Юрий Апухтин
После президентских выборов Украина оказалась на перепутье. Выборы показали, что подавляющая часть населения выступает за установление мира и спокойствия в стране. Это значит, что политика предыдущего нацистского режима, направленная на нагнетание военной и русофобской истерии, должна быть пересмотрена и предложены пути установления мира на Украине.
В результате выборов во властных верхах поменялся только президент. Все ожидали, что Зеленский, пришедший к власти под лозунгами установления мира, сразу же начнет перестраивать политическую систему, сложившуюся после государственного переворота. Этого не произошло, и многих это разочаровало. Но давайте зададимся вопросом: а мог ли Зеленский изменить существующую политическую систему в сложившихся условиях?
На Украине после государственного переворота установился нацистский режим, сейчас в этом уже мало кто сомневается. За пять лет усилиями олигархов и нацистов при помощи западных спонсоров система отстроена сверху донизу. Это тысячи идейных нацистов и приспособленцев, которые в корыстных целях встроились в структуры власти и так просто уходить оттуда не собираются. Но без их отстранения и устранения ни о каких реальных преобразованиях на Украине не может быть и речи. Только демонтаж нацистского режима и денацификация государства могут быть предпосылками к изменениям.
Тотальная пропаганда, террор и насилие способствовали формированию в стране классического нацистского режима со всеми его атрибутами. Эволюционировать во что-то демократичное с человеческим лицом он по определению не может. Такой режим может быть только уничтожен превосходящей силой или заменен на вменяемый путем демонтажа нацистской надстройки. В мировой практике таких примеров более чем достаточно. Внутри Украины нет пока системной политической силы, способной организовать массы и свергнуть существующий режим, а внешние игроки, Запад и Россия, в сложившейся обстановке пока не собираются применять силу.
Естественно, встает вопрос, возможно ли осуществить это после избрания нового президента Украины? Для ответа на него надо отталкиваться от конституционного устройства Украины. Сегодня она парламентско-президентская республика, где большинство полномочий сосредоточено в руках парламента.
Президент имеет полномочия только по внесению в парламент кандидатур премьер-министра, министров обороны и иностранных дел, генерального прокурора и главы СБУ. Эти и другие назначения производит парламент. То есть без парламента президент не может произвести ключевые назначения и изменить систему власти. Есть обходные пути по таким назначениям, но это отдельный разговор. Поэтому Зеленский и его окружение так трепетно относятся к избранию парламента, там лежит ключ к возможным будущим изменениям.
Для изменения системы власти и замены нацистского режима должны быть выполнены определенные условия внутри и вне Украины. Внутри должен быть запрос общества на такие преобразования и наличие элиты, готовой и способной провести такие преобразования. Вне Украины основные геополитические игроки должны способствовать этому или по крайней мере не мешать.
Подавляющая часть украинского общества желает таких преобразований и своим голосованием на выборах президента подтвердила это. Куда более серьезный вопрос с украинской элитой, без поддержки которой никакие преобразования невозможны.
Почти весь правящий класс Украины настроен пронацистски. Есть только незначительная часть политической и экономической элиты, которая из прагматичных соображений самосохранения и в силу своих шкурных интересов заинтересована в смещении нацистского режима. Она готова содействовать его демонтажу, так как понимает, что дальнейшая эскалация напряженности и насилия может привести к потере государственности, а значит, к потере ими влияния и своих капиталов. Конечно, они стремятся сохранить свою власть и влияние, но не ценой спасения нацистского режима.
Следует также иметь в виду, что Украина вступила в период смены поколений политической элиты при резко сокращающейся ресурсной базе, являющейся материальным фундаментом олигархата и полностью подконтрольного ему политического класса. Поэтому они вынуждены искать пути сохранения этого фундамента, а нацистский режим только разрушает его.
То есть в украинском обществе и части вменяемой элиты при определенных условиях и поддержке извне может быть достигнут консенсус о необходимости демонтажа нацистского режима. Но способен ли Зеленский воспользоваться этим? Теоретически да, поскольку он не повязан с представителями нацистского режима ни схемами ограбления государства, ни кровью Донбасса. Он непричастен к делам этой камарильи, которая правила пять последних лет. Если бы на выборах победил Порошенко или Тимошенко, то никакие бы изменения не могли быть в принципе. Власть Зеленского не является правопреемником курса Порошенко, он победил под другими лозунгами и у него есть шанс строить другую систему управления государством.
