Фото: www.globallookpress.com
Художественный руководитель МХАТа имени Горького режиссёр Эдуард Бояков рассказал Царьграду, почему стоит посетить фестиваль «Традиция» и как получить «своего Пушкина»
Автор:
Дементьев Иван
Царьград: В нашей стране проходит довольно много фестивалей, от самых маргинальных до вполне традиционных. В чём главная изюминка фестиваля «Традиция»?
Эдуард Бояков: Изюминка в том, что он междисциплинарный. Совмещает в себе части не только нашего искусства, но и нашей жизни, которые мы часто разделяем. Прекрасным должна быть и еда, и музыка, и разговоры на важные философские темы, и наше общение с детьми, и танцы, и ночные посиделки у костра. То есть вот это всё вместе даёт ощущение полноты и цельности жизни. Мы стремимся к этому ощущению, мы хотим этого.
Ц.: Фестиваль позиционируется как семейный. Какие, на ваш взгляд, главные составляющие этого формата?
Э. Б.: Можно вспомнить завет Станиславского, который говорил о том, что искусство для детей должно быть таким же, как искусство для взрослых, только лучше. Наверное, главное и самое сложное в семейных программах – это сделать так, чтобы и детям, и взрослым было одинаково интересно. И чтобы не было ощущения мучения, которое часто испытывают родители, когда их чадо увлечено каким-нибудь мультиком или игрушкой, а взрослым не интересно. Или, наоборот, дети начинают скучать, когда взрослые чем-то увлечены.
Есть очень сложная прослойка занятий, когда интересно и взрослым, и детям. Мы пытаемся искать таких музыкантов и педагогов, которые смогут создать вот это удивительное чувство. Это может касаться и народных промыслов. Например, все эти кузницы, тряпичные куклы, игрушки из лыка, плетение венков… Дети получают уникальный опыт, которого в городе у них совсем нет. Опыт тактильного прикосновения к фактурам и материалам, к которым они не могут прикоснуться в городе. А взрослые тоже вспоминают что-то важное. Может быть, они помнят из детства эти вещи.
Ц.: Главная идея фестиваля – продвижение традиционных ценностей с помощью искусства. У каждого человека, в силу его образованности, возраста, убеждений, своё отношение к искусству. Чем удаётся привлечь самую широкую аудиторию на фестивале?
Э. Б.: Можно делать фестиваль в расчёте на то, что все люди разные. А можно делать фестиваль в расчёте на то, что люди имеют общее. И мы стараемся этому завету следовать. Есть Пушкин, и он близок всем. Есть потрясающая музыка белорусских «Песняров», она трогает и детей, и взрослых. Есть такие темы, которые действительно могут быть интересны самым разным людям. И мы ищем такие темы, мы ищем таких людей. Это может быть разговор и о церковной архитектуре, и о поэте Есенине. Но это всё равно разговор в надежде на то, что мы почувствуем себя одной семьёй или одной нацией.
Ц.: В этом году, без преувеличения, весь мир с особым чувством цитирует и вспоминает произведения Александра Сергеевича Пушкина. 6 июня была дата – 220 лет со дня его рождения. А фестиваль будет происходить в усадьбе Захарово, где Пушкин провёл детство. Насколько личность Александра Сергеевича важна для передачи смысла традиций и будет ли в этом году какой-то особый уклон в творчество поэта?
Э. Б.: Ни один фестиваль у нас не обходится без Пушкина и не обходился. И он всегда представлен в программе. С другой стороны, всё-таки мы не пушкинский фестиваль. Мы не фестиваль одного поэта. В этом году есть несколько прекрасных событий. Будет очень многообещающая лекция Александры Басковой «Татьяна, русская душою». И подзаголовок этой лекции – «Трактовка романа, которую скрывают от школьников». Это разговор о «Евгении Онегине». Будет «Беспечный оркестр» семьи Ярчевских и его концерты. Потрясающая многодетная семья, где все дети – невероятного уровня музыканты. И поют, играют на всех инструментах, общаются между собой. А предметом общения является Пушкин. И, конечно, спектакль заслуженной артистки России Ольги Кабо и народного артиста России Валерия Баринова, который называется «И мой Пушкин». Мне очень нравится это название. Оно показывает то, что каждый человек может Пушкина как-то присвоить до личного уровня, близкого-близкого. Так что Пушкин у нас специален.
Ц.: Нынешний фестиваль станет уже четвёртым по счёту. Отмечаете ли вы для себя какие-нибудь изменения в его формате? Или на протяжении стольких лет удаётся сохранить устойчивое развитие по всем направлениям?
Э. Б.: Каждый фестиваль уникален. Но в этом году у меня уже есть ощущение структуры, гармонии, взаимодействия, пропорции, которая должна быть между театральной, литературной, музыкальной, философской и детской программами. То есть ощущение, что мы нащупали уже формат. И, наверное, менять мы его уже не будем. А просто будем стремиться к тому, чтобы привлечь всё большее количество зрителей. В прошлом году было порядка 10 тысяч человек. Надеемся, в этом будет больше.