Вторник, 5 ноября 2024   Подписка на обновления
Вторник, 5 ноября 2024   Подписка на обновления
Популярно
13:22, 20 июля 2019

Лёгкие танки СССР в предвоенный период


 
В предыдущей статье были рассмотрены первые легкие и плавающие советские танки, разработанные в межвоенный период. Разработанные на основе французского танка FT17 времен Первой мировой войны советские легкие танки «Русский Рено» и Т-18 (МС-1) во второй половине 20-х начали серьезно отставать от зарубежных образцов. Попытка продолжить и совершенствовать эту линейку танков привела к разработке в 1929 году легкого танка Т-19 с несколько лучшими техническими характеристиками.

Лёгкие танки СССР в предвоенный период

 

К тому времени советское правительство закупило в 1930 году документацию и образцы английского легкого двухбашенного танка «Виккерс шеститонный», и на его основе началась разработка легкого танка Т-26. По своим характеристикам Т-19 был таким же или уступал танку Т-26, а по стоимости был намного выше. В связи с этим в 1931 году работы по танку Т-19 были прекращены, и в серийное производство на ленинградском заводе «Большевик» был запущен Т-26.

Легкий танк Т-26

Танк Т-26 был копией английского легкого танка «Виккерс шеститонный» и стал самым массовым танком Красной армии перед Великой отечественной войной, всего было выпущено 11218 этих танков.

Танк Т-26 в зависимости о модификации был весом 8,2—10,2 тонны и имел компоновку с размещением трансмиссионного отделения в лобовой части корпуса, совмещенного отделения управления с боевым отделением в средней части танка и моторного в корме. Образцы 1931-1932 годов имели двухбашенную компоновку, а с 1933 года однобашенную. Экипаж танка состоял из трёх человек. На двухбашенных танках — механика-водителя, стрелка левой башни и командира танка, выполнявшего также функции стрелка правой башни, на однобашенных — механика-водителя, наводчика и командира, выполнявшего также функции заряжающего.

Лёгкие танки СССР в предвоенный период

Легкий однобашенный танк Т-26

Конструкция корпуса и башни была клепаной из броневых катаных листов, бронирование танка защищало от стрелкового оружия. Толщина брони башни, лба и бортов корпуса 15 мм, крыши 10 мм, днища 6 мм.

Вооружение двухбашенных пулеметных танков состояло из двух 7,62-мм пулемётов ДТ-29, размещенных в шаровых установках в лобовой части башен. На двухбашенных танках с пушечно-пулемётным вооружением в правой башне вместо пулемёта устанавливалась 37мм нарезная пушка «Гочкис» или Б-3. Наведение оружия в вертикальной плоскости осуществлялось при помощи плечевого упора, в горизонтальной плоскости поворотом башни.

Лёгкие танки СССР в предвоенный период

Легкий двухбашенный танк Т-26

Вооружение однобашенных танков состояло из 45-мм нарезной полуавтоматической пушки 20-К L/46 и спаренного 7,62-мм пулемёта ДТ-29. Для наведения оружия использовались панорамный перископический прицел ПТ-1 и телескопический прицел ТОП, имевших 2,5-кратное увеличение.

В качестве силовой установки использовался двигатель «ГАЗ Т-26», представлявший собой копию английского «Армстронг-Сидли Пума», мощностью 91 л. с., обеспечивающий скорость по шоссе 30 км/час и запас хода 120 км. В 1938 году на танке был установлен форсированный вариант двигателя мощностью 95 л. с.

Лёгкие танки СССР в предвоенный период

Легкий двухбашенный танк Т-26 с пушечно-пулеметным вооружением
 

Ходовая часть Т-26 по каждому борту состояла из восьми сдвоенных обрезиненных опорных катков, четырёх сдвоенных обрезиненных поддерживающих катков, ленивца и ведущего колеса переднего расположения. Подвеска опорных катков была балансирная на рессорах, сблокированная в тележках по четыре катка.

До конца 30-х годов танки Т-26 составляли основу танкового парка Красной армии и к началу Великой отечественной войны в армии их было около десяти тысяч. Из-за слабого бронирования и недостаточной подвижности они стали устаревать и уступать зарубежным образцам по основным характеристикам. Военное руководство приняло решение разрабатывать новые более подвижные и защищенные типы танков и модернизация окончательно устаревших танков Т-26 практически не проводилась.

Легкий танк Т-46

Опытный легкий колесно-гусеничный танк Т-46 был разработан в 1935 году на ленинградском заводе №174, было изготовлено четыре образца танка, которые прошли в 1937 году испытания. Танк разрабатывался на замену легкого танка сопровождения пехоты Т-26, в том числе для повышения его подвижности путем перевода танка на колесно-гусеничный ход. Предполагалась также установка дизельного двигателя и усиление вооружения и защищенности. В конструкции танка Т-46 широко использовались узлы и агрегаты Т-26.

По компоновке танка трансмиссии находилась в передней части корпуса, там же было отделение управления с размещением механика-водителя в выступающей броневой рубке с левой стороны корпуса. Боевое отделение с башней находилось в средней части корпуса а моторное в корме. Вес танка составлял 17,5 тонны.

Лёгкие танки СССР в предвоенный период

Легкий танк Т-46

Экипаж танка состоял из трех человек, механик –водитель был в корпусе, а командир и наводчик размещались в боевом отделении в башне. Посадка экипажа производились через двустворчатый люк механика-водителя и два люка в крыше башни.

Конструкция корпуса и башни была клепаной и собиралась из бронелистов, башня была увеличена в размерах и предназначалась для установки пушки и двух пулеметов. Бронирование было дифференцированным, толщина брони башни 16 мм, лба корпуса 15-22 мм, бортов корпуса 15 мм, крыши и днища 8 мм.

Лёгкие танки СССР в предвоенный период

Легкий танк Т-46

Вооружение танка состояло из 45-мм пушки 20К L/46 и двух 7,6-2мм пулеметов ДТ-29, один спаренный с пушкой, второй в кормовой нише в шаровой установке. Планировалось установка 76,2-мм пушки ПС-3, однако она не была освоена промышленностью.

В качестве силовой установки использовался двигатель мощностью 330 л.с., обеспечивающий скорость по шоссе на гусеницах 58 км/час и на колесах 80 км/час. Дизельный двигатель не был установлен, поскольку его не успели освоить в производстве.

Наиболее сильные отличия имела ходовая часть, в танке была использована «ходовая Кристи». Вместо тележек на каждый борт устанавливалось по четыре сдвоенных опорных катка большого диаметра с резиновыми бандажами и блокированной пружинной подвеской, два поддерживающих ролика и ведущее колесо переднего расположения. При движении на колёсах ведущими были только две задние пары колёс, а поворот осуществлялся при помощи обычного дифференциала с передачей на переднюю пару колёс.

Испытания Т-46 прошли вполне успешно, танк обладал значительно большей скоростью и подвижностью, чем Т-26, также упростилась управляемость танка за счет использования новой трансмиссии.

Танк в целом получил положительную оценку, при этом отмечалась недостаточная надежность силовой установки и неприемлемо высокая стоимость машины. Это привело к тому, что в 1937 году было принято решение о прекращении дальнейших работ над Т-46 и основные работы по колесно-гусеничным танкам были сосредоточены на совершенствовании колесно-гусеничных танков серии БТ.

В 1938 году была предпринята попытка создания на базе Т-46 среднего танка Т-46-5 с противоснарядным бронированием, которая не привела к положительному результату.

Крейсерский танк БТ-2

В конце 20-х годов нашла широкое распространение военная доктрина использования крейсерских быстроходных танков для совершения глубоких прорывов обороны противника и действия в оперативном тылу на большом расстоянии. Под эту доктрину на Западе начали разрабатывать крейсерские танки, в СССР такого опыта не было и в США в 1930 году была приобретена лицензия на производство крейсерского колесно-гусеничного танка Кристи М1931.

Колесно-гусеничный быстроходный танк БТ-2 являлся копией американского танка М1931. С лицензией была передана конструкторская документация на танк и поставлено два танка без башен. Разработку документации на БТ-2 и его производство поручили Харьковскому паровозостроительному заводу, где было создано танковое КБ и производственные мощности для выпуска танков. В 1932 году на ХПЗ было начато серийное производство танков БТ-2. Так в Советском Союзе сложились две школы танкостроения, в Харькове и сформировавшаяся ранее в Ленинграде, которые многие десятилетия определяли направление развитие советского танкостроения.

Лёгкие танки СССР в предвоенный период

Колесно-гусеничный танк БТ-2 с пулеметным вооружением

Танк БТ-2 представлял собой лёгкий колёсно-гусеничный танк с классической компоновкой, отделение управления впереди, боевое отделение с башней в средней части и моторно-трансмиссионное в корме.