Хочет ли он этого – вопрос. По крайней мере он человек неглупый и понимает, почему Порошенко с треском проиграл выборы и оказался никому не нужен. Зеленский и его команда не могут также не понимать, благодаря какому курсу предвыборной кампании он пришел к власти, и массовая поддержка избирателей заявленного курса открывает окно возможностей для его реализации.
За время своего короткого правления он пока еще не сделал и не сказал ничего такого, что безвозвратно бы бросило его на путь Порошенко. Все его заявления и метания между попыткой установления мира и агрессивной риторикой в адрес России и курсом в НАТО говорят о том, что он все еще находится в стадии предвыборной кампании. Зеленский стремится по максимуму получить голоса на востоке и на западе и пока, по всей видимости, не очень себе представляет всей сложности и серьезности политических и экономических проблем, которые ему предстоит решать.
Если предположить, что Зеленский готов реализовывать курс на демонтаж нацистского режима, возможно ли это в сложившихся условиях на Украине? Для решения этой задачи ему необходимо иметь в руках реальную власть, которой сегодня у него нет.
Формально Зеленский руководит государством, а фактически на всех ключевых постах находятся представители нацистского режима, поставленные еще Порошенко. Кроме аппарата президента, остальная вертикаль государства ему не подчиняется. Старая команда сидит на своих местах и всячески дискредитирует Зеленского, стремится не допустить изменения курса предыдущей власти. Без замены ключевых игроков в государственном аппарате Зеленский – просто «голый король». Если даже у него есть какие-то идеи и стремление их реализовать, сделать это в рамках и по правилам системы, построенной и отлаженной под нацистский режим, он никогда не сможет.
Для начала демонтажа нацистского режима, замены ключевых фигур, возможно, и ареста некоторых, а также гарантии вступления в должность вновь назначенных новому президенту нужен силовой и административный ресурс, которого у него сегодня нет. Для слома системы, кроме соратников, нужны и союзники, которых надо искать, садиться за стол и договариваться.
Формально армия, СБУ и МВД подчинены ему, но де-факто они ему не подчиняются и выполнять его команды не собираются. Это наглядно было продемонстрировано при инаугурации Зеленского, когда глава СБУ и командующий Силами специальных операций не отдали честь новому президенту. Зеленский этот позор молча проглотил, но с этого все и началось.
Попытки назначить условно «своих» людей на должности начальника Генерального штаба и первого заместителя главы СБУ показали, что эти люди далеко не «свои» и далеко не специалисты. Армия и СБУ как не подчинялись Зеленскому, так и не подчиняются и живут по правилам, установленным Порошенко. Для взятия под контроль силовых структур их должны возглавить авторитетные специалисты, способные создать управленческую вертикаль для беспрекословного исполнения команд президента, в противном случае такие замены несут чисто декоративный характер.
Силовой ресурс МВД находится в руках Авакова, человека из старой команды, игравшего в ней одну из ключевых ролей. Просто так свой ресурс он не отдаст, сделать это он может только по команде американцев, как делал на президентских выборах, не выпуская на улицы неонацистских боевиков. Если Авакова оставят бесконтрольным на своем месте, то он однозначно будет реализовывать сценарий возврата нацистского режима к власти. Без нейтрализации Авакова Зеленскому будет тяжело удержать власть. Контроль над МВД может оказаться ключевым.
Как ни странно, возможность иметь силовой ресурс появилась и у региональных лидеров. Они раздражены и не приемлют разгула нацистов и уголовников на улицах городов и готовы противостоять им в наведении порядка в своих городах. Они могут сформировать на законных основаниях муниципальную самооборону и быстро призовут боевиков к порядку и очистят от них улицы городов.
Коломойский не просто так объединил региональных лидеров в единую политическую силу, нейтрализовав радикалов и взяв на вооружение лозунги мира (что он уже и делает). Он может стать ключевым игроком на Украине, тогда Москве и Вашингтону придется считаться и разговаривать с ним.
Силовой ресурс есть у боевиков нацистов, но практически все они подконтрольны СБУ или МВД, и, взяв под контроль эти структуры, власть лишит боевиков финансовой и государственной поддержки, без которой они быстро маргинализуются. Недавние события в Киеве, когда полицейские под лозунгом «Ложись Бандера!» быстро успокоили боевиков, наглядно продемонстрировали, как надо наводить порядок.
Есть серьезный силовой ресурс и в непризнанных республиках, но это стратегический резерв, который может задействоваться при согласии России только в крайнем случае, и для этого должны созреть соответствующие условия.
Учитывая, что Украина находится под внешним управлением, любые преобразования в ней могут происходить только с согласия или при участии основных мировых игроков – США, ЕС и России. От их позиции принципиально зависит возможность укрепления или демонтажа нацистского режима. По крайней мере для России и ЕС на данном этапе стоит задача прекращения военного конфликта на Донбассе, который при сохранении нацистского режима в принципе не может быть остановлен.
Позиция России хорошо известна, Путин последнее время неоднократно уже заявлял, что у Зеленского есть возможность установить мир на Донбассе, все зависит от его желания и конкретных действий. Несмотря на заявления Зеленского об интеграции в НАТО и обвинения России в агрессии, российское руководство считает возможным наладить диалог и способствовать примирению сторон. Это объясняется и тем, что Зеленский не является представителем нерукопожатной команды Порошенко и у него есть возможность для такого диалога.
Позиция стран лидеров ЕС Германии и Франции также была озвучена и доведена до сведения Зеленского при личных встречах – только безусловное выполнение Минских соглашений и установление мира на их условиях. Европейские лидеры озабочены и тем, что сейчас обсуждаются вопросы пересмотра фундаментальных отношений между Евросоюзом и Россией в сторону их улучшения, а война на Донбассе является тормозом в этом процессе.
Без поддержки или молчаливого согласия США войну на Донбассе не остановить. Позиция США в этом вопросе также начинает меняться. Развязыванию войны на Донбассе способствовали американские демократы, а для пришедшего к власти Трампа Украина и Донбасс далеко не в первоочередных задачах, и из-за океана уже подаются сигналы, в каком направлении надо двигаться. Об этом говорит и последнее заявление спецпредставителя США по Украине Волкера: «…нужно будет обновить некоторые законы по реализации Минских договоренностей, например, предложенная децентрализация в рамках Конституции, вопрос специального статуса и амнистии и возможность провести местные выборы… однако именно украинская сторона должна вести этот процесс».
То есть и у зарубежных ключевых игроков также складывается консенсус по вопросу урегулирования кризиса на Донбассе, а следовательно, и по демонтажу нацистского режима, развязавшего войну.
Итак, внутренние и внешние условия для получения полноты власти и демонтажа нацистского режима для Зеленского складываются, окно возможностей для него открыто. Сможет ли он воспользоваться сложившейся ситуацией и взять реальную власть в свои руки – большой вопрос. Для этого нужны решительные действия и политическая воля президента, которая никак не проявляется.
Пока все у него получается плохо, власть ускользает от Зеленского. Он не понимает, что власть – это не формальные процедуры, а харизма, которая делает лидера лидером. Та харизма, которая была когда-то на подъеме у Тимошенко, харизма проигравшего выборы, но не сдавшегося Порошенко или стареющего Медведчука, активно включившегося в борьбу за возвращение на политический олимп.
У Зеленского такой харизмы нет, он формально исполняет функции президента, а также терпит выходки и оскорбления от своих противников и оппонентов. Проглотил даже угрозу нациста Яроша, пригрозившего повесить его на Крещатике. Постепенно он становится «терпилой», о которого все скоро начнут вытирать ноги, а потом вообще погонят с «трона».
У него нет напора в отношении своих противников, он только вяло реагирует на их провокационные действия и своими заявлениями о курсе в НАТО и «агрессоре России» переходит на заранее проигрышную для него риторику Порошенко, где он не конкурент нацистам. Сдвигаясь в своих действиях и высказываниях в сторону нацистов, он теряет ту поддержку большинства граждан, которую получил на выборах, и поддержку внешних сил, ориентирующихся на установление мира на Украине.
Пользуясь слабостью президента, страной правят олигархические структуры, которые через его голову создают коалиции, вступают в отношения с внешними игроками и пытаются определять внутреннюю и внешнюю политику Украины. Это ведет к девальвации президентской власти, ослаблению государства, смуте и распаду.
У Зеленского своей команды пока нет, есть только ближайший круг в основном далеких от политики людей и эмиссары от влиятельных игроков, стремящихся перетащить его на свою сторону.
Зеленский надеется на парламентские выборы, формирование большинства «под себя» и построение подотчетной ему государственной вертикали. Социология показывает, что получить единоличное большинство в парламенте будет очень сложно и, по всей видимости, придется вступать в коалицию с другими политическими силами.
От расклада политических сил в будущем парламенте, олигархического консенсуса или олигархической войны, активности внешних ключевых игроков и конкретных действий президента и будет зависеть вектор развития Украины: способна ли она будет демонтировать нацистский режим или продолжит путь Порошенко к деградации государственности и распаду страны.
Источник