14 сентября Православная церковь почитает память святого Симеона, который, по преданию, прожил больше 100 лет (умер в 459 г.), прославился тем, что стал основоположником столпничества – новой формы аскезы. Симеон был праведником, от Бога получил дар исцелять душевные и телесные недуги, предвидеть будущее.
Святой уединился в Сирийскую пустыню, построил столп, высотой в несколько метров и поселился на нём. Он не мог прилечь и отдохнуть, соблюдал строгое воздержание в пище, в любую погоду, он днем и ночью, стоя, как свеча, без остановки молился, размышляя о Боге.
Необычный подвиг святого привлек множество людей. Одни, глядя на него, убеждались в истинной христианской вере и принимали крещение, другие получали исцеление, третьи обращались за советом.
Подвиги Симеона вдохновили многих подвижников благочестия и веры. Первым его последователем стал Даниил, повторивший по благословению святого его подвижничество во Фракии.
14 сентября: традиции и обычаи дня
На русском народном календаре практически никак не отразилось каноническое житие святого Симеона. День его памяти был связан с началом – месяца, сезона, года. Напомним, что с середины XVII века и до 1700 года на Руси новолетие отсчитывали с 1 сентября по старому стилю. В народном определении дня зафиксированы два значения: завершение лета и конец года. Симоен Столпник (покровитель этого дня) как бы провожал самое теплое время года и вводил в новый годовой круг.
В древнерусском языке слово «лето» имело значение «год», что сохранилось в словах «летопись», «летописец», а также в отчете возраста «двадцать или тридцать лет» и в привычных выражениях «сколько лет, сколько зим». Поэтому Семён-день – важная веха традиционного земледельческого календаря.
С этого дня наступало Бабье лето. По погоде определяли, каким будут ближайшие три месяца: «Если бабье лето ненастное, то осень сухая. Если сухое и жаркое, то осенние месяцы будут дождливыми».
Наступившая осень все сильнее напоминает о себе. Хотя днем солнце ещё пригревает, вечера и ночи стали холодными, темнеет раньше. Уже скоро настанет осеннее равноденствие (день с ночью сравняется).
Особое место Семенов день занимал у крестьян. Совершали обряд «Осенины» ‒ первая встреча осени. С этого дня начинались осенние игры и хороводы. Зажиточные люди выставляли у ворот сосуды с пивом и брагой, объявляли простому люду, что «мед наварен и пироги напечены». К воротам подходили хороводники, которых угощали хозяева. Молодые женщины выходили за ворота и предлагали угощения сначала старикам, а затем молодым.
К этой дате заканчивали уборку яровых и завершали посев ржи. После Семенова дня семена засевать нельзя. Ещё с наступлением осени начинались «засидки» ‒ работа вечером в избах при огне. Было принято накануне Семен-дня весь огонь погасить, оставить только лампадный, а утром зажечь новый. У наших предков существовал обычай добывать новый огонь из сухого дерева. Пожилые люди терли сухое дерево о дерево, а парень или девушка зажигали спицей новый огонь, которым топили печи в банях и избах, зажигали свечи и лучину на засидках.
В этот день обычно переезжали в новые дома и праздновали новоселье. Считалось, что это принесет жильцам нового дома счастье.
В Семенов день было принято мух хоронить. В землю зарывали тараканов, блох и других домашних насекомых, чтобы они в доме не водились. В народе верили, что если убить муху до Семен-дня, то народится ещё семь мух, а если убить после, то умрет семь мух.
На похороны мух девушки надевали лучшие наряды, делали из сухих листьев и различных овощей маленькие гробики, укладывали в них пойманных насекомых и с «шутливой торжественностью», а иногда с причитанием и плачем, выносили насекомых из избы и зарывали в землю. Смысл обряда был не только в изгнании насекомых из избы, но и в том, чтобы во время «мушиных похорон» устроить себе смотрины, показать себя во всей красе перед собравшимися зрителями, особенно перед холостыми парнями, высматривающими себе невест. Ведь недаром считалось, что с Семена дня до Гурьева (28 ноября) – свадебные недели.
14 сентября: приметы и поверья
Существует множество примет, приуроченных ко дню Семёна-летопроводца. Основное внимание уделяется прогнозу на ближайшее и далекое будущее. По представлениям крестьян, важный первый день указывал на характер года и его сезонов, на плодовитость скота, на качество и количество урожая, предопределял судьбы и поведение людей:
- Если погода теплая, то и вся зима теплой будет.
- Южный ветер дует – к теплой и сырой зиме.
- Если ветер из-под солнца, то в зимние месяца будут часто дуть северные ветра.
- Дождливая погода – к сырой осени.
- Ясно на Семёна – осень погожей будет.
Наблюдали за поведением птиц, животных и пресмыкающихся, пытаясь предугадать погоду осенне-зимней поры:
- Если гуси улетают, то зима будет ранней.
- Мухи кусаются больно – к непогоде.
- Скворцы на юг не летят – осень будет затяжной.
Человеку, родившемуся 14 сентября, следует носить амазонит.
Видео: традиции, обычаи и приметы на 14 сентября
14 сентября — Семен день
14 сентября по народному календарю: Семен, Симеон Столпник, Семен-летопроводец, летопроводец, проводы лета, Семенов день, Семен день, первые осенины, бабье лето, встреча осени, пасеков день, луков день, засидки, конец лета, начало осени, последний посев.
В этот день на ночь полагается потушить весь огонь, кроме лампад. Ранним утром специально приглашенные знахари должны были дать хозяевам новый огонь, который со специальными заговорами добывали трением. От него уже зажигали печи в избах и банях, на «засидках» (женская работа при освещении) зажигали свечи и лучину. Семен-день, бывший прежде первым днем нового года, справлялся на Руси со всеми возможными увеселениями. С этого дня начинались свадебные недели, которые продолжались до Гурия (28 ноября), мальчиков четырех-пяти лет впервые сажали на коней. 14 сентября переезжали в новые дома и справляли новоселье, обязательно соблюдая при этом обряд переноса домового в новую избу. В народе считалось, что на Семен-день угорь утренней зарей выходит из воды и прогуливается лугом на три версты по росе. Эта рыба будто тогда смывает с себя все болезни. Эту рыбу считали водяным змеем, хитрым и злобным, за грехи лишенным способности жалить людей и зверей. Ловили угря только колдуны. Семен-день считался днем для взноса оброков, даней и пошлин. С него начинались и оканчивались все условия договоров между поселянами и торговыми людьми; с него отдавались внаем земли, рыбные ловли и другие угодья.
В старину на Семен день бывали постриги и сажание на коня. Постриги совершались в одних семействах на каждом сыне, а в других ― на одном первенце. Этот древний русский обычай ныне прекращается. В наших летописях мы находим его в 1191 г. едва ли не в первый раз. Он тогда был совершен над Ярославом, сыном великого князя Всеволода. Великий Всеволод III постригал сына своего Георгия: «быша постриги у великого князя Всеволода Юрьева сына Долгорукого сыну его князю Юрию в граде Суздале, того же дни и на конь всадиша его».
Простой народ совершает постриги на Семен день, а другие ― в именинный день. Для сего созывают родных, приглашают кума с кумой. После молебствия отец подает куму ножницы, а кум выстригает у крестника гуменцо. Выстриженные волосы кума передает матери. Волосы зашивали в ладанку. Кум и кума выводили своего крестника на двор, где отец ожидал их с конем, а мать расстилала для них ковер.
Здесь кум, на ковре, передавал своего крестника отцу с ласковым словом, а отец, принимая своего сына с поклонами, сажал на коня. После сего кум водил коня по двору за узду, а отец придерживал сына. У крыльца отец снимал сына с коня и передавал его куму; кум отдавал его из полы своей куме с поклонами; кума с ласковым словом вручала его матери.
Наконец, отец с матерью одаривали кума с кумой, а они крестника. Подарки кума почти всегда состояли из коня, а кума дарила подпоясью и галицами. За обедом на голове крестника разламывали кум с кумой именинный пирог, с пожеланием всякого богатства и счастия. Наши поселяне ранее семи лет не приступают к постригам. Первенца постригают кум с кумой, а всех других сыновей ― отец с матерью, по прошествии трех лет, без всяких обрядов. Выстриженное гуменцо сохранялось до самой смерти. В старину на боярские постриги прихаживали крестьяне с челобитьем и подарками. Челобитчиков угощали вином и именинным пирогом.
Есть поверье, что на Семен день рыба угорь утренней зарей выходит из воды и прогуливается лугом на три версты по росе. Эта рыба будто тогда смывает с себя все болести. Многие сельские жители считают угорь в числе непозволенных яств. Одна только крайность заставляет мужика покуситься на эту рыбу, но и то с условием: обойди наперед семь городов, и если не сыщешь никакой яствы, тогда можно есть угря, не касаясь головы и хвоста. Они считают его за водяного змея, хитрого и злобного, но за какие-то грехи лишенного жалить людей и зверей. При всем том колдуны употребляют его в своих кудесах, когда нужно знать о пропаже. Тогда они кладут угря на горячие уголья и по прыжкам и движениям гадают, где скрыта пропажа.
Заговоры 14 сентября
Заговор будет полезен для хозяев и огородников
Читают этот заговор 14 сентября, в день Симеона Столпника, или, как его иначе называли, – Симеон-летопроводец. Читают заговор, кланяясь на четыре стороны:
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Во Святую Великую пятницу,
Когда Господа Христа вражьи руки взяли,
На высоком кресте Его распяли,
Кругом того креста жидове стояли,
На Христа терновый венок одевали.
Смеялись над Ним и спрашивали:
– Куда Ты, Иисус, глядишь,
Отчего Ты, Иисус, дрожишь?
И рече в ответ Господь Бог:
– Я от боли дрожу и вниз, на землю, гляжу,
Вижу Я полчища голодных злых крыс.
Зубы их жадные в крови.
Всем сердцем желаю,
Чтобы эти грызуны навсегда ушли.
Как Господь сказал,
Как Иисус Христос приказал,
Так тому и быть:
В моем доме, в подполье, в хлеву
Крысам, мышам не жить.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Ныне и присно и во веки веков.
Аминь.
Приметы 14 сентября
- Если дикие гуси улетали в Семен-день — жди ранней зимы.
- На Семена грех хлеб сеять.
- Бабье лето сухое — осень мокрая.