Поводом для очередного витка обсуждения вариантов того, как президент Казахстана Нурсултан Назарбаев покинет свой пост, стали три события – запрос, который глава государства направил в Конституционный совет, внезапное заявление министра информации и кадровые назначения в Совете безопасности страны.
Вообще надо отметить, что в силу объективных причин эта тема обречена на повышенное внимание. Казахстанское политологическое сообщество помнит немало реплик типа: «Началось! Назарбаев уходит!», но ни одна из них не стала реальностью. И на этот раз снова звучат старые песни о главном.
Нурсултан Назарбаев и его запрос в Конституционный совет
Повод для очередного витка обсуждений этого вопроса дал сам Н. Назарбаев, 5 февраля направив в Конституционный совет обращение, с просьбой официально разъяснить пункт статьи Конституции, касающейся условий отставки действующего президента.
Надо отметить, что соответствующие статьи – 42 и 47 казахстанской Конституции раскрывали эти вопросы недостаточно четко и однозначно. Так, п. 3 ст. 42 Основного закона гласит, что «полномочия Президента Республики прекращаются с момента вступления в должность вновь избранного Президента Республики, а также в случае досрочного освобождения или отрешения Президента от должности либо его кончины…». Пункт 1 ст. 47 предусматривает лишь досрочное освобождение президента от должности при устойчивой неспособности осуществлять свои обязанности по болезни. Пункт 2 той же статьи говорит о том, что «Президент Республики несет ответственность за действия, совершенные при исполнении своих обязанностей, только в случае государственной измены и может быть за это отрешен от должности Парламентом».
Таким образом, Конституция предусматривает лишь крайние варианты ухода президента с должности, не оговаривая ситуации, что глава государства может покинуть свой пост добровольно, по истечении очередного срока своих полномочий либо досрочно.
Ожидаемо, что после запроса президента политологическая общественность и неравнодушные наблюдатели привычно насторожились и стали выдавать свои версии различных вариантов транзита. Так, звучали предположения, что Н. Назарбаев своим заявлением захотел выяснить, сможет ли он гипотетически повторить вариант Бориса Ельцина в 1999 году.
Пауза, выдержанная Конституционным советом с официальным толкованием конституционной нормы, придала ситуации еще больше драматического напряжения. Обобщенно мнения политологов разделились. Одна их часть полагала, что целью запроса была демонстрация президентом невозможности добровольной отставки, поскольку Конституция даже не предусматривает такую возможность. При этом адресат этой демонстрации не назывался, звучали лишь предположения, что это может быть как приближенное к президенту лицо, желающее оказать влияние на выбор преемника, так и некий внешний игрок, желающий того же самого.
Другая часть считала, что Конституционный совет примет решение, позволяющее президенту уйти в любой момент. Следовательно, действующий президент не рассматривает предстоящие в 2020 году выборы как возможность выдвинуть преемника и обеспечить его победу.
Сам Н. Назарбаев, выступая в телеэфире, прокомментировал свое обращение следующим образом: «Это абсолютно рутинный вопрос государства. С 1995 года, с момента принятия Конституции, в Конституционный совет было 220 обращений, в том числе 22 моих – президентских обращений. Это нормальный процесс. Пробелы бывают в законах. И Конституционный совет специально создан».
Чуть позже, также выступая на телеканале «Хабар», министр информации и коммуникаций Даурен Абаев, призвав не искать в запросе президента «двойного дна» и сказав дежурные фразы о «громадье планов» и насыщенной политической деятельности Н. Назарбаева, озвучил одно очень меткое наблюдение: «Я знаю немало экспертов, для которых транзит власти – благодатная почва для обсуждения и аналитики. И вообще сами дискуссии на эту тему напоминают отдельную экосистему, в которой своя повестка, свои иллюзии, домыслы и прогнозы, которые крайне редко имеют что-то общее с действительностью».
В словах министра есть большая доля правды. Действительно, обсуждение вариантов транзита власти стало общеказахстанской политологической забавой. Правда, для этого есть все предпосылки: Н. Назарбаев не молод, он остался единственным лидером стран Центральной Азии, бессменно находящимся у власти со времен СССР. Поэтому неудивительно, что тема довольно животрепещуща. Более того, иногда наблюдение за «жизненным циклом» этой темы наводит на мысль, что она намеренно активируется. Этому способствуют решения и действия законодательного характера, как в случае с запросом или неожиданные кадровые назначения, о чем мы расскажем ниже.
Как бы то ни было, но эта тема живет и, в отличие от многих других инициатив власти, вызывает живой, неподдельный интерес, поскольку касается каждого казахстанца.
