Новый президент Украины Владимир Зеленский принимает страну в сложной экономической ситуации и с чрезвычайно драматической экономической предысторией.
Кандидат в президенты от партии «Слуга народа» Владимир Зеленский в собственном штабе в конгрессно-выставочном центре «Парковый» во время объявления первых итогов голосования второго тура выборов президента Украины. Стрингер / РИА Новости
По формальным показателям экономика Украины выглядит более динамичной, чем российская. Ее ВВП в 2018 году вырос на 3,3%. И этот разрыв с Россией, видимо, сохранится: согласно последнему прогнозу международного агентства S&P, следующие пять лет экономика Украины будет расти в два раза быстрее российской. При этом у страны нет свойственной России зависимости от сырьевых отраслей и крупных государственных корпораций: около двух третей ВВП формируются малым бизнесом – этот показатель на Украине выше, чем в Европе. В то же время Morgan Stanley в своем последнем прогнозе заявил, что в 2019 году рост экономики замедлится до 2,7%, а в 2020 году – до 2,6%. По мнению аналитиков банка, это связано с политической и макроэкономической неопределенностью, замедлением роста у основных торговых партнеров Украины и ужесточением финансовых условий.
Нынешний рост отчасти предопределен эффектом низкой базы: экономика страны очень резко – на 15% – падала после кризиса 2008 года и затем еще примерно на 17% за два года, после Майдана и начала войны на востоке. В итоге сегодня ВВП страны по паритету покупательной способности не достиг ни докризисного уровня 2008 года (максимального ВВП в истории страны), ни даже уровня 2013 года.
Эта неровность в развитии экономики привела к тому, что сегодня, по данным МВФ, Украина считается самой бедной страной Европы. Долгое время в этой роли была Молдова, однако сейчас Украина отстала от своего западного соседа. Средняя зарплата на Украине за пять лет упала с $400 до $280, что, правда, связано с падением валютного курса. Низкие доходы привели к массовому отъезду граждан на работу в Европу и США, так что сегодня Украина занимает первое место среди европейских стран по объему получаемых денежных переводов – $14 млрд по итогам 2018 года.
«Неровность» в развитии экономики во многом порождена внешнеполитическими факторами. Затяжной конфликт на востоке страны имеет два главных экономических последствия: большое число беженцев (около 1,5 млн человек) и ускоренный рост военных расходов (10-15% в год). Одновременно ухудшились отношения с Россией – главным торговым партнером страны в недавнем прошлом. Страны наложили друг на друга санкции, их взаимный торговый оборот упал; недавно российское руководство лишило соседа нефтяных поставок. Правда, часть товаров по-прежнему идет в обход санкций – через посредников.
Сегодня немногие эксперты понимают, какие именно секторы экономики Украины могли бы обеспечить ее устойчивый рост. В сравнительно неплохом 2018 году наблюдался рост розничной торговли на 12% при близком к нулевому росте промышленного производства.
Украинский экспорт составляет продукция сельского хозяйства, черной металлургии, химической промышленности. Довольно значительную долю экспорта занимает военная техника, сконструированная еще в советские годы. Текущий платежный баланс Украины дефицитен: Morgan Stanley прогнозируют дефицит счета текущих операций на уровне 4% ВВП в 2019 году и 3,6% в 2020 году. На этом фоне наблюдается резкое падение курса национальной валюты – за 5 лет в 3 раза: с 8,6 до 27 гривен за доллар. Morgan Stanley считает, что в нынешнем году курс упадет до 30 гривен за доллар. Внешний долг за последние 5 лет также несколько вырос – примерно с $73 млрд до $76 млрд, однако если мерить в гривнах, то рост оказался гораздо больше из-за упавшего курса.
Важными системными проблемами украинской экономики эксперты называют недоступность кредитов, коррупцию и слабость институтов. При инфляции в 11% величина банковского кредита достигает 50% годовых, хотя в Morgan Stanley ожидают, что инфляция на Украине снизится до 7% к концу 2019 года и до 6,7% к концу 2020 года. Среди институтов, нуждающихся в реформировании, – суды, без которых не может существовать никакая эффективная рыночная экономика. По словам украинского эксперта, руководителя программы «Практическая политика» Института политического образования Александра Солонтая, создание независимого правосудия было одним из лозунгов Майдана, но президент Петр Порошенко этот программный пункт не исполнил: правосудие осталось частью президентской вертикали.
«Инвест-Форсайт» попросил некоторых российских экспертов высказаться об экономической повестке Владимира Зеленского и о том, чем прежде всего должен будет заняться новый украинский президент в сфере экономики.
Яков Миркин, завотделом международных рынков капитала ИМЭМО РАН
– Главными экономическими шагами для нового президента Украины Владимира Зеленского должны стать стандартные меры для запуска экономического роста, для его стимулирования. Они хорошо известны в международной практике. Это доступный и дешевеющий кредит, умеренно ослабленный курс национальной валюты – гривны, сильные и простые налоговые стимулы за рост и модернизацию.
Что еще? Подавление немонетарной инфляции, той, которая исходит от регулируемых государством цен и тарифов, переход к осторожному снижению общего налогового бремени. Максимум льгот для среднего класса в приобретении имущества, для инвестиций в социальную инфраструктуру регионов, максимум ресурсов в регионы – «зоны национального бедствия». И структурные реформы (разгосударствление, деконцентрация, создание конкурентной среды, сильное антимонопольное регулирование, приватизация, защита собственности, независимые суды и т. п.). Плюс максимум стимулов для прямых иностранных инвестиций. Потому что ключевым механизмом для запуска роста и развития во всех европейских странах являются такие инвестиции с трансфером технологий и оборудования. Так это делалось в Чехии, Польше, Словакии. Все, чтобы крупные иностранные деньги пришли на Украину – прямые деньги, не портфельные.
