Празднование Крещения Господня в Москве. Фото: Артём Коротаев/ТАСС
В том, что праздник Крещения Господня также именуется Богоявлением и Просвещением, заключается важный богословский смысл: именно в этот день Спаситель явился миру, просветив его
Автор:
Тюренков Михаил
Крещенский сочельник: молодецкая удаль и строгий пост
— Во Имя Отца… — дыхание резко перехватывает, когда ты с самой макушкой погружаешься в ледяную купель, температура воды в которой, вопреки законам физики, кажется даже ниже нуля по Цельсию.
— И Сына… — ух ты, а ведь в эти секунды даже перекреститься не так-то просто!
— И Святого Духа! – да, ты сделал это! Исповедав свою веру в Пресвятую Троицу, погрузился не в струи ближневосточного Иордана, где два тысячелетия назад крестился Сам Господь, а в «Иордань», прорубь заледеневшей русской реки. Ну, или озера.
В эти минуты ты чувствуешь удивительную, поистине чудесную теплоту, растекающуюся по всему телу, а потому никакие предложения в духе «выпей с нами коньячок!» в такие моменты совсем не актуальны. Ведь тебя греет огонь веры и осознание единства со многими тысячами православных людей, пришедших в эти святые дни омыться в водных стихиях, освящённых во всей Вселенной…
И здесь стоит остановиться и сделать небольшую оговорку. Традиция крещенских купаний, издревле распространённая в русских городах и весях, в нашей постсоветской реальности, увы, пока достаточно далека от традиций церковных. Зачастую, демонстрируя удаль молодецкую, мы забываем (или вовсе не знаем), что Крещенский сочельник – день, предшествующий празднику Святого Богоявления – Крещения Господня, завершает Рождественские святки, а потому ознаменован строгим постом. Так что никакого «коньячка«! Ну, или разве что немного кагора, смешанного с кипятком.
Вообще же этот обычай крещенских купаний стоило бы упорядочить в традициях наших предков, для начала ограничив его закрытыми купальнями, чтобы как минимум снять с него образ коллективного моржевания на заснеженных пляжах. И обязательно разъясняя верующим, что, приобщаясь Божественной благодати в ледяной купели с освящённой водой, вы всё-таки не избавляетесь тем самым от своих грехов.
Вынужден огорчить: с церковной точки зрения, это – суеверие. Грехи нам отпускаются только в двух церковных Таинствах – исповеди и, единожды, в личном Крещении. И как бы ни напоминал обычай троекратного погружения в прорубь это великое Таинство, оно им не является. Хотя, конечно же, для искренне верующего человека погружение в освящённую крещенскую воду – не просто благочестивый обычай, но возможность укрепить здоровье, телесное и духовное. Но и тут следует оговориться: ничуть не менее полезно в этот праздник помолиться за Крещенским богослужением с водосвятием, а затем – испить этой святой воды, традиционно именуемой «Великой», а затем – принести её домой и окропить стены.
И в то же время нельзя не согласиться со словами Предстоятеля нашей Церкви Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, произнесёнными в поддержку тех, кто ещё не сделал первых шагов в храмы Божии, но уже приобщился к традиции крещенских купаний:
«Кто-то начинал это делать в подражание своим предкам, желая себя испытать в удали, желая себя приобщить к народной традиции. Но сегодня уже совершенно очевидно, что те, кто окунулся в крещенскую купель, приобщились не столько к народной традиции, не столько к обычаю предков — из этой купели многие стали выходить другими, почувствовав силу Божественной благодати…»
Добавить нечего: «Аминь и Богу нашему слава!»
Крещение – Богоявление – Просвещение
«Крестился еси. Просветился еси… Освятился еси. Омылся еси: во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь…»
Эти слова, которые православные священники произносят каждый раз в завершение Таинства Святого Крещения, очень близки по смыслу великого двунадесятого праздника Святого Богоявления – Крещения Господня. Конечно же, Спаситель был безгрешен, Ему не требовалось Крещение, но, придя в числе сотен и даже тысяч грешников к Иоанну Крестителю на реку Иордан, Христос показал всему миру, что таинственным образом стал одним из нас, не только Богом-Словом, но и истинным Человеком, явив Тайну Боговоплощения. И в этот же самый момент, когда Господь погрузился в струи Иордана, по словам апостола-евангелиста Луки:
«Отверзлось небо, и Дух Святой нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с Небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!»
Именно поэтому праздник Крещения Господня также именуется Богоявлением, ведь в этот день людям явился Бог: в лице Сына – Христа, Святого Духа – голубя, и Отца – возвестившего Свой глас с Небес. Что, в свою очередь, стало для всего мира его Просвещением – одним из ключевых смысловых значений и третьим церковным названием этого великого праздника.
А потому в Крещенский сочельник, а особенно в сам день Святого Богоявления, и нам, современным православным христианам, важно осознать, зачем два тысячелетия назад Господь, вочеловечившись, пришёл в наш земной мир. Отнюдь не для того, чтобы, как о том мечтали иудеи, покорить им все народы. Но чтобы собственной Жертвой и Любовью спасти и просветить всю Вселенную.