Конструкция корпуса и цилиндрической башни были клепаными из катаной брони, углы наклона были только у лобовой части корпуса, которая имела вид усечённой пирамиды для обеспечения поворота передних ведущих колёс. Численность экипажа танка составляла два человека, вес 11,05 тонны. В верхнем лобовом листе находился люк для посадки механика-водителя, а в крыше башни люк для командира.

Лёгкие танки СССР в предвоенный период

Колесно-гусеничный танк БТ-2 с пушечным вооружением

Вооружение танка включало 37-мм пушку Б-3 (5К) L/45 и 7,62-мм пулемёт ДТ в шаровой установке справа от пушки. У части танков по причине нехватки пушек вместо пушки устанавливалась спаренная пулемётная установка с двумя 7,62-мм танковыми пулемётами ДТ.

Бронезащита была только от стрелкового оружия и осколков снарядов. Толщина брони башни, лба и бортов корпуса 13 мм, крыши 10 мм, днища 6 мм.

В качестве силовой установки использовался авиационный двигатель «Либерти» М-5-400 мощностью 400 л. с., обеспечивающий скорость по шоссе на гусеницах 51,6 км/час, на колесах 72 км/час и запас хода 160 км. Следует отметить, что среднетехническая скорость танка была существенно ниже максимальной.

Танк имел индивидуальную пружинную «свечную» подвеску, широко известную как «подвеска Кристи». Три вертикальные пружины относительно каждого борта корпуса располагались между наружным броневым листом и внутренней стенкой борта корпуса, а одна располагалась горизонтально внутри корпуса в боевом отделении. Вертикальные пружины были связаны через балансиры с задними и средними опорными катками, а горизонтальные с передними управляемыми катками.

У танка был комбинированный колёсно-гусеничный движитель, состоящий из заднего ведущего колеса, переднего направляющего колеса и 4 опорных катков большого диаметра с резиновыми бандажами. При переходе на колёсный ход гусеничные цепи снимались, разбирались на 4 части и укладывались на надгусеничные полки. Привод в этом случае осуществлялся на заднюю пару опорных катков, управлялся танк поворотом передних катков.

Танк БТ-2 был этапным для советской танковой промышленности, было организовано серийное производство сложных узлов танка, организовано техническое и технологическое сопровождение производства, запущен в производство мощный двигатель и внедрена «свечная» подвеска танка, успешно примененная потом на Т-34.

В 1932—1933 годах на ХПЗ было изготовлено 620 танков БТ-2, из которых 350 не имели пушек из-за их нехватки. На 1июня 1941 года в войсках было 580 танков БТ-2.

Крейсерский танк БТ-5

Колесно-гусеничный танк БТ-5 был модификацией танка БТ-2 и внешне не отличался от своего прототипа. Отличие было в новой эллиптической башне, 45мм пушке 20К L/46 и рядом конструктивных доработок, направленных на повышение надежности и упрощение серийного производства танка.

Лёгкие танки СССР в предвоенный период

Колесно-гусеничный танк БТ-5

Вес танка увеличился до 11,6 тонны, а экипаж до трех человек, командир и наводчик размещались в башне.

Танк оказался не сложным в освоении, отличался неприхотливостью в обслуживании и высокой подвижностью, благодаря чему пользовался популярностью у танкистов. БТ-5 являлся одним из основных танков довоенного периода, он производился в 1933-1934 годах, всего было выпущено 1884 танка.

Крейсерский танк БТ-7

Колесно-гусеничный танк БТ-7 являлся продолжением линейки танков БТ-2 и БТ-5. Отличался сварным измененным корпусом повышенной бронезащищенности и новым двигателем, вооружение танка было аналогично БТ-5.

Башня имела форму усеченного эллиптического конуса. Бронирование корпуса и башни было усилено. Толщина брони башни 15 мм, лба корпуса 15-20 мм, бортов корпуса 15 мм, крыши 10 мм, днища 6 мм. Вес танка увеличился до 13,7 тонны.

Лёгкие танки СССР в предвоенный период

Колесно-гусеничный танк БТ-7 на гусеницах

Был установлен новый авиационный двигатель М-17Т мощностью 400 л.с., обеспечивающий скорость до 50 км/час на гусеницах и до 72 км/час на колёсах и запас хода 375 км.

