Покровский домовый храм Московской духовной академии. Фото: сайт Свято-Троицкой Сергиевой лавры
Царьград открывает новую авторскую рубрику — «Мысли о вере» заведующего кафедрой богословия Московской духовной академии протоиерея Павла Великанова
Автор:
Протоиерей Павел Великанов
«Тот, кто проникает в область веры, проникает в святилище жизни. Святым становится то, что предельно нас интересует»[1]. В этих словах Пауля Тиллиха заключена важная для понимания религии мысль: тот, кто осознаёт суть веры человека, имеет реальную возможность понять и самое существенное в его жизни, а не только мировоззрении.
Для любой религии, а в особенности религии Откровения, вера является фундаментальным понятием. «Без веры угодить Богу невозможно», – пишет апостол Павел в Послании к евреям (Евр. 11:6). И в то же самое время во всей Библии – и в Ветхом, и в Новом Заветах – мы не встретим понятия, столь распространённого сегодня, как «вера в Бога». В современном языке «вера» является многозначным понятием, причем необязательно связанным с собственно религиозной областью. Поэтому необходимо прояснить это ключевое для богословия и философии понятие, исходя из того контекста, в котором это понятие формировалось.
Слово вера, – пишет А.Б. Зубов, – очень древнее. Уже в языке Авесты — священной книги древних иранцев, созданной за много столетий до рождества Христова, используется глагол var — верить, и существительное vareiia — вера. У индоариев, кочевавших со своими стадами по пространствам великой Евразийской степи в III тысячелетие до Р.Х., тех самых индоариев, отдалёнными потомками которых являются почти все народы современной Европы, один из самых чтимых богов носил имя Варуна. У очень многих народов, относящихся к индоевропейской языковой семье, слова с корнем var, ver обозначают понятия веры, честности, доблести, правдивости. Но корень этот тождествен двум другим древнейшим индоевропейским корням — вар — жар (отсюда наше — варить) и вервь — веревка, восходящему к древнеиндийскому varatra — слову с тем же самым значением. Подобно Августину мы можем предположить, что идея связи, а также идея жара, горячности, огня, не чужды нашему слову вера[2].
Понимая, насколько важным для спасения является пребывание в вере, апостол Павел увещает в послании к Коринфянам своих учеников: «Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследывайте. Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас? Разве только вы не то, чем должны быть» (2-е Кор. 13:5). Поэтому понимание веры требует не только отстраненно-философского взгляда, но и прежде всего осознания соотнесенности собственной жизни с теми идеалами, которые и являются источниками веры и вдохновения в религиозной жизни.
И в Ветхом, и в Новом Заветах мы многократно встречаем упоминание о подвиге веры праотца Авраама, без которого вся последующая история домостроительства спасения человечества была бы просто невозможна. «Авраам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность» (Быт. 15:6). Эта цитата из Книги Бытия неоднократно повторяется в посланиях апостолов, и в Евангельском тексте мы постоянно слышим, как Спаситель, Его ученики, народ обращаются к примеру Авраама. Но что же такого исключительного он сделал, что его поступок на протяжении тысячелетий является примером для подражания? Представляется интересным, как этот поступок объясняет современный иудейский теолог Б.И.Берман:
«Авраhам «поверил в Господа» не в смысле, что Он существует. Такой вопрос ложен и кроме редчайших и кратчайших случаев вообще не является горячим вопросом в Человечестве; в отношении же Авраhама он просто смехотворен. Нет тут речи и о вере-доверии в какие-то определенные утверждения, события, предсказания. Это и не самоцельное и самоценное стремление веровать, и не настрой души на веру, и даже не столько определение установки на жизнь (что само собой), сколько разрешение вопроса своего поведения в жизни. Понятие веры – «эмуна» – есть фундаментальное еврейское понятие. Но это не вера во что-то, не «кредо», не добродетель безусловной уверенности…
Однако «доверять» и «ввериться» по-еврейски выражается по-разному. Способность вверять себя Богу – есть способность полностью положиться на Ведущего тебя, идти за Ним и отдать себя в Его руки. Это мало понимать метафорически. Язык недвусмысленно наставляет нас в понимании «веры». Ведь «эмуна» произведено от того же корня, что и «оман» – мастер, художник! Значение этого корня – создавать и формировать, как мастер придаёт форму своему материалу – и точно также воспитатель, «омэн», формирует сердце вверенного ему неоформившегося человека. Вверяющийся Богу отдается его воспитанию, он делает Его своим Мастером, своим Художником, чтобы самому стать «делом рук художника» (Песнь песней, 7:2).
