Пятница, 22 ноября 2024   Подписка на обновления
Пятница, 22 ноября 2024   Подписка на обновления
Популярно
9:07, 28 мая 2019

Будет ли в США создана новая крылатая ракета?


Крылатая ракета класса «воздух – земля» LRSO является наиболее спорным элементом стратегической модернизации ВВС США. LRSO должна быть разработана для замены устаревшей крылатой ракеты воздушного базирования (КРВБ) AGM-86B (ALCM). Хотя существует общая поддержка Конгресса США ядерной модернизации, замена крылатой ракеты не вызывает энтузиазма.

Будет ли в США создана новая крылатая ракета?

Текущее положение

С 2012 г. четыре компании (Lockheed Martin, Raytheon, Boeing и Northrop Grumman) работали над оценкой затрат на разработку проекта крылатой ракеты LRSO. В конце июля 2016 г. командование ВВС США направило претендентам запросы о предложениях на реализацию разработки новой КРВБ. По результатам оценки предложений в 2017 г., для реализации этапа доработки технологий и снижения рисков было выбрано два подрядчика – Lockheed Martin и Raytheon, которые получили контракты на $900 млн. В результате 54-месячной работы они представят предварительную конструкцию ракеты, продемонстрируют ее надежность и разработают необходимые технологии.

Эти сроки несколько выше, чем сроки работ по баллистическим ракетам. Причиной этому главный офицер по закупкам ВВС, генерал-лейтенант Арнольд В. Банч-младший называет повышение надежности конечного продукта. Кроме того, закладывая большие сроки, ВВС хотят минимизировать конструктивные изменения после конкурсной разработки проекта ракеты, чтобы снизить «риски вероятных изменений в будущем».

Победивший проект будет выбран в 2022 г., а ввод КРВБ на вооружение ожидается в 2030 году. Всего ВВС США планируют закупить 1000-1100 новых ракет общей стоимостью около $17 млрд (с учетом стоимости самих ракет и их ядерных боевых частей). Однако исследовательский Центр стратегических и бюджетных оценок оценивает стоимость программы разработки и создания LRSO в $22-25 млрд. С 2013 по 2017 г. ВВС США уже потратили на разработку около $611 млн. Генерал Робин Рэнд, командующий ударными силами ВВС, заявил в сенатском Комитете по вооруженным силам в июне 2017 года, что на разработку ракеты выделено $2,7 млрд на 2018-2022 гг.

В марте 2019 г. компанией Boeing был получен контракт в $250 млн на интеграцию LRSO в B-52H. Boeing займется разработкой и модификацией оборудования, полной интеграцией и испытаниями LRSO для 76 самолетов B-52H. Ожидается, что программа будет завершена к 31 декабря 2024 г. Кроме того, уже ведутся работы по интеграции LRSO на самолет В-2.

Технические характеристики

Технические характеристики новой ракеты пока не озвучиваются. Известно, что LRSO будет обладать повышенной скрытностью и, вероятно, будет более точной, чем предыдущий тип ракеты. Источники в промышленности и военно-воздушных силах говорят, что ракета не будет гиперзвуковой, поскольку эта технология не будет готова к оперативному использованию в срок.

Ожидается, что LRSO будет иметь обновленную версию ядерной боеголовки W80-4 и будет способна работать в «среде, в которой отсутствует GPS», то есть сможет осуществлять навигацию даже в случае заклинивания сигналов «Глобальной системы позиционирования». Предполагается, что LRSO будет рассчитана на 30-летний срок службы – до 2060 года. Вероятно, дальность ракеты будет до 3000 км, а ее скорость не превысит 5 Махов. Кроме этого, известно, что рассматривается три варианта двигателя ракеты:

  • модернизированный текущий двигатель Williams F107 с 5%-ной увеличенной экономичностью;
  • дозвуковой двигатель с увеличенной на 20% топливной эффективностью;
  • сверхзвуковой двигатель, с теми же размером и весом, что и дозвуковые;

По крайней мере 5 двигателей будут поставляться для отработки технологий и снижения рисков. Еще 89 двигателей будут использоваться на стадии инженерной и производственной отработки ракеты. После этого около 1000 двигателей будет необходимо создать в течение 5 лет.

