Опубликовал Леонид Радзиховский
В мертвый летний сезон «событием недели» стал случайный набор ругательств, прочитанный по бумажке неким «грузинским журналистом». Комментировать само «событие» желания нет. Во-первых, все, кто мог, и так много раз это сделали – и новый Герострат обрел-таки свой «мат славы». Во-вторых, просто комментировать нечего и некого. Что скажешь про бомжа? Ну да, запах. Иных впечатлений нет. Правда, в эфире это не вполне обычно…
Нечего в этой связи сказать и про «отношения Грузия – Россия». Сухая дипломатическая формула «отношений нет» достаточно точно описывает ситуацию. Само собой, история, человеческие связи, культура, да и торговля никуда не делись, но политических отношений и правда – нет. И едва ли скоро они будут. Последняя смена власти в Грузии привела лишь к тому, что конфликт окончательно стал «холодной войной», но никуда не исчез.
Любопытно другое.
«Случай бомжа» – повод поговорить о журналистском ремесле вообще. Дело в том, что в этой грязной лужице карикатурно, но отражаются и некоторые общие черты журналистики. Отнюдь не только бомжовской, но и так сказать «серьезной». Особенно это стало заметно сейчас, когда благодаря Интернету наше ремесло очень демократизировалось, «писатели» сошли с помоста и смешались с «читателями». И тут некоторые «скрепы журналистики» вылезли как шило из мешка…
Вот в «интернет-дискуссиях» такие (или очень похожие) бомжеречи более чем типичны. Причем политическая ориентация тут не важна – нецензурной бранью равно владеют и любят пользоваться и «за» и «против». Не уточняю – за и против кого и чего, так как тут делания «по ориентациям» нет.
Правые и левые, консерваторы и либералы, гомофобы и гомофилы, русофобы и американофобы, изоляционисты и глобалисты, имперцы и сепаратисты, националисты разных наций, фанаты разных партий… «Матерщинники всех стран, соединяйтесь!» И они соединились – и сплелись в целую Сеть.
Причем «мат» далеко не всегда стоит понимать буквально (хотя и этого выше крыши). Но еще чаще – «безматерные оскорбления», троллинг, ложь грубая и еще грубее, «а ты кто такой? – от такового слышу!». Всякий, кто наслаждается интернет-общением, особенно на общественно-политических сайтах, может привести вагон примеров.
«Грузинский журналист» хорош тем, что «сорвал тонкую оболочку культуры» (как говаривал один «германский публицист» ХХ века) и показал суть такой полемики без всяких прикрас и фиговых листков.
Действительно, ну зачем нужны аргументы и факты? Как повод, исходный материал для «выводов» – брани, угроз, личных выпадов? Так не лучше ли, минуя промежуточные этапы, «разминку на фактах», переходить сразу к вожделенной цели – Ругани? И какая же «идейная ругань» сравнится по красоте с верным, добрым, ядреным матом? «А то пишут, пишут… Конгресс, немцы какие-то… Голова пухнет!» Нет бы просто взять и обложить от души!
Но так рассуждает дилетант. А Искусство устроено сложно. В боевике не всю дорогу бьют ножом в спину и в «кино для взрослых» не все время герои заняты «гимнастикой для голых». Нет, нужен какой-то сюжет, что исподволь подводит к «ключевым сценам» – убийства или секса. Тогда они гораздо слаще, выступают в роли «долгожданного катарсиса». Чтоб вишенка была вкусной, необходим торт.
Именно так устроены многие наши ток-шоу.
Большой торт из «как бы аргументов» и «как бы фактов», а в середке красуются Ругань и Оскорбления – правда, обычно не матерные. Весь длинный сюжет с разными актерами-участниками нужен, чтобы режиссер-ведущий в очередной раз подвел зрителя к заранее всем известному Выводу – набору стандартных обвинений-угроз. Точно так построены и многие тексты – от блогов на разных сайтах до статей в солидных изданиях.
Здесь мы выходим на разговор о журналистской профессии в целом.
«И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал». Оставляя в стороне вопрос, этим ли сам Пушкин любезен народу, можно сказать, что журналисты на долгую славу не рассчитывают (много ли сегодня читают Власа Дорошевича или Михаила Кольцова, некогда знаменитых журналистов?). А для короткого успеха лучше подходят иные рецепты. Самое легкое и надежное даже не «пробуждать», а просто вновь и вновь раздражать вечно живые в людях «основные инстинкты Человеческой Пещеры».
Первое и главное – обозначить врага. Национального, классового, политического, корпоративного, сексуального. Врага всегда подлого, коварного, сильного и… обреченного на поражение. Это точка опоры, основа сюжета «Шоу Ненависти». А дальше жмем на газ – поехали! Включаем вечно неразменные эмоции. Страх. Злоба. Агрессия. Обида. Зависть. Тщеславие («ворона и сыр») – особенно национально-корпоративно-классовое.
Особого мастерства тут не нужно: 90% журналистских приемов в этих языковых играх сводятся к постоянному сарказму, гротеску вперемежку с пафосом. Если добавить еще «прозрачные намеки» (конспирология о «подлинных кукловодах»), да вскипятить на огне групповой истерики, то можно считать, что суп готов, а у потребителя уже слюна капает.
Вся ли журналистика такова? Нет. Иные журналисты презирают подобное ремесло как шулерство, пытаются писать иначе, просто что-то по возможности спокойно обсуждать. Но число таких отщепенцев убывает на глазах – ибо в довлеющей над всем политике они не сыщут громкой славы…
➡ Источник: https://publizist.ru/blogs/112022/32034/-