В Госдуму внесен законопроект по введению единого платежного документа (ЕПД) за жилищно-коммунальные услуги взамен ныне действующим многочисленным квитанциям. С одной стороны, это вроде удобно: вместо большого числа бумажек в почтовых ящиках будет всего одна. Но есть минусы.
Расходы потребителей могут вырасти, а собираемость платежей упасть. Схема оплаты услуг некоторых потребителей не вписывается в общую картину. Данные от всех ресурсников придется кому-то объединять, и это чревато ошибками. Результат — потребителю выставят неверный счет, который придется оплатить, а деньги, списанные зря, отбивать, но уже задним числом.
В 2018 году порядка 60% всех обращений граждан в органы государственного жилищного надзора были связаны с неверными начислениями за потребленные услуги и просьбами пересчитать сумму оплаты за ЖКХ, сказано в пояснительной записке к законопроекту, внесенному в нижнюю палату парламента. Например, дачники, уезжающие на свои участки на все лето, оплачивают только ресурсы, потребленные за городом. А счет приходит и на квартиру. Другие платят за электричество, исходя их показаний индивидуального прибора. Вопрос: как эти индивидуальные показания будут учитываться в ЕПД?
«Нередки случаи, при которых при таком положении дел мошенниками выставляются фальшивые платежные документы, что порождает практику «двойных платежек» и вводит в заблуждение потребителей жилищно-коммунальных услуг. Потребитель, не владеющий информацией об истинном положении дел, вынужден платить дважды, чтобы не стать должником, или не платит совсем, не желая быть обманутым», — отмечают авторы документа. Однако эксперты считают, что новация не упростит гражданам жизнь.
Платить по ЕПД станет сложнее. Если в одну жировку будут включены тарифы за все услуги, итоговая сумма в конечном счете будет больше, подчеркивает руководитель некоммерческой Организации народного контроля Наталья Чернышева. «За электричество существуют отдельные счета, и их оплачивают в другое время, чем платежки за ЖКХ. Новшество не приведет к большей собираемости, а наоборот: некоторым людям будет психологически труднее видеть огромные суммы и настроить себя разом их оплатить, — считает она. — Кроме того, вероятность ошибок со стороны составителей ЕПД очень велика. Чем больше организаций предоставит данные, тем больше шансов, что где-то будет неточность. Потребители не будут оплачивать все целиком, пока не разберутся, сколько и за какую услугу им начисляли, что может привести к росту задолженности населения».
Между тем реализация задумки депутатов потребует дополнительных финансовых вливаний из бюджета. «На эту инициативу надо будет найти подрядчиков, которые будут интегрировать все данные о ЖКХ в один ресурс», — подчеркнул руководитель аналитического департамента Международного финансового центра Роман Блинов.
По мнению Чернышевой, необходимо, чтобы каждый дом напрямую заключал договоры с ресурсоснабжающими организациями, и, например, через совет старших по дому отслеживал все платежи. «Пока единственный способ уменьшить оплату — это провести полный аудит всех тарифов и методики тарифообразования. А не играть суммами в платежках и не соединять их», — подытожила собеседница «МК».
Эксперт Академии управления финансами и инвестициями Геннадий Николаев убежден, что для создания единой системы платежек, работающей без сбоев и неточностей, потребуются годы. «В ряде регионов пытаются внедрить подобную услугу, но, как правило, без ошибок в квитанциях не обходится, — говорит он. — Сперва правительству стоит разобраться с корректностью самих жировок и только после этого продвигать подобного рода реформы».
Специалисты сходятся во мнении, что в первую очередь необходимо сделать так, чтобы каждый гражданин мог самостоятельно рассчитать сумму своих коммунальных платежей, и четко понимать, за что именно и сколько он платит. А будет ли это происходить по одной квитанции или по трем — уже не так важно.