Необходимость усовершенствования дополнительного образования возникла не так давно, а реализацию планируют осуществить до следующего года. Подтверждением этому стала Концепция, утвержденная приказом правительства номер 1726 (4 сентября 2014 г).
Понятие дополнительного образования
ДО — это сверхурочные нормы, которые не являются обязательными для изучения на федеральном уровне.
В сфере ДО наблюдается ряд трудностей:
- отсутствие эффективной оценки знаний, которая позволила бы должным образом проверить качество знаний и учебного материала;
- устаревшая учебная база и инфраструктура;
- отсутствие мотивации как у учеников, так и у родителей и педагогов.
Это не полный спектр проблем. Вышеупомянутый план развития создан с целью проведения реформ в существующей структуре ДО для повышения его конкурентного уровня.
Миссия
В документе акцентировано внимание на существующей миссии для реализации проекта с целью масштабных изменений и изменении приоритетов в системе образования. Это является важным заданием, поскольку обеспечение массового обязательного образования в средних и высших учебных учреждениях уже решена.
Потребности и взгляды в современном обществе постоянно меняются, в связи с чем меняется и основной подход к дополнительному образованию. Ее суть состоит в следующем:
- создание комфортных условий для развития личности ребенка, обеспечении возможности самовыражения;
- действия, которые мотивируют младшее поколение к разноплановому развитию для достижения успехов в творческой, спортивной, трудовой сфере;
- введение в программу образования вариативный выбор с учетом личных предпочтений.
Справка! По предварительным данным, к будущему году должна существенно возрасти привлекательность ДО, так как ее основой станет модель образования для человека, которая позволит осуществить персоналистический подход и дать возможность самостоятельно выбирать программу обучения, увеличит мотивацию для проявления потенциала.
Поставленные задачи
Систему ДО, которая установилась в настоящем времени, можно сравнить с социальным подъемником. В учебных учреждениях и детских садах детям обеспечена подготовительная база, которая считается достаточной для нормального развития. Каждый ребенок, независимо от материального благополучия, состояния здоровья и социальной категории, имеет право получить бесплатную базовую подготовку.
Основным принципом является не индивидуальный подход к личности, а изучение предметов с целью получить результат. Реализация плана по изменению дополнительного образования и его характера до следующего года даст возможность решить эту и многие другие важные задачи:
- создание комфортных условий для развития инициатив у детей и подростков и дальнейшей реализации;
- обеспечение доступа к инновационным технологиям и получению глобальных знаний;
- модернизация существующей инфраструктуры ДО за счет поддержки на государственном уровне и увеличения капиталовложений;
- мероприятия, направленные на привлечение и участие семей в проектах ДО;
- современные методы мониторинга детских достижений с целью мотивации;
- обновление учебных программ с целью достичь соответствия с интересами каждого ребенка индивидуально , отвечали потребностям общественности.
Реализация по этапам
Реализация реформ в дополнительном образовании будет состоять из двух этапов.
- Первый этап был реализован на протяжении 2014-2017 года, когда эксперты профильных учреждений составили ряд конкретных мероприятий относительно финансирования, информирования жителей и модернизации программ обучения. Это стало основой плана реализации 729 приказа от 24 апреля 2015 года.
- Реализация 2 этапа началась в 2019 году и запланирована с 2018 по 2020 год. Здесь планируется практическое применение мероприятий и программ с целью развития центров ДО, которые вошли в план. Повышенное внимание уделяется пилотным проектам и результатам.
Полный текст концепции ДО опубликован в документе.
Концепция дополнительного образования
Ключевые характеристики
Стратегические разработки по развитию дополнительного образования до будущего года включают решение достаточно широкого перечня проблем, целью которых является усовершенствование ДО и повышение авторитета среди конкурентов. Основные пункты стратегического плана:
- потенциал развития личности;
- конкурентоспособность перед другими формами образовательного процесса;
- актуализация плана ДО.
Потенциал развития личности
Такой подход является абсолютным нововведением к процессу обучения и к отношению к ребенку как к индивидуальности. Такая модель может быть достигнута путем следующего комплекса действий:
- возможность самостоятельного выбора на добровольных основаниях учащимся образовательной программы, интенсивности и педагога;
- возможность проводить эксперименты в отношении программ дополнительного образования, путями подачи материала и итоговой оценкой достижений;
- тесная связь процесса образования и жизни (напомним, что на сегодняшний день многие аспекты образовательного процесса и теоретического материала далеки от реальной жизни);
- объединение учеников разных возрастных категорий в группы для достижения современного подхода на социальном и культурном уровне, а так же налаживание общения представителями разных возрастов);
- право учиться на собственном опыте, в котором есть пробы и ошибки.
Конкурентные плюсы
У современного подхода к концепциям ДО есть ряд преимуществ перед существующими формальностями учебных программ. Основными из них являются следующие:
- свобода выбора;
- индивидуальность;
- открытый доступ к получению информации для всех желающих;
- обширные знания в выбранной сфере;
- быстрая адаптация существующих программ к потребностям общества и различным переменам (достигается путем разноплановости содержания);
- персонализация образования.
Разработчики совершенно нового подхода сделали основной акцент на персонализированном подходе к ребенку с учетом его прав и интересов. Таким образом можно создать максимально подходящие условия для адаптации молодого поколения, удовлетворить их интеллектуальное и эстетическое развитие.