В первое десятилетие 20 века в русской литературе начинает свое развитие множество новых течений и личностей будущих знаменитых авторов. Самым необычным свойством, которым обладал серебряный век, было повышенное внимание общества к искусству. Это и подталкивало людей к самосовершенствованию, реализации новых идей, так же это привело к тому, что образование и культура перестали быть уделом немногих. Многие произведения, созданные в период серебряного века, нашли свою славу не только на Родине, но и во всем мире.
История появления русского модернизма
Началом данного периода принято считать последнее десятилетие 19 века, когда традиционное искусство переживало кризис, и появилась его замена – новые течения и направления, непризнанные и непонятые толпой, но быстро принятые богемой и интеллигенцией.
В 1915 году серебряный век достигает наивысшего подъема, в то же время эту фазу можно назвать его концом. Но некоторые исследователи предполагают, что его существование прекратилось в 1917 году с наступлением Гражданской войны. А кто-то считает, что он закончился после гибели Александра Блока, самоубийства Владимира Маяковского или расстрела Николая Гумилева. В итоге продолжительность явления составляет около 30 лет. Хотя серебряный век назван так, потому что наступил после золотого, он не несет в себе негативный подтекст, некую деградацию, “раньше было лучше”. Напротив, эта эпоха подарила отечественной культуре больше новых имен.
Особенности и основные признаки
- Новаторство. Как говорилось ранее, в 1915 году поэзия серебряного века достигает своей наивысшей точки. Общественная и политическая жизнь находится в бурлящем состоянии. На улицах происходят массовые выступления, которые дают людям осознание множества новых идей. А поэты стараются идти в ногу со временем и придумывать что-то новое и открывать это другим людям.
- Идейно-тематическое содержание. Главной особенностью этого века можно считать интерес читателя к простым, жизненным темам, таким, как: смысл жизни, отношения человека и природы или поиски самого себя. Благодаря многим знаменитым авторам были раскрыты многие тайны нашей страны. Популярны были темы, которые относились к революции, войне, трагедии жизни человека, потому что именно в это время Россия переживала сложный период истории: Февральскую и Октябрьскую революции, Гражданскую войну, массовые репрессии.
- Новые типажи героев. Авторы стараются по-новому заставить осмыслить поэзию, показывая новые образы, стиль, идеи. Например: сильного, непредсказуемого лирического героя, который проходит через множество испытаний с гордо поднятой головой.
Основные течения
Символизм
Не стоит забывать про различие течений серебряного века. Одним из самых популярных течений серебряного века, считали символизм. Скорее всего, причиной этому были известные поэты, благодаря которым это направление и стало так популярно. Брюсов, Бальмонт, Блок — все они пытались пояснить читателю, что такое представление о непознаваемости мира и его закономерности, о духовном опыте и творческой интуиции, которые становились важнее, чем простой разум. Целью их поэзии было отражение “высшей реальности”. Так же не стоит забыть про особенность их стихотворений, которые стали наполнены чувствами, сильными эмоциями, метафорами. Это больше похоже на игру автора со своим читателем. Каждый поэт-символист индивидуален по-своему и имеет четкий, выраженный стиль, по которому его очень просто узнать.
Впервые символизм появился во Франции в 1870, в России, позже, с 1890-х по 1920-е гг. Произведение в символическом стиле приобретало в себе творческий акт не только автора, но и читателя. Основа поэтики – символ, выглядит принципиально многозначным, содержит в себе перспективы бесконечного развертывания смыслов.
Так же стоит вспомнить о том, что в этом течении общество делилось на Старших и Младших символистов. В ряду старших: Брюсов, Бальмонт (Московская школа); Гиппиус, Сологуб (Петербургская школа). В ряду младших: Блок, Белый, Анненский.
Акмеизм
Вторым направлением, о котором пойдет речь, является акмеизм ( acme – означает вершину, высшую степень чего-либо). Стал популярен в 1910-е годы. Главными его представителями можно считать таких личностей, как Ахматова, Гумилев, Городецкий. Особенностью этого жанра является то, что он был создан для того, чтобы вытеснить символизм и то, что это направление имело связь с литературной группой “Цех поэтов”.
Основной задачей был отказ от символической многозначности образов и возвращение к материальному миру, точному значению слова. Для поэтов этого направления важнее всего было показать “прекрасную ясность”, непосредственный взгляд на мир.
Футуризм
Следующим, но не по значению, является такое своеобразное течение, как футуризм (futurum – будущее, будетлянство – термин В.В. Хлебникова.) Свое начало берет в 20 веке. Его основателем по праву является итальянский поэт Ф.Т. Маринетти. Футуризм делился на несколько разновидностей, так что давайте рассмотрим подробнее. В Москве была открыта школа кубофутуристов, “Гилея”. В ней показывали свои творческие навыки такие поэты, как Маяковский, Хлебников, Каменских и другие. Их главной задачей являлось обновить искусство, они сравнивали этот процесс с социальной революцией. Кубофутуристы пытались воплотить изобразительные принципы французских художников-кубистов и поэтические установки итальянских футуристов.