Лёгкие танки СССР в предвоенный период

Колесно-гусеничный танк БТ-7 на колесах

Основные проблемы на танке вызывал двигатель. Он часто воспламенялся из-за его ненадежности и использования высокооктанового авиационного топлива.

Танк выпускался в 1935-1940 годах, всего было выпущено 5328 танков БТ-7.

Крейсерский танк БТ-7М

Танк БТ-7М был модификацией танк БТ-7, основное отличие заключалось в установке на танк вместо авиационного двигателя М-17Т дизельного двигателя В-2 мощностью 500л.с. Повысилась жесткость корпуса танка за счет установки раскосов, внесены были конструктивные изменения в связи с установкой дизельного двигателя, вес танка увеличился до 14,56 тонн. Увеличилась скорость танка до 62 км/час на гусеницах и до 86 км/час на колесах и запас хода до 600 км.

Лёгкие танки СССР в предвоенный период

Колесно-гусеничный танк БТ-7М

Установка дизельного двигателя позволила сократить возимый запас топлива и отказаться от дополнительных баков на надгусеничных полках. Однако главное принципиальное преимущество дизельного двигателя над бензиновым заключалось в низкой воспламеняемости и танки с этим двигателем были значительно безопаснее, чем их бензиновые собратья.

Танк БТ-7М был разработан в 1938 году, серийно производился в 1939- 1940 годах, всего было выпущено 788 танков БТ-7М.

Легкий танк Т-50

Причиной разработки танка Т-50 стало отставание во второй половине 30-х советских легких танков по огневой мощи, защищенности и подвижности от зарубежных образцов. Основной легкий советский танк Т-26 безнадежно устарел и ему требовалась замена.

По результатам советско-финской войны 1939-1940 года выявилась необходимость в значительном увеличении бронирования советских танков и в 1939 году началась разработка легкого танка в броневой защитой до 40мм, дизельным двигателем В-3 и торсионной подвеской. Танк должен был быть весом до 14 тонн.

Лёгкие танки СССР в предвоенный период

Легкий танк Т-50

На разработку танка Т-50 повлияли также результаты испытаний купленного в Германии образца среднего танка PzKpfw III Ausf F. По своим характеристикам он был признан в СССР лучшим зарубежным танком в своем классе. Новый советский танк должен быть массовым и заменить танк поддержки пехоты Т-26 и быстроходные танки серии БТ. Танк Т-34 на эту роль массового танка пока не подходил из-за высокой стоимости его производства на том этапе.

Легкий танк Т-50 был разработан в 1939 году в Ленинграде на заводе №174. В начале 1941 года были изготовлены и успешно испытаны опытные образцы танка, он был принят на вооружение, но до начала Великой Отечественной войны серийное производство развернуть не успели.

Лёгкие танки СССР в предвоенный период

Легкий танк Т-50

Компоновка танка Т-50 была классической, отделение управления впереди, боевое отделение с башней в середине танка, моторно-трансмиссионное в корме. Корпус и башня танка имели значительные углы наклона, поэтому своим внешним видом Т-50 был похож на средний танк Т-34.

Экипаж танка состоял из четырех человек. В отделении управления со смещением от центра к левому борту размещался механик-водитель, остальные члены экипажа (наводчик, заряжающий и командир) находились в трёхместной башне. Рабочее место наводчика располагалось слева от пушки, заряжающего справа, командира в задней части башни справа.

В крыше башни устанавливалась неподвижная командирская башенка с восемью смотровыми приборами триплекс и откидной лючок для флажковой сигнализации. Посадка командира, наводчика и заряжающего производилась через два люка на крыше башни перед командирской башенкой. В кормовом листе башни также располагался люк для загрузки боекомплекта и выброса стреляных гильз, через который командир мог покинуть танк в аварийной ситуации. Люк для посадки механика-водителя располагался на лобовой бронеплите. Из-за жестких требований к весу компоновка танка была очень плотной, что приводило к проблемам с удобством работы экипажа.

Башня была сложной геометрической формы, борта башни располагались под углом наклона 20 градусов. Лобовая часть башни защищалась цилиндрической бронемаской толщиной 37 мм, в которой имелись амбразуры для установки пушки, пулемётов и прицела.

Корпус и башня танка были сварными из катаных бронеплит. Лобовые, верхние бортовые и кормовые бронеплиты имели рациональные углы наклона 40—50°, нижняя часть борта была вертикальная. Вес танка достигал 13.8 тонн. Броневая защита была противоснарядной и дифференцированной. Толщина брони верхнего лобового листа 37мм, нижнего 45мм, башни 37мм, крыши 15мм, днища (12-15)мм, что значительно превосходило защиту других легких танков.

Вооружение танка состояло из 45мм полуавтоматической пушки 20-К L/46 и спаренных с ней двух 7,62мм пулемётов ДТ, которые устанавливалось на цапфах в лобовой части башни.

В качестве силовой установки использовался дизельный двигатель В-3 мощностью 300 л.с., обеспечивающий скорость по шоссе 60 км/час и запас хода 344 км.

Ходовая часть танка была новой для советских лёгких танков. Подвеска машины была индивидуальная торсионная, на каждом борту было по 6 двускатных опорных катков малого диаметра. Напротив каждого опорного катка к корпусу приваривались ограничители хода балансиров подвески. Верхняя ветвь гусеницы поддерживалась тремя малыми поддерживающими катками.

Легкий танк Т-50 оказался лучшим в мире на то время танком в своем классе и принципиально отличался от своих «собратьев» по классу. Машина была маневренной и динамичной, с надежной подвеской и хорошим бронированием, защищавшим от огня противотанковых и танковых пушек.

Главной слабостью танка было его вооружение, 45мм пушка 20-К уже не обеспечивала достаточную огневую мощь. В итоге более перспективным в советском танкостроении оказался средний танк Т-34, который был с гораздо более мощным вооружением.

После эвакуации завода из Ленинграда в Омск из-за нехватки двигателей и организационных проблем серийное производство танка наладить не удалось, всего по разным источникам было выпушено 65-75 танков Т-50.

Разворачивать его серийное производство на эвакуированных заводах не стали, так как не было организовано производство дизельного двигателя В-3 и заводы были переориентированы на производство танков Т-34.

В 1942 году попытались наладить серийное производство Т-50, но этому помешали объективные факторы. После тяжелого поражения летом 1942 года требовалось срочно восполнять потери в танках, все силы были брошены на расширение производства Т-34 и двигателей к нему, к тому же на ряде предприятий было развернуто широкое производство простого и дешевого легкого танка Т-70, который по своим характеристикам серьезно уступал Т-50. Серийное производство танка так и не организовали, а позже по своему вооружению даже Т-34-76 не годился и требовались уже танки с куда более мощным вооружением.

Разработка легких танков в СССР, не имевшего ни опыта ни производственной базы для создания танков, началась с копирования зарубежных образцов. Танки «Русский Рено», МС-1 и Т-19 были копией французского легкого танка FT17, танкетка Т-27 и плавающие танки Т-37А, Т-38 и Т-40 копией легкой плавающей английской танкетки Carden-Loyd Mk.I и плавающего танка Vickers-Carden-Loyd, танки Т-26 и Т-46 были копией английского легкого танка «Виккерс шеститонный», линейка танков серии БТ копией американского танка М1931 Кристи. Ни один их этих скопированных легких танков не стал прорывом в мировом танкостроении. Изучив преимущества и недостатки зарубежных прототипов и получив опыт в разработке танков, советские танкостроители смогли создать в 30-е годы такие шедевры мирового танкостроения как легкий танк Т-50 и средний танк Т-34. Если Т-34 прославился на весь мир, то Т-50 ожидала нелегкая судьба и незаслуженное забвение.

В межвоенный период в СССР было выпущено 21658 легких и плавающих танков, но все они были устаревших конструкций и своими характеристиками не блистали. Только легкий танк Т-50 серьезно выделялся из этого ряда, но запустить его в серийное производство так и не получилось.

Автор:
Юрий Апухтин
Использованы фотографии:
tanki-tut.ru, alternathistory.com, armedman.ru, topwar.ru
Статьи из этой серии:
Первые лёгкие и плавающие танки СССР в межвоенный период
Что способствовало появлению танков в Первую мировую войну
Немецкие танки Первой мировой войны
Французские танки Первой мировой войны
Танки Англии в межвоенный период
Лёгкие танки Франции в межвоенный период
Средние и тяжёлые танки Франции в межвоенный период
Лёгкие танки США в межвоенный период
Средние и тяжёлые танки США в межвоенный период
Лёгкие танки Германии в межвоенный период
Средние танки Германии в межвоенный период


Добавить комментарий

© 2024 Advert Journal
Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru