Сколько существуют здания, сооружения, оборудование, столько существуют их ремонт и обслуживание. Казалось бы, сфера не новая – опыта должно быть достаточно. Но некачественное техобслуживание встречается слишком часто. Одна из главных причин – перегруженный и неудобный программный продукт для оптимизации этих процессов. Отсюда падает эффективность всей управляющей организации в целом. Но, оказывается, простой и функциональный инструмент автоматизации – это не утопия. О разработке новой программы с нуля рассказал создатель КСУТО Никита Алатырев.
Александр Кряжев / РИА Новости
Как все начиналось
В 2013-м Никита – инженер на нефтегазовом проекте «Сахалин-1». Ветреный и морозный климат, вдобавок ответственность за 11 человек не давали расслабляться. Уже тогда возникла потребность в автоматизации. Конечно, программным обеспечением пользовались, но его явно не хватало для покрытия и автоматизации всех процессов в сфере технического обслуживания. Либо это старые программы, которые только пожирали время, либо слишком общий и ненадежный Excel. Поиски готового продукта, который был бы удобен и прост в использовании, не увенчались успехом.
«Я пытался найти хоть что-то толковое из программного обеспечения для управления техобслуживанием – русскоязычное и легкое на подъем, но ничего не получалось», – признается Никита.
Инженеры вместо программистов
Переезд в Москву в 2017 дал толчок свежей идее. Алатырев решил самостоятельно создать профессиональный инструмент по автоматизации процессов технического обслуживания и ремонта оборудования (ТОиР). Молодой человек был уверен, что только узкоспециализированные инженеры способны создать продукт, действительно пригодный и понятный каждому работнику. Его целью было предоставить рынку простой, ценный и полезный инструмент для повышения качества процессов управления в обслуживании и ремонте. Чтобы каждый сотрудник мог разобраться в программе за полчаса и начать использовать уже с первых дней. Поэтому Алатырев решил, что техническое задание должен писать инженер: только он дает полную информацию о наборе необходимых функций и возможностей программы. Так началась работа по созданию КСУТО – комплексной системы управления техобслуживанием, призванной автоматизировать деятельность владельцев зданий, сооружений и оборудования по процессам ТОиР.
Сам Алатырев – главный идейный вдохновитель и инициатор прогресса. На нем сейчас внешний вид системы, ее функциональность, а также продвижение и развитие продукта. В 2018-м Никите повезло встретить будущего технического директора компании. Он занимается собственно разработкой и написанием кода. Алатырев принципиально не планировал разрозненную команду специалистов. Никита считает, каждый должен заниматься своим куском работы, а наличие двух и более программистов только внесло бы неясность и разночтения. Стратегические партнеры компании в свою очередь позволяют находить лидов и продвигать продукт.
«Проект разработан инженерами для инженеров, а не айтишниками. Мы трепетно относимся к юзабилити и UX/UI. С тех пор, как мы внедрили первый пилот, архитекторами КСУТО являются наши пользователи, они нам говорят, где плохо, а где хорошо. В одном софте мы даем все необходимые инструменты для управления техобслуживанием, но не грузим софт ненужными лишними функциями. У нас даже заявку отправить занимает 2 минуты, а распланировать день за 20 минут – проще простого», – дополняет Никита.
Вложения: не только деньги, но и время
Столица дала Никите возможность изучить ведение стартапа до его фактического начала. «Сколково», бизнес-инкубатор ВШЭ, школа стартапов RUSSOL, ФРИИ устраивают массу мероприятий для начинающих бизнесменов. Посещение встреч, связанных с ведением бизнеса, изучение опыта других компаний, знакомство с людьми дали пищу для размышлений по поводу своего дела. Проект потребовал миллион рублей. Партнерство с опытной IT-компанией PropTech Russia способствовало грамотному развитию проекта. На разработку ушел год, начиная с идеи в 2017-м, заканчивая выходом на рынок в сентябре 2018-го. Цена продукта пока устанавливается и колеблется от 45 до 360 000 рублей в квартал.
Ставка на простоту
КСУТО – комплексная система управления техническим обслуживанием. Главная ее особенность – разработка профильными инженерами: программа написана профессионалами в области ТОиР, в то время как часто программное обеспечение создается IT-специалистами, не знакомыми с бизнес-средой выпускаемого продукта.
Отсюда беды с перегруженностью функционалом и сложностью использования. Здесь продукт с нуля прорабатывался специалистами в области технического обслуживания и ремонта. Никто лучше них не мог бы описать все необходимые функции программы. Более того, после запуска первой пилотной версии сами пользователи становятся архитекторами, предлагая пути улучшения и указывая на неточности. Это главное преимущество услуги – постоянный контакт с непосредственными работниками бизнес-сферы. Сегодня у КСУТО разные клиенты: от больших компаний с 20-ю зданиями до многофункциональных комплексов.
КСУТО состоит из модулей: Планирование, Графики ППР, ON-AIR, Склад, Статистика. Софт позволяет загрузить оборудование абсолютно всех стран. Если нужно подключиться к контрольно-измерительным приборам, софт будет собирать показатели. На одном экране программа показывает весь список заданий на сегодня. Два техника 45+ лет разобрались в КСУТО за 30 минут. Это точное доказательство достижения цели.
Управляющие компании в недвижимости, владельцы зданий, оборудования, сооружений – целевая аудитория КСУТО. Сегодня КСУТО уже используется управляющими компаниями в недвижимости: на днях получили заказ на софт в государственном вузе на несколько сотен тысяч рублей.
«КСУТО только набирает обороты, а уже каждый клиент – яркий и не похожий на другого», – говорит Алатырев.
Планы на будущее
КСУТО в первую очередь рассчитано на российский рынок. Система находится в облачном сервере Москвы, а значит, КСУТО легко доступна для регионов. Но директор не собирается останавливаться на этом. В планах – расширение на СНГ, ведь здания и оборудование есть везде, а значит, и там продукт будет актуален.
Автор: Кристина Фирсова