В Петербурге появилась школа эгофутуристов, главными представителями которой были: Северянин, Гнедов, Олимпов. Главной его особенностью было интуитивное творчество и художественный индивидуализм. О эгофутуризме, нам стоит поговорить подробнее. Например, Игорь Северянин соединял в своем творчестве символические приемы звукописи с футуристскими приемами словообразования. В 1913 году появляются такие группы, как “Центрифуга” и “Мезонин поэзии”, участниками которой стали такие поэты, как Асеев, Пастернак, Шерневич, Большаков. Футуристы второго призыва проявили себя эпигонами кубо – или эгофутуризма.
Имажинизм
В конце 1910 года появляется такое новое направление, как имажинизм. Особенностью такой поэзии является метафорический образ, основанный на сопоставлении непохожих предметов, явлений и понятий. Это течение и поэтическая группа была образована в 1918 году такими известными поэтами, как Есенин, Мариенгоф и Шершневич. Их главной целью было создание образа. Поэты декларировали подчиненность содержания художественной форме.
Расцвет имажинизма начался в 1919 году и закончился в 1925. За все время популярности этого течения было устроено множество творческих вечеров, выпущены авторские или коллективные сборники, в которых можно было увидеть характерный эпатаж и анархические мотивы авторов.
Представители русского модернизма
Анна Ахматова
Теперь, когда мы узнали про разновидности течений, пришло время рассказать больше про их представителей. Я думаю, что стоит начать с женщины, по которой сходили с ума множество мужчин, — талантливой и красивой поэтессы Анны Андреевны Ахматовой (11.06.1889-05.03.1966 год).
В девичестве носила фамилию Горенко, родилась в городе Одесса. Будучи активным ребенком, имела прозвище “дикая девочка”, так как любила шокировать окружающих своим поведением. Одним из интересных фактов о ней является то, что в детстве она училась читать по азбуке Льва Толстого. В своем творчестве придерживалась течения акмеизма.
Первые ее опубликованные стихотворения увидели свет в 1911 году. («Апполон», «Русская мысль»). Так же стоит упомянуть о том, что Анна написала несколько статей о творчестве А.С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова. Ахматова всегда показывала любовь к нравственным основам бытия, что является характерной чертой в ее творчестве.
Примеры работ:
- Автобиографическаяпоэма «Реквием» — одно из первых произведений, посвященных жертвам репрессий 1930 годов, эта тема была очень близка Анне, так как ее первый муж, второй, а позже сын были жертвами репрессий.
- «Поэма без героя» отражает взгляд Ахматовой на современную ей эпоху, от серебряного века до Великой Отечественной войны. Поэма имеет выдающееся значение как образец современной поэзии, исторической. Начиная с 1922 года, книги Анны Ахматовой подвергались цензуре, ее творчество практически не выпускалось.
Эта женщина смогла пережить две революции и две мировые войны, ее жизнь была насыщенна одновременно и счастливыми, и трагическими моментами.
Владимир Маяковский
Следующей неординарной личностью можно назвать Владимира Владимировича Маяковского. Один из самых необычных советских поэтов проявлял себя так же драматургом, киносценаристом, художником и редактором журнала “Леф” (Левый Фронт).
Родился Владимир Владимирович в Грузии. После переезда в Москву первое стихотворение напечатал в нелегальном журнале “Порыв”. После начал увлекаться марксисткой литературой и уже в 1908 году вступил в РСДРП. Несколько раз был арестован, но продолжал писать, даже находясь в камере. Многие произведения дооктябрьского творчества Маяковского отражают самые основные мотивы лирики и тем 1910 годов. Не стоит забывать и о характерных, необычных метафорах, которые он создавал в своих произведениях, к примеру, можно привести самую известную цитату из стихотворения “Лиличка”: “Надо мною кроме твоего взгляда, не властно лезвие ни одного ножа”. Пожалуй, можно сказать, что Маяковский является не только главной фигурой в футуризме, но и одним из главных поэтов серебряного века.
Сергей Есенин
Следующим поэтом, чьи стихотворения любят и зачитывают до сих пор, является Сергей Александрович Есенин. Его можно считать одним из главных представителей имажинизма. В своих произведениях он раскрывает свою тонкую натуру, показывает, как хорошо он знает свою страну и народ.
Первые его стихи были опубликованы в 1914 году в детском журнале “Мирок”. А в 1916 году издал первый сборник “Радуница”. После знакомства в 1918 году с Анатолием Мариенгофом вливается в течение имажинизмов. В период увлечения данным направлением публикует несколько стихотворений, таких как: “Исповедь хулигана” и “Стихи скандалиста”. Есенин не боялся выступать перед публикой, много раз читал свои стихотворения на поэтических вечерах. Перед своей смертью он много путешествовал, побывал на Кавказе, в Ленинграде и т.д.
