В России год от года становиться больше школ и других учебных заведений, работающих по триместровому графику. Чем же отличается система с триместрами от традиционной семестровой, на какие дни в 2019-2020 году придутся каникулы в школах, перешедших на учебу по триместрам.
К сведению! Термин «триместр» имеет латинское происхождение – от слова «trimestris», которое буквально означает «трехмесячный».
Особенности триместрового учебного графика
Первенство во внедрении модульной триместровой системы обучения принадлежит Германии, где она успешно используется в процессе обучения с 30-х годов прошлого века.
В 2019-2020 учебном году триместровому графику отдают предпочтение во многих других европейских (например, Великобритании и Франции) школах и учебных заведениях США. Естественно, для каждой страны характерны собственные особенности модульной системы.
Существенные отличия от признанного традиционным европейского варианта присущи и постепенно внедряемой в России версии триместровой системы. К ним относится, например, изучение предмета в течение полного года, а не обособленно на протяжении семестра или триместра. Другая характерная особенность – протяженность летних каникул, которые в российских школах, вне зависимости от системы обучения, длятся 3 месяца.
В российских школах, перешедших на обучение по триместрам, учебный год делится на шесть периодов, разделяющихся каникулами со средней продолжительностью в неделю (7-9 дней).
Специалисты психологи, педагоги, медики говорят о явных достоинствах триместровой системы:
- За счет частых каникул снижение психо-эмоциональной нагрузки на учащихся, своевременное снятие усталости и напряжения, накапливающихся к концу пятой недели обучения.
- Повышение объективности и точности оценивания общего уровня знаний, уменьшение числа спорных моментов и ситуаций благодаря подведению итогов по каждому из трех периодов.
- Улучшение эпидемиологической обстановки, общее снижение уровня заболеваемости, поскольку опасные с этой точки зрения периоды, например, эпидемий ОРВИ, как правило, приходятся на каникулярное время.
В отличие от учителей и врачей, которые в большинстве положительно оценивают триместровую систему, родители учеников относятся к такому варианту графика занятий неоднозначно. Среди них есть и сторонники перехода на триместры, и его ярые противники. Вескими аргументами последних становится увеличение числа проблем для родителей учеников, к которым относят:
- увеличение общего каникулярного времени, в течение которого необходимо обеспечить присмотр за детьми;
- растущие с увеличением каникул число и продолжительность переходных адаптационных периодов, в течение которых учащиеся втягиваются в процесс обучения после отдыха;
- необходимость организовывать во время промежуточных каникул домашнюю учебу для ребенка, чтобы сохранить полученный в первой половине триместра уровень знаний для успешной сдачи контрольных во второй.
Календарь на 2019-2020 учебный год
Вне зависимости от принятого графика (семестровый или триместровый) начало учебного года в российских заведениях приходится на первые числа сентября. В 2019 г. Первый звонок прозвучал для учеников 2 сентября. Завершит очередной год Последний звонок, который запланирован на 25 мая 2020 г. (возможен перенос окончания учебного года для некоторых школ на 29.05.2020 г.). Продолжительность модулей в триместрах составляет пять недель для первой половины учебного года и шесть недель – для второго полугодия. В результате общий график процесса обучения на год получил следующий вид.
Таким образом, при работе учебных заведений (школ, лицеев, гимназий) по триместрам в 2019-2020 учебном году достигается равномерное распределение каникулярного времени. Некоторые каникулы оказываются несколько длиннее стандартного недельного периода за счет дополнительных официальных праздничных и выходных дней.
Каникулы для триместрового графика 2019-2020 уч.года
На первые осенние каникулы ученики триместровых учебных заведений уйдут уже 7 октября и будут отдыхать в школах с пятидневной рабочей неделей 9 дней (к неделе каникул добавятся 2 выходных дня) – с 07.10.2019 по 13.10.2019 г.
По окончании первого учебного модуля (триместра) их ожидают вторые недельные каникулы (18.11.2019 — 24.11.2019).
Третьи (новогодние) приходятся на период с 30.декабря 2019 г. по 8 января 2020 г. Их продолжительность составит для пятидневной учебной недели 12 календарных дней (10 каникулярных и 2 выходных), что несколько меньше, чем длительность каникул в школах, работающих по классическому семестровому графику.
Важно! Постановлением Правительства ПФ № 875 (от 10.07.2019 г.) утвержден перенос выходных дней с 4 и 5 января на 4 и 5 мая соответственно. Первым рабочим днем 20020 г. станет 9 января.
Четвертые (февральские) каникулы по окончании второго триместра продлятся с 17.02.2020 по 24.02.2020. Их длительность увеличилась до 10 календарных дней за счет предшествующих выходных и переноса праздничного дня с 23 на 24 февраля.
Пятые каникулы в школьных учебных заведениях, использующих триместровую систему, запланированы в период с 6 по 12 апреля 2020 года. В результате второй период последнего триметра ( шестой учебный период) окажется наиболее коротким. В него попадают не только традиционные майские праздники, но и перенесенные Правительством выходные новогодней недели.
Шестые (летние) каникулы в 2019-2020 для российских школьников, как обучающихся по традиционному семестровому, так и по триместровому графику, стартуют 26 мая 2020 г. (последний день учебного года приходится на 25.05.2020).
Возможные изменения школьного календаря
Нередко случается, что в школах, работающих по традиционному семестровому графику, сдвигают каникулярные периоды. При триместровой системе обучения такие сдвиги происходят – явление исключительное, значит, приведенный график останется актуальным для большинства российских школ, перешедших на использование триместров.
Естественно, полностью исключить коррекции графика учебы невозможно. Согласно нормативным документам допускаются сдвиги по времени занятий и каникул вплоть до двух недель. Поводом для такого переноса могут стать длительный карантин, неблагоприятные природные условия и другие серьезные причины приостановки учебного процесса.