Фото: Drop of Light / Shutterstock.com
Римско-католическая церковь – не просто одна из христианских конфессий, но была и остаётся историческим, богословским и геополитическим противником всего Православного мира
Автор:
Тюренков Михаил
Я должен заехать в Россию!
Эти слова римского папы Франциска, произнесённые в контексте его визита в православные славянские страны – Болгарию и Македонию (с недавних пор ставшую «Северной Македонией»), – всколыхнули информационное поле. Заинтересовались даже те, кто ещё вчера отличал православных от римо-католиков лишь по двум признакам: католики в храме сидят, а католические священники – бритые. Конечно, некоторые ещё знают о целибате – обете безбрачия клириков латинского обряда, да и то, в основном, из австралийской семейной саги «Поющие в терновнике».
Кто-то что-то слышал и о «филиокве» – латинском добавлении к святоотеческому Символу веры богословского термина «Filioque» – «и от Сына», категорически не принятом Православной Церковью. Но что касается богословско-догматических, канонических и церковно-исторических разногласий (разногласий, из-за которых в буквальном смысле пролились реки крови), то здесь знания большинства из нас, включая воцерковленных православных христиан, крайне скудны.
Разумеется, в рамках одной статьи невозможно подробно разобрать весь комплекс расхождений между Православием и католицизмом (к слову, сам этот термин не вполне корректен по отношению к римо-католикам, поскольку означает вселенскость их церкви, хотя мы, православные, также считаем свою Церковь Вселенской). В обозримом будущем телеканал «Царьград» планирует целый ряд публикаций, а также сюжетов и программ, затрагивающих эту тему. Пока же предлагаю разобраться в базовых причинах, почему римский папа в качестве гостя для нас, мягко говоря, хуже любого тугарина.
«Святые Каноны этого не допускают»
Для начала важно понять, почему сестринская нам Болгарская Православная Церковь категорически воспротивилась навязанному ей евроатлантическими политиками визиту папы Франциска. А один из её иерархов, митрополит Пловдивский Николай (Севастианов) прямо заявил, что цель визита «понтифика» в Болгарию – экуменическая, а следовательно – антихристианская:
Визит Папы Римского является политическим актом, его цель состоит в том, чтобы объединить все религии вокруг папы, чтобы, когда придет антихрист, папа встретил его, а через него и всех, кто с ним.
В свою очередь Священный Синод Болгарской Церкви, с которым политики, пригласившие папу Франциска в Софию, даже не удосужились посоветоваться, однозначно заявил о недопустимости никаких совместных богослужебных и молитвенных действий православных с римо-католиками:
Мы хотели бы подчеркнуть, что служение в какой бы то ни было форме общего богослужебного или молитвенного последования для нас неприемлемо, так как Святые Каноны этого не допускают. В этой связи участие [во встрече папы римского] Патриаршего хора также является невозможным.
Либеральные СМИ сразу же подвергли Болгарскую Православную Церковь чудовищной травле. Хотя, казалось бы, что эти «прогрессивные» журналисты и их кураторы понимают в каноническом праве? Церковные правила с раннехристианских времён однозначно устанавливают жёсткие наказания не то что за богослужение, но даже за совместную молитву с еретиками и раскольниками. Вплоть до извержения из сана и даже анафемы – отлучения от Церкви.
Да и вообще, есть ли какое-либо дело либеральным СМИ до того, кто с кем молится или не молится? Ан нет. В сознании далёких от любой христианской конфессии прозападных агитаторов-пропагандистов Римско-католическая церковь – «своя», хотя порой и выступает против абортов и однополых «браков» (в последнее время всё реже, зато куда чаще – в защиту прав всевозможных нелегалов и меньшинств). Но в чём причина такой маркировки «свой – чужой»? Здесь стоит углубиться в историю.
