Михаило-Архангельский мужской монастырь. Город Юрьев-Польский. Фото: www.globallookpress.com
Интервью настоятеля Михаило-Архангельского мужского монастыря города Юрьев-Польский о важности возрождения православных храмов в малых и исторических городах России
Автор:
Тюренков Михаил
Подлинная жемчужина Владимирской Руси, город Юрьев-Польский, массовому туристу известен мало. Более того, в 2008 году скандально известный режиссёр Серебренников откровенно оболгал этот город и его жителей, сняв в нём русофобскую и антицерковную фантасмагорическую картину под названием «Юрьев день». Сегодня город и его многочисленные святыни, православные храмы и монастыри (среди которых один из самых древних, сохранившихся от домонгольской Руси храмов — белокаменный Георгиевский собор), постепенно возрождаются. Хотя происходит это крайне медленно — экономическая ситуация в русской глубинке зачастую близка к катастрофической.
Собеседник Царьграда, настоятель юрьевского Михаило-Архангельского мужского монастыря, заместитель председателя Комиссии по канонизации новомучеников и исповедников Александровской епархии, игумен Афанасий (Селичев) убеждён: без воссоздания наших святынь возрождение русской провинции, в особенности малых и исторических городов, невозможно. Именно об этом, а также о весеннем обострении храмоборчества мы и поговорили с отцом Афанасием.
* * *
Царьград: В последнее время тема возрождения старых и возведения новых православных храмов в нашей стране обострилась. В чём, на Ваш взгляд, причина нового храмоборчества? Не напоминает ли оно начало трагических событий 20-30-х годов прошлого века?
Игумен Афанасий (Селичев): Коренная причина храмоборчества всегда одна и та же. Это ненависть диавола к месту принесения Бескровной Жертвы, к месту, где реально присутствие на земле Того, кто сказал: «Где двое или трое собраны во Имя Моё, там Я посреди них». А поскольку сатана творит свои мерзости чаще всего руками человеческими, неудивительно, что находятся люди, делающие это с удовольствием.
Духовная связь с большевистскими гонениями очевидна. Любая левацкая идеология (марксизм, анархизм, либерализм) гедонистична и не терпит никакого морального ограничения: «Бога нет! Мне всё позволено! А кто против, того заставим молчать силой!» Екатеринбургские протесты только подтверждают эти мои наблюдения. Боюсь, если пойти на поводу у беснующейся толпы, мы можем получить повторение трагедии 1917 года.
Ц.: Как Вы считаете, каким образом стоит православным христианам отвечать на доводы противников строительства храмов?
Отец Афанасий: Только законными требованиями законного исполнения законных решений. Никакой контрреволюционной силы, кроме законной власти, не должно участвовать в противостоянии. Всё должно быть в рамках Конституции. Объяснять скакунам их неправоту — дело бесполезное. Это нужно было делать раньше.
Ц.: А насколько вообще важно для малых и исторических городов нашей страны, таких как Юрьев-Польский, возрождение православных святынь — храмов и монастырей?
Отец Афанасий: Реставрация памятников нашей истории — залог нашего будущего национального развития. Без связи с корнями не могут плодоносить ветки. Однако в малых городах и деревнях порой невозможно содержать несколько действующих приходов и монастырей. А в сёлах — и одного, тем более требующего восстановления из руин. Как решить эту проблему? Возможно, в рамках госпрограммы по сохранению памятников. Но зная не понаслышке систему, я сомневаюсь, что государство сможет дать столько денег.
Ц.: Очевидно, что храм — это не только молитвенное помещение, но какие именно позитивные перемены он способен внести в городскую жизнь?
Отец Афанасий: Демографические в первую очередь. Времена, когда в храмах были исключительно старики, слава Богу, прошли. А в молодых православных семьях рождаемость намного выше, чем в семьях, далёких от веры или откровенно атеистических. Но также, конечно, и экономические. Так, только среди моих прихожан несколько замечательных предпринимателей малого бизнеса, и это присуще практически каждой крепкой церковной общине. Но, конечно, это только начало, вслед за решением этих базовых социальных проблем начнут решаться и многие другие.
Ц.: Как Вы считаете, стоит ли распространить опыт московской программы строительства новых храмов на другие города России?
Отец Афанасий: На самом деле это вопрос очень сложный. Если в Москве и городах-миллионниках есть деньги на это, то чем дальше от МКАД, тем денег у народа, а следовательно, и у местных властей всё меньше и меньше. Отвечу так: сегодня очень нужна общегосударственная программа, причём как по строительству новых храмов, так и по реставрации (или как минимум консервации) руинированных, которых по всей России тысячи. Иначе в Москве и других крупных городах будут хоть что-то делать, а в провинции — нет.