Игорь Северянин
В 1904 году свой творческий путь начинает Игорь Лотарёв (Северянин). Первая публикация в издательстве для солдат и народа — “Досуг и дело”. За свой счет он издал 35 брошюр. Уже в 1911 году он создает собственное, новое течение – эгофутуризм. Современники говорили о нем, что он всегда был надменен, прикрывался “маской” неприступности. К обычному течению футуризм он подставил частичку “эго”, как бы показывая свою независимость. Вокруг него всегда был шум, прогремев на всю Россию своей славой, он сделал вызов обществу. На одном из вечеров, в котором участвовали Маяковский, Бальмонт и Северянин, именно Северянина выбрали “королем поэтов”. На своих выступлениях он собирал множество, как поклонников, так и поклонниц. Но через год он покидает группу эгофутуристов, объясняя это тем, что он свою задачу выполнил.
Самым большим его сборником стихотворений можно считать Громокипящий кубок, который вышел под издательством Сергея Соколова в 1913 году. В эмиграции в Эстонии он пробыл с 1918 года по 1941. В эти годы он издал несколько сборников, таких, как: “Менестрель”,“Классические розы” и другие. В октябре 1941 года поэт скончался.
Николай Гумилев
Далее мы расскажем о создателе школы акмеизма, переводчике и литературном критике, Николае Степановиче Гумилеве. Его первая книга была издана на сбережения родителей и называлась “Путь конквистадоров”. Не совсем хорошие отзывы о ней писал Брюсов в своей рецензии. В итоге между начинающим поэтом и Брюсовым завязалась переписка, и длительное время именно этого поэта он считал своим учителем.
С 1906 года долгое время поэт пробыл за границей. Через два года издал сборник “Романтические цветы”. А к 1909 году организует журнал “Аполлон”, в котором авторы стали обсуждать музыку, изобразительное искусство и литературу. В 1912 году создает новое направление акмеизм, в котором сразу стали состоять члены “Цеха поэтов”. Само течение заостряло внимание на образах и точности слова.
Не стоит забывать о том, что в Первой Мировой войне Гумилев стал добровольцем, хотя многие поэты писали военные стихи, но на такой шаг не отваживались. В 1921 году Гумилева арестовывают, позже он был казнен за «контрреволюционную» деятельность.
Марина Цветаева
Осенью 1910 года делает свои первые шаги в литературе всем известная поэтесса Цветаева Марина Ивановна. В октябре этого года выходит ее первый сборник “Вечерний альбом”. В феврале 1912 года выходит ее второй сборник “Волшебный фонарь”.
В годы Гражданской войны Цветаева продолжает совершенствовать свое творчество. Она пишет романтические пьесы и даже поэмы, цикл стихов “Лебединый стан”. В годы эмиграции, с 1922 по 1939, она успела принять участие в издательстве журнала “Версты”, в Париже, в котором были опубликованы ее знаменитые поэмы, такие как: “Поэма Горы” и поэмы “С моря”.
Творческое наследие, созданное Мариной Цветаевой в эмиграции, так и не было опубликовано при ее жизни и задолго после ее смерти. После ее возвращения в СССР в 1939 году были арестованы ее муж и дочь. На новой родине Цветаева занималась только переводами. В 1941 году покончила жизнь самоубийством.
Виктор Хлебников
Одним из самых крупных деятелей русского авангарда принято считать Виктора Владимировича Хлебникова (Велимир Хлебников). Он является одним из основоположников футуризма и реформатором поэтического языка.
Творческий путь Хлебникова начинается в марте 1908 года, когда он послал свои стихи своему другу символисту Вячеславу Иванову. Уже весной состоялось их знакомство. После этого он написал пьесу “Таинство дальних” (в нем заметно влияние символизма), и большое количество стихотворений.
После этого несколько лет подряд он продолжил свое знакомство с символистами. В 1909 году поэт пишет поэму своему другу Вячеславу Иванову. Позже он познакомился с Николаем Гумилевым и Михаилом Кузминым, последнего он считал своим учителем. После того, как он стал членом “Академии стиха”, его стихи должны были печататься в журнале “Аполлон”, однако они там так и не появились, потому что его творчество не вызывало должного восторга у публики.
С 1912 по 1913 год футуристы начали активно пропагандировать свою деятельность. Первые сборники начинают выходить с 1913 по 1914 год при поддержке Алексея Крученых. Каждый выпущенный сборник Хлебникова был раскритикован. В 1914 году, когда начинается Первая Мировая война, поэт старается продолжать писать, но с 1916 по 1917 год он мобилизован на военную службу.
В годы Февральской революции он опубликовал несколько стихотворений, которые приветствовали переворот. В последний год своей жизни он много путешествует и пишет, и к тому времени он заканчивает повесть “Зангези”, которая была очень важна для Хлебникова.