Наиболее полный расклад по возможным сценариям транзита власти дал директор Центра актуальных исследований «Альтернатива» Андрей Чеботарев. «Первый сценарий. Президент объявляет о своем уходе в отставку если не в ближайшее время, то точно до проведения очередных президентских выборов. В таком случае, согласно Конституции, его полномочия перейдут председателю сената, а уже последний в статусе и.о. президента сам предпримет все необходимые меры для обеспечения своего избрания главой государства. Причем есть основания, что это может быть как действующий спикер сената Касым-Жомарт Токаев, так и совсем другой человек, кого могут специально поставить на эту должность.
Второй сценарий. Глава государства сам участвует в президентских выборах (независимо от того, будут они очередными или внеочередными), снова переизбирается на свой пост и уже потом в любой подходящий момент уходит в отставку. В таком случае его преемник сможет руководить страной в статусе «и.о.» на весь оставшийся срок. При этом он сможет укрепить свои позиции и по истечении соответствующего времени обеспечить свое избрание, став уже полноправным президентом РК. Естественно, при полном покровительстве и под контролем Елбасы как председателя Совета безопасности РК».
15 февраля Конституционный совет принял постановление по обращению президента. В нем указано, что право главы государства на отставку вытекает из положений Конституции. «Данное право является элементом президентской формы правления и конституционного статуса Президента страны. Оно принадлежит Президенту и как человеку, и как гражданину Казахстана, и следует также из других положений Конституции, закрепляющих конституционные права каждого индивида, в частности, на свободу труда, свободный выбор рода деятельности и профессии…»
Таким образом Конституционный совет решил, что президент имеет право уйти с поста, подав в отставку.
Кадровые изменения в руководстве Совета безопасности
Еще одним поводом для активизации дискуссии о транзите власти, стали кадровые назначения в Совете безопасности РК, который после недавних реформ колоссально прибавил в политическом весе.
Не так давно в Совбезе сменился секретарь. На место Габита Байжанова, не пробывшего на этом посту и года, был назначен Калмуханбет Касымов, занимавший до этого пост министра внутренних дел. Собственно говоря, отставка главного полицейского была делом времени. Слишком много претензий накопилось у общества к органам внутренних дел – коррупция, непрофессионализм, наконец, просто «альтернативная интеллектуальная одаренность» отдельных представителей МВД, быстро растиражированная по социальным сетям и мессенджерам. Циничное убийство среди белого дня в центре Алматы олимпийского чемпиона Дениса Тена переполнило чашу терпения казахстанцев, которые стали настойчиво требовать отставки главы МВД и реформы ведомства. В итоге Н. Назарбаев, выдержав довольно долгую паузу, перевел К. Касымова на должность помощника президента – секретаря Совета безопасности.
Решение было не лишено изящества и абсолютно в духе Н. Назарбаева: сделав К. Касымова секретарем Совбеза, президент, во-первых, вывел его из под общественной критики, во-вторых, продемонстрировал всем, что старые кадры по-прежнему востребованы (после внезапного ухода на пенсию главы президентской администрации Адильбека Джаксыбекова «старая гвардия» заметно напряглась), в-третьих, еще больше закрутил интригу с вариантами транзита власти.
Данные события, безусловно, оживили политическую жизнь страны. В любом случае их следует рассматривать как подготовку к президентской электоральной кампании 2020 года, поскольку времени до нее остается не так много. Но уверенно говорить о том, какой именно вариант транзита будет реализован, сегодня не представляется возможным.
Возможно, некоторую ясность внесет очередной съезд президентской партии «Нур Отан», назначенный на 27 февраля. Хотя мы склоняемся к мысли, что интрига со сценариями транзита и кандидатурой преемника станет еще увлекательнее.
* * *
Материал уже был готов к публикации, когда от Акорды поступила важная информация: президент Н. Назарбаев обратился к казахстанцам с заявлением об отставке правительства.
Надо отметить, что это – довольно ожидаемый шаг, поскольку большая часть Кабинета министров не только не смогла показать эффективность своей работы, но и стала объектом широкой общественной критики. Помимо МВД, скандалы сотрясают социальный блок правительства – министерство образования и науки, министерство труда и социальной защиты, министерство общественного развития. Не блещут результатами и министерства, ответственные за развитие экономики.
В этих условиях было два варианта: либо провести серию отставок отдельных министров, либо уволить все правительство скопом. Был выбран второй вариант.
Несомненно, все это произошло в преддверии съезда «Нур Отана». Н. Назарбаев в своем заявлении анонсировал, что на съезде будет озвучен пакет предложений, направленных на выправление ситуации в социальной сфере.