«Ересь, объявшая Запад»
Творцы сегодняшней «объединённой» Европы активно отказываются от её христианских корней. Вплоть до того, что даже в преамбуле Евроконституции упоминание о христианстве отсутствует. Тем не менее вся логика западноевропейских общественно-политических процессов связана с отступлением римо-католиков от полноты святоотеческого христианства, именуемым «ортодоксальным» или, по-славянски, «православным».
Так, ещё задолго до разделения Западной и Восточной Церквей в латинском богословии стал постепенно проявляться не сосредоточенность на аскезе и покаянии, а своего рода католический антропоцентризм. Именно он привёл Римско-католическую церковь к таким еретическим догматам, как уже упомянутое «филиокве», а также «папский примат» – превозношение римских епископов надо всеми Предстоятелями Поместных Церквей. Более того, в итоге это выразилось в учении о «папской непогрешимости». Разумеется, речь не о том, что римские папы вовсе лишены человеческих грехов, но, согласно католическому учению, непогрешимы в вопросах веры, когда выступают со своими энцикликами и прочими богословскими заявлениями.
И если другие многочисленные богословские и канонические заблуждения римо-католиков (разбор которых также будет приведён на страницах сайта телеканала «Царьград») они сами готовы обсуждать и в чём-то даже идти на компромиссы с православными, то в этом фундаментальном основании их ереси латиняне «подвинуться» не готовы. Собственно, именно поэтому величайший русский православный богослов XIX века Святитель Игнатий (Брянчанинов) настаивал на том, что папизм не просто заблуждение, но сродни сатанизму:
Папизм – так называется ересь, объявшая Запад, от которой произошли, как от древа ветви, различные протестантские учения. Благодать Божия отступила от папистов; они преданы сами себе и сатане – изобретателю и отцу всех ересей, в числе прочих и папизма.
Нет, конечно же, речь не о том, что римо-католики поклоняются козлу-бафомету или трём шестёркам. Речь об одном из самых страшных грехов – гордыне, на которой (а отнюдь не камне, о котором говорил Сам Христос) основана Римско-католическая церковь.
И именно эта гордыня сначала привела к тому, что латиняне в значительной степени исказили церковное Священное Предание. Начиная от догматического богословия (того же «филиокве») и сакраментологии (учения о Таинствах, в том числе – о моменте литургического пресуществления хлеба и вина в Плоть и Кровь Христову, о служении не на квасном хлебе, а на облатках, подобных иудейским опреснокам – маце, и многом другом). И заканчивая агрессивным прозелитизмом – зачастую насильственными попытками обратить православных христиан в католичество.
Стоит отметить, что в печально известном 1054 году, когда прозвучали первые взаимные анафемы, точка невозврата в православно-католических отношениях ещё не была пройдена. Однако спустя ровно полтора столетия, когда в ходе Четвёртого крестового похода «крестоносцы» разорили Константинополь и надругались над православными святынями, стало ясно: латиняне уже не то что не считают нас единоверцами, но историко-культурные, цивилизационные различия уже настолько велики, что воссоединение едва ли возможно.
Кровавый «метод униатизма»
Тем не менее попытки объединиться с православными со стороны римо-католиков предпринимались неоднократно. Вот только не путём диалога и покаянного избавления от ересей, а на основе политического шантажа и поистине рейдерских захватов. Так было в 1439 году, когда в ходе Ферраро-Флорентийского собора Константинопольский патриархат на время впал в греко-католическую унию, подчинившись римским папам. Такая же уния в 1596 году была навязана западнорусскому епископату, ряд представителей которого, находясь под властью польско-литовской Речи Посполитой, предали Православие.
Последствия этих двух уний мы, чада Русской Православной Церкви, наблюдаем и сегодня. Как в отношениях с Константинопольским патриархатом, который ведёт себя подобно Ватикану, так и относительно униатской Украинской греко-католической церкви (УГКЦ). Последняя на сегодняшний день является наиболее эффективным рассадником украинской русофобии и антиправославных настроений. Более того, в ходе Евромайдана и дальнейших трагических событий в Донбассе именно клирики УГКЦ проявляли и продолжают проявлять особую активность в разжигании братоубийственной войны.
