Фото: Yiannis Papadimitriou / Shutterstock.com
Монахам Святой горы Афон придётся определиться, что важнее: верность Православию или послушание Константинопольскому патриарху
Автор:
Тюренков Михаил
Февраль 2019 года для Святой горы Афон стал «моментом истины». Впервые после далёкого XV столетия монахи-святогорцы столь жёстко поставлены перед выбором: устоять в Православной вере или же остаться верными своему священноначалию, закрыв глаза на его беззакония. И если без малого шесть столетий назад, в 1439 году, ряд монастырей Афона оказались во Флорентийской унии с Римско-католической церковью, то сегодня они загоняются в «Варфоломеевскую унию» с ничуть не менее далёкой от Православия религиозно-политической структурой – ряженными в церковные одежды украинскими раскольниками-националистами.
Несмотря на то что несколько обителей, включая русский Свято-Пантелеимонов монастырь, на днях закрыли свои врата перед делегацией самозванцев из ПЦУ (в беззаконном «томосе об украинской автокефалии» получившей неблагозвучное наименование СЦУ), значительная часть афонских монастырей оказались не готовы выступить против беззаконий Фанара. А в некоторых из греческих обителей полностью поддержали своего предстоятеля – патриарха Варфоломея в его раскольнической деятельности.
Вопреки многочисленным информационным вбросам, Священный Кинот Святой горы Афон пока что не обсуждал и не выносил официальных решений по «украинскому вопросу». Однако в нескольких греческих святогорских обителях украинские раскольники уже были торжественно приняты, а в монастыре Ксенофонт представитель ПЦУ-СЦУ, лжеепископ Одесский и Балтский Павел (Юристый), совершил театральные действия, святотатственно названные «литургией».
Как и в XV веке, афонские монахи оказались в этой ситуации не по своей воле. Тогда, 580 лет назад, ромейский василевс (византийский император) Иоанн VIII Палеолог, равно как и Константинопольский патриарх Иосиф II, в ходе печально известного Ферраро-Флорентийского собора понадеялись, что «заграница им поможет».
Пожертвовав истинной верой ради иллюзорной политической поддержки латинского Запада. Это нисколько не помогло ромеям перед натиском турок-османов: в 1453 году униатский (греко-католический) Константинополь пал.
XV век: Униатское падение и возрождение в Православии
В ходе Ферраро-Флорентийского собора только один его участник, святитель Марк, архиепископ Эфесский, публично отверг соглашение с Римско-католической церковью. Афонские же делегаты подписали буллу папы Евгения IV, не решившись выступить против светских и церковных властей. По сути, пойдя по пути наименьшего сопротивления: мол, не наше дело вникать, правильная у нас или неправильная вера, но веруем так, как велят начальники. Да, в этом была своя логика: монахи во все века были в послушании у своего священноначалия. Во всём, кроме вопросов веры.
Святитель Марк Эфесский это продемонстрировал лично. Осознав, что речь идёт не о совместном с латинянами поиске истины, но исключительно о компромиссах в вопросах веры и безоговорочном подчинении Римскому Папе, он наотрез отказался подчиниться патриарху и императору. И если последних мы сегодня вспоминаем исключительно как ересиархов, то святителя Марка – как одного из величайших православных святых, практически повторившего подвиг преподобного Максима Исповедника, воскликнувшего в VII веке, когда Константинопольский патриарх впал в монофелитскую ересь:
Если вся вселенная начнёт причащаться с патриархом, я не причащусь с ним. Дух Святой анафематствовал чрез апостола даже ангелов, вводящих что-либо новое и чуждое проповеди (евангельской и апостольской)…
Так же и святитель Марк Эфесский и многие другие православные христиане XV века сохранили верность Православию, а не механическое послушание светским и церковным властям и столь же механическое единство, не имеющее отношение к подлинному церковному единству в истине. Как известно, в те годы многие святогорцы отказались подчиниться священноначалию.
В итоге, уже после смерти святителя Марка, в условиях османского ига, Константинопольский патриархат вернулся к истинной вере. Флорентийская уния была разорвана, и этот разрыв был подтверждён деяниями нескольких Поместных соборов, в очередной раз анафематствовавших римокатоликов (с которыми ещё недавно Константинополь был не просто в общении, но в подчинении их «понтификам»).
