Фото: www.globallookpress.com
Уничтожение секты «Киевский патриархат» лжепатриарха Филарета приведёт не к усилению ПЦУ лжемитрополита Епифания, но укрепит позиции униатов-грекокатоликов
Автор:
Тюренков Михаил
Лжепатриарх Филарет (Денисенко) подаёт в суд на своего недавнего ученика и ставленника, лжемитрополита Епифания (Думенко) и просит президента Владимира Зеленского защитить созданную им националистическую секту «Киевский патриархат» от рейдерского захвата со стороны новой националистической секты ПЦУ (также известной как СЦУ). Бред и сюр? Несомненно. Впрочем, как и всё в политической жизни Украины последних лет. И если бы всё это не затрагивало судьбы десятков миллионов православных людей, на подобную «бурю в стакане» можно бы было не обращать внимания. Однако здесь цена слишком велика, а потому в очередной раз предлагаю разобраться в происходящем.
Филаретовский раскол: начало «Киевского патриархата»
Итак, краткое содержание предыдущих «серий». 1991 год. На волне «парада суверенитетов» Украинская Советская Социалистическая Республика провозглашает свою независимость. Во главе Украинской Православной Церкви (автономии в составе Московского Патриархата) вот уже четверть века находится митрополит Филарет (Денисенко), русскоязычный человек, уроженец Донбасса, прекрасно вписанный в разрушавшуюся советскую номенклатурную систему.
Среди верующих у митрополита Филарета репутация не из лучших. Тиран, самодур и, по слухам, морально нечистоплотный человек, нарушающий монашеские обеты. Именно это годом ранее, в 1990-м, не позволило ему избраться Патриархом Московским и всея Руси. Многолетняя мечта оказалась разрушенной, но на горизонте замаячила другая: хоть тушкой, хоть чучелом стать Предстоятелем автокефальной (независимой) Церкви. Для этого митрополит Филарет начинает добиваться отделения Украинской Церкви от Церкви Русской, в чём его поддерживают вчерашние коммунистические власти УССР, ловко перекрасившиеся в жовто-блакитные цвета и переодевшиеся в вышиванки.
После долгих согласований священноначалие Московского Патриархата приходит к единственно верному в сложившихся условиях решению. Вопрос об автокефалии был снят, а митрополит Филарет в Москве в апреле 1992 года торжественно, перед Крестом и Евангелием, пообещал уйти с поста Предстоятеля. Однако, вернувшись в Киев, вскоре объявил о разрыве с Русской Православной Церковью, обратившись за помощью к… уже возглавившему Константинопольскую Церковь Патриарху Варфоломею (Архондонису).
Дальнейшие события известны. Абсолютное большинство православных епископов и священников Украины выступили за единство с Московским Патриархатом, провели Харьковский Собор и переизбрали Предстоятеля Украинской Церкви. Сам митрополит Филарет тут же ушёл в раскол и уже в июне 1992 года был лишён сана Архиерейским Собором всей Русской Православной Церкви:
«За жестокое и высокомерное отношение митрополита Филарета (Денисенко) к подведомственному духовенству, диктат и шантаж (Тит 1, 7-8; 27-е прав. святых апостолов), внесение своим поведением и личной жизнью соблазна в среду верующих (Мф 18, 7; 3-е прав. I Всел. Собора, 5-е прав. V–VI Всел. Собора), клятвопреступление (25-е прав. святых апостолов), публичную клевету и хулу на Архиерейский Собор (6-е прав. II Всел. Собора), совершение священнодействий, включая рукоположения в состоянии запрещения (28-е прав. святых апостолов), учинение раскола в Церкви (15-е прав. Двукратного Собора): Извергнуть митрополита Филарета (Денисенко) из сущего сана, лишив его всех степеней священства и всех прав, связанных с пребыванием в клире».
В поисках союзников бывший митрополит Филарет вступил в общение с зарубежными украинскими раскольниками (ряжеными самосвятами из числа недобитых петлюровцев и бандеровцев, о которых Царьград уже неоднократно писал). В итоге, переступив через два трупа умерших в короткий срок лжепатриархов Мстислава (Скрипника) и Владимира (Романюка), уже в 1995 году Денисенко нацепил на себя белый куколь Московских (!) Патриархов, объявив себя «патриархом Киевским и всея Руси-Украины». Куколь, в котором щеголяет и сегодня, в свои 90. Хотя это уже не впечатляет даже большинство его вчерашних подельников и воспитанников.