Количество

Всего военно-воздушные силы планируют закупить 1000-1100 LRSO, часть которых будет предназначена для испытаний, но большая часть из них – сохранена для боевого использования. Это число ракет более чем на 40% превышает текущий запас в 575 ALCM. LRSO будет интегрирован не только в B-52H, который в настоящее время несет ракету ALCM, но также в B-2A и в будущий бомбардировщик B-21.

Предполагается, что LRSO будут иметь такое же количество боеголовок (приблизительно 528), как и нынешние ALCM; примерно 180 ракет будут потеряны в ходе летных испытаний в течение 30-летнего срока службы. Как будут использоваться остальные 300-400 ракет, не объясняется. Вероятно, ВВС имеет цель использовать их в качестве обычных крылатых ракет. Однако в США уже разрабатываются несколько типов крылатых ракет с обычным зарядом, кроме того, пригодных для использования на истребителях F-16, F-15E. Тем более все бомбардировщики США имеют возможность нести ракету с обычной боеголовкой JASSM, а не ее ядерный аналог. Что явно говорит о приоритетах ВВС и ставит вопрос о необходимости ядерной ракеты перед Конгрессом.

Критика

Представители ВВС и промышленности заявили, что задача LRSO – уничтожать плотные системы противовоздушной обороны, расчистив путь для бомбардировщиков-невидимок для их проникновения в воздушное пространство противника. То есть фактически речь идет о том, что крылатая ядерная ракета будет использоваться как оружие наступательного ядерного удара, которое предназначено для использования на ранних стадиях конфликта даже до применения баллистических ракет большой дальности.

Бывший министр обороны Уильям Перри и бывший помощник министра Энди Вебер утверждали в 2015 г., что LRSO является избыточным оружием, так как бомбардировщик B-21 может проникать через ПВО противника и достигать намеченных целей с помощью своей скрытности. Они также заявили, что LRSO снизит порог применения ядерного оружия, а это значительно увеличит риск перерастания конфликта в тотальную ядерную войну.

Соглашаются с этим и эксперты Федерации американских ученых. По их словам, крылатые ракеты JASSM, несмотря на меньшую дальность, позволяют бомбардировщику атаковать объекты различной степени защищенности из дальнего радиуса действия противовоздушной обороны. То есть для того чтобы пробить ПВО противника, достаточно обычных ракет.

С ними спорят эксперты Центра стратегических и бюджетных оценок. Они утверждают, что LRSO будет «дополнять» стелс-возможности бомбардировщиков, потому что скрытность B-21 и B-2 в конечном итоге снизится в течение сроков их эксплуатации, а значит, для их дальнейшей эксплуатации понадобится ядерная крылатая ракета.

Глава STRATCOM, генерал Джон Э. Хайтен в своем выступлении в Институте Хадсона в сентябре 2017 г. сказал, что новая ракета необходима, так как B-52 еще долгое время будет в составе ВВС, а ракета ALCM исчерпывает свой ресурс. Кроме того, LRSO обосновывается необходимостью иметь несколько типов вооружений на воздушной платформе.

Генерал Стивен В. Уилсон, заместитель начальника штаба ВВС, на мероприятии Ассоциации ВВС в мае 2017 г. отметил, что американский бомбардировщик может нести 21 КРВБ, что является «очень серьезным вызовом для любого противника» и будет менее затратным средством сдерживания, чем попытка разработать систему защиты против сопоставимого российского оружия.

Неочевидная необходимость КРВБ вынудила Бюджетное управление Конгресса США рассматривать закрытие программы LRSO как меру сокращения расходов на ядерную модернизацию. В ходе комплексной оценки затрат Бюджетное управление заявило, что в течение следующих 30 лет можно избежать расходов в $28 млрд, если отказаться от программы LRSO. Однако разработка LRSO уже идет полным ходом и быстро приближается к точке невозврата – 2022 г. В случае смены администрации дискуссия о необходимости производства LRSO будет начата с новой силой, и, возможно, именно тогда проект спорной крылатой ракеты будет закрыт.

Автор: Максим Старчак – научный сотрудник Центра международной и оборонной политики Университета Куинс


Добавить комментарий

© 2024 Advert Journal
Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru