Обязательные экзамены после окончания 4 класса сдают все школьники, выпускающиеся из начальных классов. В 2020 году итоговая аттестация будет организована в стандартном режиме и без особых изменений. Тестирования для школьников активно критикуют родители, но пока отмена экзаменов не планируется. Поэтому желательно заранее познакомиться со всеми нюансами итоговой аттестации, чтобы успеть подготовить ребенка к первому серьезному экзамену в жизни и избежать лишнего стресса.
Суть ЕГЭ в 4 классе
Суть главного вопроса всех родителей школьников заключается в обоснованности тестирования для детей, которые только закончили начальную ступень обучения в школе.
Министерство образования и науки объясняет необходимость проведения аттестации мониторингом и последующим анализом успеваемости школьников в разных регионах нашей страны. У проведения экзамена есть еще несколько целей:
- Создание статистики для оценки уровня начального образования детей в общеобразовательных учреждениях.
- Мотивация для педагогов для более эффективной работы со школьниками
- Толчок для учеников и их родителей для более тщательного изучения дисциплин, представленных на экзамене.
Можно сказать, что если результат ЕГЭ в 11 классе имеет самое большое значение для самого выпускника, то экзамены после 4 класса больше влияют на рейтинг и репутацию школы и учителей начальных классов. Преподаватель через оценки его подопечных показывает результат и эффективность своей работы, а руководство школы может использовать высокие оценки школьников за итоговую аттестацию для привлечения новых учащихся.
Важно упомянуть, что в 2020 году от итогов тестирования никак не зависит перевод ученика в 5 класс. Все результаты используются исключительно для сбора статистических данных по России.
Формат проведения и особенности
Достаточно часто итоговые экзамены в конце начальной школы называют ЕГЭ, но данная работа мало напоминает тестирование для выпускников 11 класса. Родителям школьников желательно заранее узнать некоторые основные моменты проведения итоговой аттестации в 4 классе:
- Проверочная работа проводится в родной школе учеников, рекомендуется рассадить школьников по двое (как во время стандартного урока).
- Экзамен проводит педагог, который занимался с детьми предметом на протяжении обучения в начальной школе.
- Длительность написания ЕГЭ — 45 минут (время обычного урока);
- Задачи в тестировании похожи на знакомые ученикам упражнения и вопросы из школьной программы;
- Все дети будут выполнять абсолютно идентичные задания.
Список предметов
Выпускники 4-ых классов в 2020 году должны будут сдать обязательные экзамены по русскому языку, математике и природоведению.
Русский язык
Проверочная работа по русскому языку для выпускников начальной школы каждый год проходит в две ступени. Первым этапом становится написание диктанта, вторым — выполнение проверочной работы из 15 заданий. Для каждой ступени отводится 1 урок (45 минут). Но при этом каждая часть экзамена должна быть обязательно организована в разные дни.
Математика
На итоговой контрольной работе по математике выпускникам 4-ых классов предстоит решить 11 заданий, в которых нужно будет продемонстрировать знания большинства правил, пройденных в начальной школе:
- устный счет;
- решение математических задач;
- распознавание геометрических фигур по картинке;
- нахождение периметра и площади фигуры.
Окружающий мир
Итоговый экзамен по природоведению включает в себя широкий список тем, изученных школьниками во время начальной ступени обучения. Задания охватывает множество вопросов — от различных правил безопасности до задач на тему знания Солнечной системы и характеристик России (географическое положение, история и культура и т.д.). Но родителям учеников не стоит опасаться слишком сложных заданий. Как правило, к четвертому классу все дети уже прекрасно знают ответы на указанные в итоговом тестировании вопросы. По статистическим данным, большая часть школьников отлично справляются с проверочной работой по окружающему миру.
Возможные изменения
На данный момент официальных заявлений о нововведениях в формате экзамена для учащихся 4-ых классов пока нет, но регулярно поднимаются разговоры о необходимости введения в итоговую аттестацию более широкого круга предметов. В скором времени детям могут повысить число обязательных для сдачи дисциплин с 3 до 6. В план ЕГЭ для выпускников начальной школы планируется ввести также английский язык, ИЗО и литературу. Но все эти изменения уже вряд ли коснуться школьников в 2020 году.
Секреты подготовки
Изначально экзамен проводился исключительно для оценивания эффективности работы учителей начальных классов и успешности методики обучения, но во многих школах итоговой аттестации для 4-ых классов уделяют слишком много внимания. Как определить, что общеобразовательное учреждение придает экзамену слишком большое значение?
- Весь год персонал школы упорно нагнетает обстановку вокруг ЕГЭ.
- Учеников и их родителей запугивают последствиями проваленной итоговой аттестации.
- Для школьников вводятся дополнительные занятия сверх рекомендуемой нагрузки (нередко на платной основе)
При добросовестной работе учителя на протяжении 4-х лет обучения его подопечные должны без особых проблем справиться с написанием итоговых работ. Особое внимание стоит уделить лишь особо отстающим ребятам, но это входит в прямые обязанности педагога.
Когда нужен репетитор?
- Ребенок пропускает большой объем материала из-за частых болезней.
- В классе наблюдается постоянная смена учителей, что сказывается на уровне подготовки детей.
- У ребенка есть индивидуальные особенности, из-за которых ему тяжело дается обучение в большом коллективе.
Но начинать работу с репетитором необходимо не только перед итоговой аттестацией, а непосредственно в тот момент, когда ребенок начинает отставать от школьной программы и с трудом осваивать новые темы.
Заключение
Большинство психологов считает, что уровень тревоги и стресса ребенка по время проведения итоговых экзаменов напрямую зависит от настроя его родителей и педагогов. При постоянных запугиваниях со стороны учителя и негативных посылах от родителей школьник испытывает чрезмерное давление со стороны. Но нередко в такие стрессовые условия ребенка помещают еще задолго по проведения ЕГЭ. Детей часто запугивают самостоятельными и контрольными, двойками, перспективой повторного обучения в том же классе. Все эти действия приводят лишь к постоянному нервному напряжению у школьников и отсутствия какой-либо мотивации к обучению. В идеале итоговая аттестация должна стать для детей стандартной проверочной работой без искусственного нагнетания ситуации и важности результата.