Текущее состояние российской экономики требует принятия комплекса мер по стабилизации. Одной из составляющих является корректировка долговой политики на 2018-2020 годы. Поскольку у страны отсутствуют возможности получения ставших традиционными внешних кредитов, необходимо реализовывать альтернативные источники заемных средств. В этой связи приоритетной задачей становятся сокращение расходов бюджета (его дефицит является основным потребителем заимствований из-за прогнозируемых достаточно низких темпов роста ВВП) и поддержание безопасного для государства размера внешнего долга.
Государственные займы
Долговая политика РФ на 2018-2020 годы предполагает, что дефицит бюджета будет покрываться в основном за счёт государственных займов. Например, размер долгов на 2019 год прогнозируется в пределах 1,2% ВВП. В дальнейшем, чем меньше накоплений будет оставаться в резервном фонде, тем выше будут объемы заимствований. В текущей ситуации наиболее предпочтительным источником получения дополнительных средств выглядят внутренние долговые обязательства. Вполне возможно, что заимствования станут единственным вариантом устранения бюджетного дефицита — в 2019 году планируется, что такие заимствования покроют до 91% потребностей в дополнительном финансировании расходных статей.
В этот период прирост объема внешних обязательств различным ценным бумагам, перейдет в область отрицательных значений. Ситуация с валовыми внутренними займами будет диаметрально противоположна. — по прогнозам доля таких обязательств превысит исторический максимум в России.
В свете такого сценария событий не следует забывать о росте бюджетных рисков. Их увеличению могут способствовать неблагоприятные условия кредитования и значительное продолжительное возрастание долговых нагрузок. При самом отрицательном варианте развития ситуации для государства окажется невозможным получение необходимого объема кредитных средств на выгодных и безопасных условиях.
Внутренний долговой рынок
Долговая политика на 2018-2020 год предусматривает покрытие бюджетного дефицита путём реализации комплекса мер, направленных на увеличение объёма внутренних займов. С большой долей вероятности при этом удастся избежать ухудшения дел на рынке корпоративного долга, а также отказаться от получения новых кредитов для погашения предыдущих. Результатом таких действий станет сохранение невысокого уровня инфляции или возможное снижение показателя до 4%, что, в свою очередь сохранит приемлемые для экономике размеры ставок рефинансирования. Соответственно, финансовые инструменты с фиксированной доходностью окажутся более привлекательными и будут пользоваться большим спросом.
Использование накопленной коммерческими банками РФ ликвидности также поспособствует безопасному (читай, безрисковому) увеличению объёма займов. В этой ситуации действия коммерческих банков стимулируют развитие рынка ценных бумаг, за счет чего его участникам предоставляются более широкие возможности относительно безопасного и доходного инвестирования.
Что касается нерезидентов РФ, основным спросом по-прежнему будут пользоваться ОФЗ, хотя абсолютные суммы и доля инвестиций в эти бумаги, скорее всего не увеличится. Основная причина такого положения – продолжение действия санкционных ограничений в отношении России, в результате которых сохраняются риски потери размещенных таким образом вложений.
Внешнее кредитование
Если текущая ситуация в РФ не претерпит серьёзных негативных изменений , государство сможет удовлетворить потребности в заемных средствах без привлечения значительных объемов кредитования в иностранной валюте на мировом рынке. Тем более, что вероятными последствиями роста внешнего долга станут значительная нестабильность курсов и масштабное падение национальной денежной единицы. Однако РФ не планирует полностью отказываться от внешних долговых обязательств. Ежегодное заимствование денежных средств в иностранной валюте будет производиться в лимитированных объемах, только с целью обозначения присутствия на рынке и поддержания репутации государства, как суверенного заемщика. Такая политика не создает дополнительных рисков, но позволяет активно работать в направлении привлечения новых инвесторов. Приток полученных от них ща покупку облигаций денежных средств способен положительно повлиять на условия кредитования корпоративных клиентов.
Долговая политика на 2019-2020 год предусматривает новые выпуски еврооблигаций, предназначенных для обмена на ранее эмитированные долговые обязательства в долларах США и Евро. Это позволит стабилизировать долговую нагрузку на госбюджет на приемлемом уровне.
Альтернативные источники финансирования
Неблагоприятная политическая обстановка в мире значительно отражается на экономике РФ. Государству и некоторым компаниям было отказано в привлечении внешнего финансирования из традиционных источников. Поэтому Долговая политика на 2018-2020 годы должна учесть эти негативные тенденции и предоставить субъектам хозяйствования выход на альтернативные рынки кредитования. Приоритетным действием в этом направлении должна стать эмиссия совершенно новых долговых инструментов. Государство планирует выпускать ОФЗ в китайских юанях, чтобы привлечь поступление капиталов от инвесторов из КНР.
Китайская валюта для этих целей была выбрана не случайно. Существует возможность превращения китайского юаня в новую резервную валюту. Кроме того, долговой рынок Китая обладает достаточным объёмом. РФ давно заинтересована в углублении партнерских отношений с КНР. Для этого потребуется установить контакт с регуляторами рынка, под чьим контролем находится вся инвестиционная деятельность, а также уделить пристальное внимание согласованию организационных моментов. Если же китайские регуляторы не будут заинтересованы в заключении деловых отношений с РФ, эмитированные государством бумаги не получат доступ к рынку КНР. Соответственно, правительству придётся сосредоточиться на поиске других источников инвестиций.