Это не вера «в то, что…», а жизненное отношение, переустановление всей души. Это готовность передаться Ему в руки, чтобы дать Ему сделать из своей жизни Его, Мастера, художественное произведение. То, что ошибочно переводят как «верить в Бога», означает: осознать себя материалом в руке художника, передать себя в руки Наставника и осуществить отношение к жизни как к процессу создания себя. Понятно, что такая «эмуна» неотрывна от слушания и слышания голоса Мастера. Авраhам узнал возможность вырваться из причинности, из исчисляемости, из «ряда» – если он отдает себя под прямое управление Бога, свободно сделается произведением рук Ведущего мир. Он поднял глаза. Потому ему дано выйти вовне и увидеть своими глазами мир вечной жизни. Отверг владычество звезд – и вот он под руководством Того, Кто направил их ход…
Мы, дети Авраhама – «вверяющиеся дети вверявшихся». Предки проложили дорогу веры. Но для отца нашего Авраhама – не было прецедентов. В этом смысле вера – его вклад, мы лишь переняли ее от него. «И исполняющий задачу добра вверенностью своей жив будет». К этому единому требованию «эмуны» приравнял все требования Торы пророк Хавакук (Аввакум; 2:4). «Цадик», человек, уставленный на осуществление добра, полностью исполняющий свои обязанности перед Хозяином – живет в вверенности Богу. Это его состояние жизни и это его источник жизни. Об Авраhаме сказано, что его вера засчитана ему как его вклад добра в жизни – «цедака». Вверяться голосу Бога – умение слышать Хозяина – урок жизни Авраhама. Урок «выхода наружу». Авраhам вступает в повествование Торы, шагнув из колыбели страны своей, из родного своего, из защиты дома отца своего – в одиночество. Это его первое испытание веры. Что такое «который вывел из Ура»? Это и Тот, Кто позволил выйти из Ура, дал возможность для духовного ухода, и Кому ты позволил вывести себя, дал Ему эту возможность своей верой. Это указание на веру как духовную решительность»[3].
Мудрость чистого сердца (Евангелие дня)
Не только для ветхозаветной, но и в целом для библейской традиции состояние веры – это вовсе не какой-то интеллектуальный акт признания чего-либо истинным без достаточных оснований, а прежде всего очень конкретное содержание жизни человека, которое только и придает ей смысл.
«»Верующий» в библейском смысле не есть человек, верящий в то, во что не верят другие; это есть иной тип человека, строящий свою жизнь в диалоге с Богом как живой личностью, в отличие от «язычника», обладающего тем или иным видом знания (верования) о безличном божественном начале мира. Христианская вера есть максимальное сосредоточение экзистенциальной энергии человека на актуализации божественного проекта его существования, требующая от человека радикального отказа от своеволия. Вера в христианстве понимается как связь, встреча человека с Богом, как соучастие человека в откровении Бога, которое определяется естественной расположенностью человека к доверию Богу. В то же время она есть дар Бога, сообщающий человеку способность постигать откровение в условиях разрушенного в грехопадении единства временного и вечного, человеческого и божественного начала мира, и в этом смысле она есть чудо, которое, тем не менее, всегда возможно»[4].
В этом смысле вера всегда является пространством диалога между Богом – дарующего этот сверхъестественный дар веры – и человека – своими поступками, ценностями, стремлениями откликающегося на приближение этого дара. Это позволяет говорить о возможности определенной динамики веры, её развитии или, напротив, упадке и умалении.
Вера, – пишет Пауль Тиллих, – это состояние предельной заинтересованности: динамика веры – это динамика предельного интереса человека. <Бог> есть предельный интерес каждого благочестивого еврея, и именно ради Него дана первая заповедь: «Ты должен любить Господа, Бога твоего, всем сердцем, и всею душою, и всеми силами» (Втор. 6:5). Предельный интерес означает именно это, и именно из этих слов возник сам термин «предельный интерес». Эти слова недвусмысленно устанавливают характер подлинной веры – требование полной отдачи себя субъекту предельного интереса. Вера как предельный интерес – это акт всей личности. Этот акт происходит в самом центре жизни личности и включает в себя все ее элементы. Вера – это наиболее центрированный акт человеческой души. Так как вера – это акт личности как целого, она соучаствует в динамике жизни личности[5].
В то же самое время, как пишет святитель Феофан Затворник, «вера действительно Божий дар, но неверы не безответны… Нет приемника для этого дара, он и не дается, ибо нечем принять его… Не смирением ли вообще привлекается эта великая милость, дающая веру? Очень не дивно. По крайней мере, всем ведомо, что неверы всегда духа гордого»[6].
Но почему же вера – одна из ключевых добродетелей? Как возможен вообще сам подвиг веры? Об этом мы поговорим в следующий раз.
__________________________________________________________________
[1] Тиллих П. Динамика веры. Режим доступа: http://altrea.narod.ru/tillich/vera01.html
[2] Зубов А.Б. История религии. Кн. 1. М., 1997, с. 5.
[3] Берман Б.И. Библейские смыслы. Кн. 1. – М.: Лайда, 1997.
[4] Степанова Е.А. Постижение веры. Екатеринбург, 1998, с. 10 — 11.
[5] Тиллих П. Динамика веры. Режим доступа: http://altrea.narod.ru/tillich/vera01.html
[6] Феофан (Говоров), свят. Мысли на каждый день года по церковным чтениям из Слова Божия. Суббота 21 по Пятидесятнице. М., 1991, с. 154.