От укроавтокефализации к расколу раскола
События 2018-2019 годов в церковную историю, со всей очевидностью, войдут как одна из самых печальных и даже трагических её вех. Власти Украины, особенно в лице режимов Ющенко и Порошенко, неоднократно пытались легализовать украинские националистические раскольнические секты — филаретовский «Киевский патриархат» и более мелкую «УАПЦ». Но пока в это дело не вмешался Константинопольский патриарх Варфоломей, они не были способны даже к объединению под столь близкими обеим сектам русофобскими лозунгами.
В 2018 году многое изменилось: агонизирующий Порошенко в преддверии президентских выборов при содействии западных кураторов провернул операцию «Томос об автокефалии». На первый взгляд, успешную. Патриарх Варфоломей, ослеплённый восточно-папистскими настроениями, проигнорировав Русскую Православную Церковь и другие Православные Поместные Церкви, самочинно «вернул» сан Денисенко (и другим ряженым самосвятам) и предоставил их сектам (объединившимся в декабре 2018-го) «автокефалию».
Самому Денисенко, надеявшемуся возглавить псевдоправославный новодел ПЦУ, в «томосе об автокефалии», получившем неблагозвучное наименование СЦУ, было отказано. Однако ему удалось провести в «предстоятели» своего ставленника, лжемитрополита Епифания (Думенко), который вскоре предал своего многолетнего главу. Лжепатриарх Филарет несколько месяцев предпринимал попытки установить двоевластие при своём доминировании, однако западные кураторы уже сделали ставку на 40-летнего амбициозного, но бездарного, а потому послушного Думенко.
В итоге лжепатриарх Филарет разорвал отношения с ПЦУ-СЦУ, заявив, что «Киевский патриархат» никто не распускал, и всё его движимое и недвижимое имущество сохраняется за ним. Формально юридически так и было, но большинство антироссийских сил уже сделали ставку на новую секту ПЦУ-СЦУ, а потому на днях Минкультуры Украины заявило, что «Киевский патриархат» ликвидирован путём вхождения в лжецерковный новодел во главе с лжемитрополитом Епифанием. В ответ на это Денисенко и обратился за помощью к Зеленскому, подал в суд на Думенко и сделал очень жёсткое заявление:
В результате прямого обмана, в который непосредственно был вовлечён патриарх и Украинская православная церковь Киевского патриархата, при непосредственном антинародном участии Порошенко П. А. 6 января 2019 года Украина получила томос о так называемой «независимости». К сожалению, до 06.01.2019 года текста томоса никто, кроме Порошенко П. А. и митрополита Епифания, не видел. Получив такую нежелательную зависимость, я и верные УПЦ КП немедленно начали борьбу против кабальной сделки, вышли из состава ПЦУ, проведя поместный собор УПЦ КП. Впрочем, сейчас начинается рейдерская атака на имущество УПЦ КП, и это рейдерство возглавляет лично митрополит Епифаний, предстоятель ПЦУ.
По сути, 90-летний раскольник прав. И в том, что «прямой обман» налицо: «томос об автокефалии», по сути, оказался указом о захвате украинской канонической территории Константинопольской патриархией (по сути, Стамбульской, также именуемой Фанаром по названию небольшого квартала бывшего Константинополя, где находится резиденция патриарха Варфоломея). И в том, что Порошенко — «антинародный» (что наглядно показали недавние президентские и парламентские выборы). И в том, что его бывший ученик и ставленник лжемитрополит Епифаний — банальный рейдер. Правда, захватывает он у «Киевского патриархата» в основном ранее уже захваченное у канонической Украинской Православной Церкви. Так сказать, «грабит награбленное».
Но можно ли сказать, что псевдоправославный проект «Киевский патриархат» завершил своё существование? Нет. По двум причинам. Первая, краткосрочная, — это активность самого лжепатриарха Филарета. Денисенко, несмотря на свой возраст, имеет и опыт, и связи, а потому едва ли так просто отдаст «честно награбленное». Тем более что новые украинские власти не столь вовлечены в проект создания ПЦУ-СЦУ, как режим Порошенко.