Фанар и Афон: 580 лет спустя
Как уже неоднократно говорилось в эфире телеканала «Царьград», а также на страницах его сайта, в XX веке на Фанаре возобладала либерально-обновленческая идеология. С одной стороны, эта политика привела Константинопольский патриархат к очередному сближению с Ватиканом (в 1964 году патриарх Афинагор (Спиру) совершенно необоснованно и без вынесения на всеправославное обсуждение снял наложенную еще в 1054 году анафему с римокатоликов). С другой – сами Константинопольские первоиерархи возомнили себя «восточными папами», имеющими право управлять всеми Поместными Православными Церквами, по сути, поставив под сомнение их автокефалию.
Венцом этого беззакония стало вторжение Фанара на каноническую территорию Русской Православной Церкви на Украине. Вступление в общение с изверженными и анафематствованными, а также вовсе никогда не имевшими священного сана раскольниками и, наконец, псевдолегализация объединенного раскола с выдачей ПЦУ-СЦУ «томоса об автокефалии» – поставило патриарха Варфоломея и его Синод вне Православия.
Патриарх Константинопольский Варфоломей I. Фото: www.globallookpress.com
Беззакония Фанара ещё в октябре 2018 года привели к тому, что Русская Православная Церковь разорвала евхаристические отношения со всем Константинопольским патриархатом. Включая Святую гору Афон. Исключение, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, было сделано только для русского Свято-Пантелеимонова монастыря, где паломники из нашей Церкви могут по-прежнему молиться за богослужениями, исповедоваться и причащаться.
С этого момента пошёл обратный отсчёт: солидаризируется ли Афон, на протяжении многих веков считавшийся твердыней и оплотом Православия, со своим стамбульским священноначалием? Будет ли высказана общая позиция Священного Кинота Святой горы по «украинскому вопросу»? Или же, как и в XV веке, среди святогорцев произойдёт внутренний раскол (часть сохранит верность священноначалию, а часть – Православию)?
На момент написания этой статьи вокруг святогорцев продолжается серьёзная информационная борьба. Так, пока ещё ни одна из афонских обителей не прекратила поминовение Константинопольского патриарха (за исключением «старой братии» монастыря Эсфигмен, порвавшей с Фанаром ещё в 1970-е годы), но ряд из них отказались принять в своих стенах получивших стамбульское «благословение» украинских раскольников. При этом святогорский Священный Кинот так и не принял никакого официального решения по проблеме украинского раскола.
По мнению многих экспертов, ситуация напоминает происходившее 580 лет назад после подписания Флорентийской унии. Так, крупнейший специалист по истории западнохристианских исповеданий, профессор Московской духовной академии, глава Учебного комитета Русской Православной Церкви протоиерей Максим Козлов в комментарии телеканалу «Царьград» отметил:
Историческая параллель очевидна: и в том и в другом случае речь идёт об уклонении Константинопольской патриархии от полноты церковной истины. Но в то же время хочется надеяться, что нынешние упреждающие действия Русской Православной Церкви помогут сохранить единство Вселенского Православия.
В то же время отец Максим полагает, что «наметившиеся тенденции неправомыслия» Константинопольского патриархата ещё не являются «до конца сформировавшейся ересью». А потому у Фанара, как и 580 лет назад, есть возможность исправить ситуацию. И если во второй половине XV века таковой «работой над ошибками» стали анафемы против римокатоликов, то сегодня было бы достаточно признать свою неправоту относительно ряженых самозванцев из ПЦУ-СЦУ и разорвать с этим псевдоправославным раскольническим сообществом.
Что же касается Святой горы Афон, то она остаётся заложницей ситуации. Однако факты переходов монахов из обителей, поддержавших действия Фанара, в монастыри, захлопнувшие двери перед раскольниками, наглядно подтверждают разномыслие среди афонитов. Вопреки уже упомянутым информационным вбросам, значительная часть святогорцев пока занимает выжидательную позицию. Хотя не сегодня завтра в любую из их обителей может явиться не просто группа ряженых самозванцев, но в сопровождении полиции или даже людей в форме НАТО.
Конечно, если бы в 2019 году, как ровно 580 лет назад, из среды Константинопольского патриархата явился бы исповедник, подобный святителю Марку Эфесскому, твёрдым в вере святогорцам было бы намного легче. Пока же монахам Святой горы Афон столь значимые решения приходится принимать самостоятельно. И промедление в этом вопросе поистине «смерти подобно». Духовной смерти.