При этом понятно, что успешная экономическая программа не может быть осуществлена без снижения конфликтности в обществе, без урегулирования ситуации на востоке. Потому что в страну, часть которой находится на военном положении, большие инвестиции прийти не могут.
Бюллетень во время подсчета голосов после закрытия избирательного участка во Львове. По предварительным данным, Владимир Зеленский побеждает во втором туре выборов президента Украины. Стрингер / РИА Новости
Никита Масленников, руководитель направления «Финансы и экономика» Института современного развития
– Экономической программы у нового президента Украины Владимира Зеленского сейчас нет, есть только отдельные эпизоды в его высказываниях на экономическую тему во время предвыборной гонки. Но к осени эта программа не только должна быть, она должна быть принята в Верховной Раде, должна уже в какой части начать работать. При этом такая программа должна быть убедительна и понятна для всех участников президентской коалиции. У Владимира Зеленского есть набор вызовов для экономической политики, которые надо достаточно оперативно решать.
Во-первых, это выравнивание торгово-экономических отношений с Россией. Предыдущие действия Петра Порошенко привели к тому, что товарооборот между нашими странами упал на 30% из-за взаимных санкций. Это серьезный вызов для руководства страны, над ним надо очень серьезно задуматься.
Второй вопрос – внутренние реформы в связи с обязательствами перед МВФ. Нужно перезагружать переговорный процесс, менять переговорные команды. Все пересекается с внутриэкономической повесткой – МВФ несколько раз уже откладывал транши, образно говоря, что «вы, друзья, совершенно не справляетесь с коррупцией». Здесь у Владимира Зеленского возникает поле для маневра – по социальному сектору, по тарифам. Как только в МВФ увидят, что Украина намерена что-то сделать – более того, делает что-то в рамках борьбы с коррупцией, – это будет хорошим поводом для взаимных договоренностей. Тем более что без помощи МВФ Украине чрезвычайно трудно не только расплачиваться с внешними долгами, но и наполнять собственный бюджет.
Владимиру Зеленскому придется сейчас заниматься вопросами и разбирать завалы по поводу приватизации активов. Так, признано незаконным решение о приватизации Приватбанка, например. Но этого мало. Возникает проблема баланса интересов с украинским бизнесом. Почему, например, Игорю Коломойскому «можно», а как же всем остальным? Кроме того, надо озаботиться связной экономической программой. Сейчас Зеленский «президент из сериала». А чтобы была возможность проводить в жизнь реальную экономическую политику, нужна поддержка в Верховной Раде. Для этого требуется не популистская, а четкая экономическая программа.
Фото: fa.ru
Павел Салин, директор Центра политологических исследований Финансового университета
– Не стоит смотреть на систему украинской власти через российскую призму. В России де-юре и де-факто все решает президент. Но с точки зрения украинской Конституции Украина – парламентско-президентская республика: почти все социально-экономические и внутриполитические вопросы решает правительство, которое формируется парламентом. На Украине такая ситуация, что правительство остается старое, и в нем никто рисковать не будет – ничего серьезного предпринимать не будет. На 27 октября намечены выборы парламента. Только когда появится новое устойчивое правительство, в социально-экономических моментах во внутренних и внешних вопросах начнут решаться дела.
Избиратель, конечно же, ставит такие запросы перед Зеленским. Если смотреть на социологические опросы, то топ-5 задач, которые ставит избиратель перед Зеленским, это: снижение тарифов – 40% населения на это рассчитывает; лишение неприкосновенностей судей и других топ-чиновников – 35%; форсирование уголовных дел в отношении этих категорий населения – 32%; за начало переговоров с РФ только 22%; снижение зарплаты судьям, чиновникам и пр. – 18% (опрос проводил Киевский международный институт социологии (КМИС) с 9 по 14 апреля 2019 года). Из этих топ-5 запросов Зеленский может реагировать только на запрос по началу переговоров, он прекрасно понимает это – он сразу сам заявил, что задача номер один для него: возобновление переговоров с Россией, в том числе возращение военнопленных моряков, арестованных в Керченском проливе. Избиратель ставит перед Зеленским социально-экономические задачи, но Зеленский не обладает необходимым инструментарием, чтобы их решить. Он будет играть в пиар-игры, стремиться, чтобы на вербальном уровне произошло улучшение отношений с Россией, ведь только это позволит ему избежать серьезного падения рейтинга в ближайшие полгода до парламентских выборов. А всерьез о шагах Зеленского в социально-эконмической сфере я бы не говорил: он может что-то декларировать, но сделать не сможет ничего, и это только породит разочарование избирателей.
Режим Порошенко концентрировал внимание населения на внешнеэкономических аспектах, а население хочет, чтобы руководство концентрировалось на внутренних проблемах, прежде всего социально-экономических. Последние, естественно, волнуют население, ведь в стране ситуация с доходами еще хуже, чем в России. Население преследует «шкурные» в хорошем смысле слова интересы.
Авторы: Константин Фрумкин, Ольга Блинова, Тарас Фомченков