К слову, именно об этом в одном из своих Первосвятительских слов несколько лет назад предельно жёстко и эмоционально высказался Предстоятель Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл:
Одному из этих разделений более 400 лет. И оно было всегда направлено на разделение народа, жившего в этом регионе. И когда сегодня, говоря о том, что кто-то со стороны разрушил единство украинского народа, мы отвечаем: Помолчите! 400 лет вы работали на то, чтобы разделить наш народ на Украине!
Тем не менее вскоре после этих слов Патриарх Кирилл в феврале 2016-го встретился с папой Франциском на Кубе. В самом факте этой встречи не было ничего предосудительного, более того, по её итогам появилось «Совместное заявление Папы Римского Франциска и Святейшего Патриарха Кирилла». Документ, в котором чёрным по белому был осуждён «униатизм»: «Очевидно, что метод «униатизма» прежних веков, предполагающий приведение одной общины в единство с другой путём её отрыва от своей Церкви, не является путём к восстановлению единства».
Однако с тех пор прошло уже больше 3 лет, за которые униаты из УГКЦ только активизировали свой «Drang nach Osten». Наряду с псевдоправославными раскольниками-националистами именно греко-католики делают всё, чтобы на Западной Украине вовсе не осталось приходов канонической Украинской Православной Церкви, а на остальной территории Юго-Западной Руси (там, где они находятся в абсолютном большинстве) православные общины были крайне ограничены в правах (как представители религиозной организации «государства-агрессора»).
И в это самое время, когда в Донбассе продолжает литься кровь, а клирики УГКЦ не только благословляют украинских карателей, но и идеологически обосновывают их преступления, римский папа Франциск продолжает поддерживать украинских греко-католиков. И в начале июля этого года планирует принять большую униатскую делегацию в Ватикане с тем, чтобы «выразить близость к УГКЦ, которая осуществляет пастырское служение как на родине, так и в различных регионах мира».
«Визит ради визита»?
А теперь «внимание вопрос»: зачем папе Франциску, не просто крайне далёкому от Православия, но и занимающему последовательно русофобскую позицию, визит в Православную Россию? Чтобы посмотреть достопримечательности Третьего Рима? Едва ли. Подобный визит может носить только религиозно-политический характер. И если его содержание будет примерно таким же, какой была встреча на Кубе, то он принесёт только вред нашим как светским, там и церковным властям.
С одной стороны, власти Государства Российского будут поставлены в глупое положение. Придётся улыбаться и жать руки человеку в белой шапочке, многочисленные предшественники которого столетиями спали и видели, как бы подчинить Московский Кремль Ватиканскому холму, а сам этот «гость» – вполне вписан в ту мировую политическую элиту, которая делает всё, чтобы уничтожить Россию как сверхдержаву. С другой стороны, священноначалию Церкви Русской также придётся улыбаться и лобызаться с персонажем, который, по сути, обманул нашего Предстоятеля в 2016 году.
Будет ли от этого хоть какая-то польза? Ответ очевиден. Хотя для самого папы Франциска вполне могла быть духовная польза, если бы он принёс православным покаяние. Не лицемерное, подобное тому, как он умывал ноги наводнившим Европу беженцам-нелегалам, а искреннее и деятельное. В первую очередь, за кровавые грехи УГКЦ, которую едва ли сейчас можно упразднить, но вполне можно ограничить в правах и территории её деятельности.
А главное – публично признать католическую ответственность за кровавые деяния как столетней давности (убийства многих тысяч православных русинов Галиции и Закарпатья, в том числе – в концлагере «Талергоф» и тюрьме «Терезин» в годы Первой мировой войны), так и последних пяти лет. Ну а пока ничего подобного не заметно, международным православным «лозунгом момента» остаётся:
«Stop the Pope!»
Продолжение следует…