Сенатор Андрей Клишас, чье имя уже успело забыться, вернулся в повестку с новым законопроектом, ограничивающим свободу в интернете. Теперь он предлагает привязывать адреса электронной почты к номерам телефонов, а также блокировать почтовые ящики, рассылающие информацию, распространение которой запрещено законом. Объясняется это необходимостью борьбы с лжеминерами: те используют для сообщениях о якобы заложенных бомбах именно почтовые сервисы.
«Резиновые» формулировки
Законопроект плохой и странный. Плохой — не только потому что он пытается ограничивать свободу в интернете (так или иначе это пытаются делать все государства, не только Россия). Он плох, как обычно, своими «резиновыми» формулировками. Например, в нем есть пункт, который предлагает правительству РФ установить порядок блокировки адресов электронной почты:
«Не допускать передачу электронных почтовых сообщений пользователям электронной почты в случаях и в порядке, которые определены Правительством Российской Федерации».
То есть без всякого публичного обсуждения, без участия парламента (даже наш парламент — это все равно публичность и дискуссия!), кулуарно правительство должно решить, по каким основаниям может блокироваться адрес электронной почты.
Далее — норма о том, что любой адрес электронной почты может быть заблокирован за рассылку информации, распространение которой в России запрещено. Как мы помним, в России, например, запрещена к распространению информация, «которая оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность» (а также много чего еще). Так что теоретически если вы отправите со своего адреса электронной почты кому-то письмо, содержащее что-нибудь запрещенное, и это станет известно государству, ваш адрес могут заблокировать.
Читать вашу почту могли и раньше
Теперь самое интересное (и непонятное) — а как, собственно, государство собирается читать вашу почту? Ведь именно этого все боятся? А никак. Новый законопроект Клишаса этого, собственно, и не предполагает. Он именно что отменяет анонимность (привязывает почту к номеру телефона, который в свою очередь привязан к паспорту), а также дает государству теоретическую возможность блокировать адреса электронной почты. В законопроекте нет ничего о том, что кто-то будет читать вашу почту.
Но при этом теоретически возможность прелюстрации электронной почты существует давно. При условии, что почтовый сервис внесен в Реестр распространителей информации и выполняет требования закона «Об информации», предоставляя правоохранителям необходимую информацию о переписке. В этом реестре с 2014 года находятся почтовые сервисы Mail.ru и Yandex.ru. Впрочем, в нем находится (вероятно, чисто формально) и заблокированный в России Telegram, который, насколько известно, никаких данных российским спецслужбам не отдает (потому и заблокирован).
Закон, который не будет исполняться
Другая странность законопроекта Клишаса — сомнительность его выполнения международными почтовыми сервисами. В законопроекте речь идет о привязке адресов электронной почты к телефонам российских операторов сотовой связи. А если, скажем, американский (украинский, эстонский, китайский) гражданин заходит на сервис электронной почты и регистрируется там, то к какому телефонному номеру, соблюдая российский закон, его должен привязать этот сервис? Попросить завести симку в «Мегафоне»? А если потом этот человек пришлет в челябинский торговый центр то самое письмо о минировании? Но сам будет находиться за границей и не иметь никаких связей с Россией? В чем тогда вообще смысл этого законопроекта Клишаса? Может быть, просто нужно было продемонстрировать хоть какую-то видимость борьбы с анонимными лжеминерами?
Почти наверняка никто из крупных международных сервисов выполнять закон в случае его принятия не станет. Роскомнадзор по традиции наложит на условный Google какой-нибудь смешной штраф в 700 тысяч рублей, а вот заблокировать Gmail вряд ли решится. Да и сил не хватит: уже пытались блокировать сервис криптопочты ProtonMail, но ничего не вышло.
А вот российским почтовым сервисам, вздохнув, придется выполнять закон. Что поставит их в неравные конкурентные условия. Выбирая между анонимной американской почтой и отечественной, привязанной к российскому номеру и паспортным данным, — какую выберете вы? Может быть, этим законопроект как раз хорош. Больше россиян станут пользоваться международными почтовыми сервисами, и их данные окажутся лучше защищены. И от злоумышленников, и от государства.
Публикации рубрики «Мнение» выражают личную точку зрения их авторов.