разрезом на банку, потом ЗФИ, потом транзитом к следующему разрезу, к мысу Желания Новой Земли, потом опять переход. Теперь мы на этом разрезе, его заканчиваем. Потом у нас будет вот этот разрез и дальше мы уже по пути домой к Мурманску тоже с работами».

Исследовательские работы в рамках экспедиции «ТранАрктика-2019» не останавливались ни на минуту, даже когда льдина разрушилась. Как и было запланировано, в морской порт Мурманска «Академик Трёшников» зашел накануне празднования Дня полярника, спустя два месяца с начала выхода в рейс.

ЮРИЙ ЩЕРБАКОВ,корреспондент:
«Сотни отобранных проб и гигабайты данных, полученных при помощи зондов, побывавших на дне морском и в верхних слоях атмосферы. 3500 тысячи морских миль, 300 из которых проведены во льдах в дрейфе. Впрочем, это лишь предварительные итоги рейса. Окончательные же результаты научно-исследовательской экспедиции «ТрансАрктика-2019» и ответ на вопрос что сегодня из себя представляет Арктика будут озвучены осенью этого года.

Читайте нас в «Яндекс.Дзене».


Добавить комментарий

© 2024 Advert Journal
Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru