Алексей Вялкин – директор Департамента содействия инвестициям и инновациям ТПП РФ
3 апреля в Ханты-Мансийске начинает свою работу Югорский промышленный форум. Чем привлекателен для потенциального инвестора этот регион? Как сделать его еще привлекательнее?
Почему Югра?
Югра привлекательна для инвестора. Регион входит в первую десятку субъектов РФ по уровню благосостояния, который обусловлен промышленным потенциалом, наличием высокотехнологичных производств и более высоким уровнем оплаты труда, чем в среднем по Российской Федерации. По итогам 2018 года инвестиции в основной капитал в ХМАО-Югре показали почти двухпроцентный рост (1,9). И это с учетом 13% роста по итогам 2017 года, то есть очень высокой базы. Доля в общероссийском объеме инвестиции по итогам 2018 года – 5,2% (922 млрд рублей).
Инвестиционный портфель Югры включает почти 200 проектов (без учета проектов в сфере нефтедобычи) совокупной инвестиционной емкостью более 300 млрд рублей. Реализованы или находятся в стадии реализации инвестиционные проекты в самых разных отраслях экономики: строительство завода по нанесению антикоррозийного защитного полимерного покрытия на трубы нефтегазового сортамента (объем 600 млн рублей), клинический Центр охраны материнства и детства в Сургуте (10,9 млрд рублей), тепличный комплекс АО «Агрофирма» (734 млн рублей).
На территории региона созданы необходимые институциональные инструменты, содействующие привлечению финансовых вложений, обеспечивающие создание новых рабочих мест, в том числе высокотехнологичных и инновационных.
Инфраструктура поддержки включает в себя Фонд развития Югры и Фонд поддержки предпринимательства Югры, Департамент экономического развития ХМАО-Югры, Торгово-промышленную палату ХМАО-Югры.
Информационную поддержку инвесторов осуществляют такие ресурсы, как «Инвестиционный портал Югры» и «Навигатор мер поддержки», система помощи инвестору «Одно окно», единый интернет-портал технологического присоединения и целый ряд других IT-платформ.
Инструменты привлечения инвестиций
В качестве наиболее привлекательных областей инвестиционного сотрудничества в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре можно выделить создание крупных инфраструктурных объектов, а также совместную с российскими и иностранными инвесторами реализацию проектов в секторе нефте- и газопереработки, лесной промышленности, недвижимости, электроэнергетики.
Но пока что единственная возможность осуществления, к примеру, инфраструктурных проектов – финансирование за государственный счет. Сегодня справедливо ставится вопрос о привлечении частных средств в проекты федерального и регионального масштаба, поэтому нужна более широкая постановка вопроса: государственно-частное партнерство должно целенаправленно охватывать весь комплекс экономики региона. Применение механизмов ГЧП обеспечит не только приток инвестиций в социально значимые и иные проекты, но и повысит их эффективность благодаря прагматичному и эффективному подходу к управленческим решениям, улучшению системы отчетности по проекту, усилению конкуренции, снижению коррупционной составляющей.
Еще одним инструментом региональной инвестиционной политики в макрорегионе на принципах ГЧП мог бы стать механизм отложенных налоговых платежей – TIF (Tax Increment Financing) – модель финансирования проектов, при которой частный инвестор сам вкладывает средства в создание необходимой инфраструктуры для будущего производства (дорог, линий электропередач, газовых сетей и т.п.), а государство из дополнительных доходов, сгенерированных новыми предприятиями, возвращает эти деньги частному инвестору. Такой механизм позволяет отложить во времени платежи государственного бюджета за создание объектов общественной инфраструктуры, необходимой для реализации приоритетных для экономического развития инвестиционных проектов. Это особенно важно в условиях перегруженности расходной части бюджета социальными обязательствами.
Развитие экономики, помимо инфраструктурной поддержки и налогового стимулирования, требует необходимых трудовых ресурсов. Инвестор не придет реализовывать проект на территорию, если не будет уверен в наличии кадров необходимого уровня квалификации или возможности привлечения в проект за короткий срок специалистов необходимого уровня. К приоритетным задачам по повышению инвестиционной привлекательности стоит относить разработку и реализацию программ по привлечению необходимого количества трудовых ресурсов в регион, а также (уже совместно с инвесторами) создание и реализацию программ подготовки и повышения квалификации специалистов и рабочих кадров уже непосредственно для реализуемых инвестиционных проектов.
Председатель правительства РФ Дмитрий Медведев во время осмотра технологических объектов на Кондинском нефтяном месторождении в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре. Александр Астафьев / РИА Новости
Регион и торгово-промышленные палаты
Хочется отметить активную работу ХМАО-Югры по совершенствованию инвестиционного климата. Это подтверждается тем, что результаты региона в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации значительно повысились. Ханты-Мансийский автономный округ – Югра сейчас занимает 14 место и входит в топ-20 регионов рейтинга. Можно уверенно заявить, что благодаря усилиям руководства региона предпринимательская среда стала во многом комфортнее – это касается вопросов регистрации предприятий, подключения к сетям, получения разрешений на строительство, поддержки малого предпринимательства и многих других.
Работая в направлении содействия развитию инвестиционного и инновационного потенциала регионов, ТПП РФ считает важным оказание поддержки реальным проектам. Такая работа уже ведется совместно с ТПП ХМАО-Югры по нескольким направлениям: информационно-консультационному, методологическому, продвижению предпринимательских инициатив и проектных предложений. Практические вопросы взаимодействия с потенциальными инвесторами обсуждаются в ходе информационно-методических семинаров ТПП РФ с участием представителей регионального малого и среднего бизнеса, органов власти субъекта и муниципалитетов, инвестиционно-банковского сообщества.
ТПП РФ также оказывает содействие в продвижении региональных инвестиционных проектов потенциальным инвесторам. Первичный отбор проходит на уровне территориальной ТПП в тесном контакте с местной администрацией. Одновременно, опираясь на связи за рубежом, Палата работает только с надежными и авторитетными инвесторами. В результате базовой ценностью такой системы становится доверие между инициатором проекта и инвестором. Еще один важный плюс системы – предоставление возможности проекту выйти за рамки своего региона. Поиск идет среди всех партнеров системы ТПП РФ, в том числе иностранных инвесторов.
Полагаем, для улучшения инвестиционного имиджа региона необходимо расширять коммуникационное пространство, не ограничиваясь проведением выставок, форумов, конференций. В качестве дополнительных инструментов мы рассматриваем организацию и проведение отраслевых и межотраслевых презентаций региональных инвестиционных проектов для отдельных групп инвесторов. Возможность инициаторам представить собственные проекты узкоспециализированной аудитории потенциальных инвесторов существенно повышает эффективность такого рода взаимодействия.