Понедельник, 23 декабря 2024   Подписка на обновления
Понедельник, 23 декабря 2024   Подписка на обновления
Популярно
3:32, 17 апреля 2019

Инициативы арктических муниципалитетов


В рамках IV Международного арктического форума «Арктика – территория диалога» практически триумфально (именно так подавали его официальные релизы, что было скорее правдой) состоялся также Форум арктических муниципалитетов, в котором приняли участие представители городов и сел – членов достаточно молодой Ассоциации «Арктические муниципалитеты». Руководители северных муниципальных образований были рады возможности обсудить в рамках столь высокого мероприятия основные вызовы и проблемы развития хозяйства и в целом жизнедеятельности в Арктическом регионе. Как отметил один из участников: «У нас те же проблемы, что и у всех в стране, но к тому же – пониженные температуры, короткое лето, высокие цены на все».

Инициативы арктических муниципалитетов

Участник международного арктического форума «Арктика – территория диалога» в Санкт-Петербурге. Алексей Даничев / РИА Новости

Ассоциация «Арктические муниципалитеты» – очень молодая, но при этом она уже и воспринимается, и фактически является достаточно эффективным инструментом анализа, донесения и лоббирования проблем арктических поселений страны. И тот факт, что Ассоциация смогла включить свое мероприятие в деловую повестку главного арктического форума страны, – яркое тому подтверждение.

Создание Ассоциации «Арктические муниципалитеты» было инициировано в сентябре 2014 года. Автором идеи и главным инициатором стал губернатор Архангельской области. Уставные цели были связаны с реализацией стратегии развития Арктической зоны России. Эта инициатива была поддержана Советом Безопасности РФ, правительством РФ, Государственной комиссией по вопросам развития Арктики. Председателем Ассоциации избран мэр Северодвинска Михаил Гмырин. В Ассоциацию входят семь муниципалитетов Архангельской области, по два муниципалитета Красноярского края, Мурманской области, Ненецкого АО, один город Республики Коми, муниципальные районы Чукотского АО, Республики Карелия, пять муниципальных образований Республики Саха (Якутия).

Повестка Форума арктических муниципалитетов сосредоточилась на вопросах и аспектах социально-экономического развития территорий Арктической зоны Российской Федерации (АЗ РФ), обеспечения их транспортной доступности, подготовке медицинских и других кадров для Арктики. Глава Норильска Олег Курилов поделился опытом работы с молодежью, рассказал о мерах по привлечению молодежи для работы и жизни в Арктике. Глава Архангельска Игорь Годзиш рассказал о развитии предпринимательства в Арктической зоне. Глава ЗАТО Североморск Александр Абрамов говорил о ресурсообеспечении муниципальных образований Арктики. О развитии туризма в Арктической зоне Российской Федерации докладывал Михаил Павлов, глава Кандалакшского района.

Конечно же, поднималась тема сохранения окружающей среды Арктики. Проблемы рационального природопользования, направленного на защиту и сохранение исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных народов Арктик, стали темой выступления Сергея Ткаченко, руководителя администрации Таймырского Долгано-Ненецкого района, Красноярского края.

По итогам Форума арктических муниципалитетов была принята резолюция, в которой, в частности, говорится, что участники Форума поддерживают инициативу разработки проекта Федерального закона «О развитии Арктической зоны Российской Федерации», обращают внимание на его высокую актуальность.

Участники Форума считают важным и своевременным решение правительства Российской Федерации об осуществлении особого правового регулирования деятельности в Арктике, в частности необходимости создания на территории A3 РФ особых условий и требований в экономической деятельности, социальной политике, жизнеобеспечении территорий и населения. Руководители арктических муниципалитетов предлагают при формировании законодательства об A3 РФ предусмотреть в нем перечень полномочий органов местного самоуправления, расположенных на территории A3 РФ, который соответствовал бы их роли в осуществлении государственной политики в Арктике. Участники Форума поддержали создание опорных зон социально-экономического развития в Арктике как новый методологический подход к развитию территорий.

Особо было подчеркнуто, что при принятии правительством решения о создании опорных зон социально-экономического развития будут учитывать мнение не только регионов, но и органов местного самоуправления, расположенных на этих территориях. При подготовке проектов нормативных правовых актов о создании опорных зон социально-экономического развития должен быть предусмотрен механизм гарантирования бюджетной обеспеченности муниципальных образований, включаемых в состав данных зон.

Крайне высокую значимость для населения муниципальных образований A3 РФ, организаций и предприятий имеет комплексное развитие Северного морского пути, включая организацию и обеспечение перевозок, строительство и эксплуатацию флота ледового класса и арктической морской техники, создание сервисных баз для нефтегазовых проектов, а также развитие арктической транспортной системы в целом. Участники Форума отмечают, что эти вопросы в недостаточной степени отражены в проекте ФЗ об Арктике, и предлагают разработать проект федерального закона о комплексном развитии Северного морского пути.