Разумеется, Зеленскому сотоварищи не столь дорог и денисенковский «Киевский патриархат» (к слову, в дни празднования 1031-летия Крещения Руси собравший лишь несколько сотен «крестоходцев», в отличие от нескольких тысяч ПЦУ-СЦУшников и трети миллиона чад канонической Украинской Православной Церкви), но поиграть в «равноудалённость» он может.
Вторая причина — более долгосрочная. И на ней остановиться стоит чуть подробнее. Тем более что проект «Киевский патриархат 2.0» для Православной Церкви намного опаснее, чем все раскольнические «танцы с бубнами» последних десятилетий.
«Украина — не Россия»: Ватиканский проект
В 2003 году бывший президент Украины Леонид Кучма выпустил книгу с претенциозным названием «Украина — не Россия». В её содержании мало неожиданного и интересного, хотя церковный вопрос тоже ставится. И именно в том контексте, что Украинская Церковь должна быть автокефальной, отделённой от Церкви Русской. Важнее сама постановка вопроса, что Украина — не Россия.
Столетием ранее, в начале XX века, даже среди доморощенных украинских националистов пределом мечтаний была автономия. О полной же независимости, а главное, цивилизационном разрыве Украины и России мечтали только униаты-грекокатолики австро-венгерской Галиции, которые активно занимались культивированием радикально-русофобского украинского национализма. Так, их глава, митрополит Андрей (Шептицкий) в канун Первой мировой войны на венском совещании настоятельно рекомендовал австрийским властям:
Как только победоносная австрийская армия пересечёт границу Украины, чтобы отделить эти области от России, придать им характер независимой и чуждой царской державе национальной территории. Для этой цели должны быть использованы все украинские традиции. Великорусские московские святые должны быть удалены из календаря. Единство Украинской церкви будет сохранено или достигнуто, а её отделение от Российской Церкви будет решительно и полностью утверждено.
Позднее именно этот персонаж, сегодня на Западной Украине почитающийся чуть ли не за святого, активно сотрудничал с гитлеровскими оккупационными войсками и благословлял деятельность как дивизии СС «Галичина», так и всевозможных бандеровских бандформирований. Сегодняшние наследники Шептицкого во главе со Святославом (Шевчуком) не просто активно поддержали Евромайдан 2013-2014 годов, но и фактически стали его идеологами и главной движущей силой. А в последнее время всемерно поддерживают «новую церковь Украины» (секту ПЦУ-СЦУ), несмотря, казалось бы, на конфессиональные различия.
На деле и Шептицкий, и все его преемники, включая сегодняшнего Шевчука, вот уже около столетия ратуют за создание униатского «Киевского патриархата». Этот проект подразумевает самый настоящий Drang nach Osten — наступление на Православный Восток. И если ещё несколько десятилетий назад грекокатолические приходы Украины были сосредоточены в трёх её западных областях — Львовской, Ивано-Франковской и Тернопольской, — то сегодня их всё больше в Киеве, центральной и даже южной и восточной частях Украины.
И если филаретовский «Киевский патриархат» постепенно сходит на нет, то униатский активизируется и очевидно рассчитывает на поглощение куда менее структурированной и лишённой чёткого идеологического стержня ПЦУ-СЦУ. По сути, униатскую УГКЦ и псевдоправославных сектантов объединяет ненависть к Москве и всему русскому. Но если у униатов есть мощная кузница кадров в виде львовского Украинского католического университета, огромный тыл в виде диаспоры и поддержка Ватикана, то у секты лжемитрополита Епифания (Думенко) после падения режима Порошенко остаётся не так-то много. И не сегодня-завтра встанет вопрос о сближении, а потом и слиянии с себе подобными (тем более что никакого православного канонического и догматического сознания у раскольников нет и никогда не было).
Бандеровцы в рясах
К слову, глава ПЦУ-СЦУ уже не раз делал экуменические заявления о возможности диалога и даже перспективе объединения с УГКЦ. Остальное — дело времени. И, как ни странно, одним из немногих, кто реально препятствует этой новой унии и перспективе создания мощного русофобского и антиправославного «Киевского патриархата 2.0», является 90-летний лжепатриарх Филарет. А потому, как это ни парадоксально, в очередной раз хочется пожелать ему доброго здоровья, многих лет жизни и, конечно же, покаяния. Ведь даже столь прожжённый раскольник имеет право вернуться в Церковь и предстать перед Господом как православный христианин. Но это, как говорится, «уже другая история».