Главы муниципалитетов и эксперты, которые были на форуме, поддержали реализацию комплексного проекта промышленного и инфраструктурного развития Севера Европейской части России «Строительство железнодорожной магистрали «Белкомур» и связанного с ним проекта «Строительство глубоководного района морского порта Архангельск» как межрегиональных проектов, имеющих стратегическое значение для развития транспортной системы Арктики.

Кроме того, было отмечено, что для создания арктического транспортного каркаса, который обеспечит эффективные внутренние пути для кооперации по технологическим цепочкам, необходимо рассмотреть вопрос строительства железной дороги Воркута – Усть-Кара.

Участники Форума особо отметили значение новых стимулов для работы в Арктике. Именно благодаря привлекательной системе оплаты труда и социальных стимулов Советскому Союзу удавалось привлечь в Арктику лучшие интеллектуальные и трудовые ресурсы. В настоящее время данные стимулы утратили свое значение. Уровень заработной платы с учетом северных районных коэффициентов практически сравнялся с уровнем заработной платы в средней полосе России, при этом условия для жизнеобеспечения в Арктической зоне не сопоставимы. Обеспечение инфраструктурой также не соответствует требованиям современности. Необходимо включить в законодательство об A3 РФ положения о новых гарантиях и компенсациях для тех, кто проживает и работает в Арктике. Особенно это актуально для привлечения и удержания молодых специалистов.

Участники Форума предложили создать «Научно-образовательный центр комплексных медицинских исследований в Арктике» на базе Северного государственного медицинского университета (г. Архангельск), который позволит обеспечить высокое качество жизни постоянно проживающего населения в A3 РФ, снизит негативное воздействие изменившихся под влиянием урбанизации факторов (экологических, климато-географических, производственных, социальных) на здоровье настоящего и будущих поколений. Необходимо также принять комплекс мер по развитию и укреплению материально-технической базы образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, активному участию работодателей в подготовке кадров, законодательному закреплению системы государственной поддержки молодых специалистов, работающих в A3 РФ.

Для улучшения инвестиционного климата в A3 РФ и создания предпосылок роста промышленного производства необходимо сформировать механизм льготного ценообразования на электроэнергию в Арктических регионах. Кроме того, необходимо срочно газифицировать муниципальные образования в Арктике. В некоторых муниципалитетах нет собственных источников топлив, поэтому города и районы являются мазутозависимыми. Для них особенно важно установить обоснованные фиксированные цены на топочный мазут.

И, конечно, необходимо разработать на правительственном уровне порядок, определяющий финансовое обеспечение полномочий органов государственной и муниципальной власти в арктических регионах.

В целях совершенствования системы налогового регулирования было предложено несколько идей-предложений, в том числе о предоставлении исполнительным органам государственной власти и органам местного самоуправления права по установлению нормативов отчислений от неналоговых доходов, администрируемых на соответствующем уровне. Еще одна инициатива форума – установить нормативы отчислений в местные бюджеты в размере 100% платы за негативное воздействие на окружающую среду и налога на прибыль в региональный бюджет. Также интересной прозвучала идея возмещать предприятиям малого и среднего бизнеса части расходов, связанных с северными льготами.

Кроме того, участники Форума предложили при формировании законодательства об Арктике предусмотреть на арктических территориях пониженный уровень ставки отчислений страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования для субъектов малого и среднего предпринимательства.

Регионы, входящие в A3 РФ, характеризуются низкой плотностью населения, огромными расстояниями между населенными пунктами, продолжительными зимними периодами. Участники Форума считают необходимым продолжить работу по внесению изменений в Водный кодекс Российской Федерации с целью законного использования водных объектов и водоохранных зон в зимний период и нормативные правовые акты, регулирующие перевозки малой авиацией.

Безусловно, перечисленные предложения можно покритиковать, однако не следует торопиться. Как уже было сказано, северные территории всегда отличались более суровыми условиями и дополнительными расходами со стороны государства (и это касается не только СССР и России). В данном случае арктические муниципалитеты предлагают изменить финансовые правила с тем, чтобы сократить путь получения государственных «северных» дотаций, а также увязать их объемы с непосредственными объемами жизнедеятельности и активно на подведомственных территориях, что, пожалуй, является весьма и весьма справедливым. И хотя судьба аналогичных инициатив и предложений – в 9 случаях из 10 быть положенными под сукно либо отметенными финансистами, что-то заставляет предполагать, что в данном случае и в данном контексте они прозвучали своевременно и в русле общеполитического вектора.

Автор: Валерий Стольников, главный редактор «Промышленного еженедельника», специально для журнала «Инвест-Форсайт»


Добавить комментарий

© 2024 Advert Journal
Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru