Фото: Anneka / Shutterstock.com
Авторская рубрика заведующего кафедрой богословия Московской духовной академии протоиерея Павла Великанова «Мысли о вере»
Автор:
Протоиерей Павел Великанов
Царьград продолжает цикл богословских статей протоиерея Павла Великанова, объединённых рубрикой «Мысли о вере». Сегодня автор начинает новую серию размышлений, посвящённую типам религиозного сознания.
* * *
Определение религиозного сознания
Что такое «религиозное сознание» человека? Одни и те же духовные реалии, с которыми сталкивается человек в своей жизни, могут быть восприняты разными людьми очень неодинаково. Например, узнав о неожиданной тяжёлой болезни общего знакомого, кто-то увидит в этом, прежде всего, наказание свыше за некогда совершенные грехи, другой – искренне возмутится несправедливостью судьбы, посылающей такое тяжёлое испытание достойному человеку, а третий решит, что надо искать какого-то недоброжелателя, злого человека, который и стал сознательно источником и причиной этой болезни – то есть «сглазил» его, «сделал» ему эту напасть при помощи колдовства.
И это – далеко не полный перечень вариантов внутреннего отклика людей на одно и то же событие. Очевидно, что разница в этих реакциях обусловлена отличительными особенностями той «операционной системы», того мировоззрения, зачастую даже не вполне осознанного, в пространстве которого и живёт человек. Состояние этого «внутреннего мира» человека зависит от множества факторов, прежде всего, от состояния духа, познающего духовное бытие, а также от того, насколько близко может человек позволить себе приблизиться к непосредственному восприятию духовного мира не таким, как сам человек готов его представлять, а таким, каким он открывается свыше, помимо человеческих шаблонов. По сути, вопрос заключается в том, насколько может оказаться сильна вера человека Богу как доверие и готовность следовать за Тем, Кому ты доверился («Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность» (Рим. 4.3)).
Однако в течение жизни человек меняется не только внешне, но и внутренне. Состояние «операционной системы» человека – это характеристика динамическая, а не статическая. В отношении же религиозного сознания работают несколько иные принципы, нежели в отношении других областей жизни, связанных с телом. Здесь один и тот же человек может как восходить, так и опускаться в своём религиозном сознании, причём это возможно в любой религии.
Рассматривая типы религиозного сознания человека, мы смотрим только на то, как человек реагирует на духовную реальность, т.е. мы занимаемся рассмотрением человека как познающего субъекта в религии. Другими словами, мы анализируем психологическую сторону религии. Вопрос же сравнения самого предмета религиозного познания – Бога – в той или иной религии и связанный с этим вопрос истинности или ложности является темой отдельного разговора. Сравнивать религии можно лишь по тому идеалу, который выдвигает сама религия как образец для подражания (например, христианские святые и религиозные подвижники других религий).
Поскольку религиозное сознание – это сторона «человеческая», то среди верующих любой религии мы можем встретить практически все типы. Однако та или иная религия всё равно будет тяготеть к какому-то одному опредёленному типу. Можно выделить следующие основные типы религиозного сознания: механистическое (или магическое), рабское, наёмническое, сыновнее, Богоневестное.
Механистический (магический) тип
Для этого типа религиозного сознания характерно формальное отношение к реалиям духовного мира, где взаимодействие между сферой духовной (божественной) и человеческой может быть определено прямыми причинно-следственными связями. Название происходит от корня «механицизм» (механизм – это определённое оборудование (машина), а механицизм – это сведение всего многообразия мира к одному типу – механическому движению частиц, а законов – к законам механики). Его также можно назвать «рыночным» восприятием религии.
Кратко этот тип религиозного сознания может быть описан следующим образом: человек может знать и пользоваться особыми механизмами управления законами, которым подчинена целиком и полностью жизнь природы, человека и общества. Природа, как правило, в этом случае понимается как двусоставная – из мира видимого и невидимого, но оба мира одинаково подчиняются определённым законам. Человек, знающий эти законы, получает в свои руки рычаги управления жизнью природы, человека и общества. Основной принцип механицизма: если совершить определённые действия (поступки, заклинания, молитвы и т. п.), то в результате получится искомый результат. Если искомого не получилось достичь, значит, где-то произошла ошибка и что-то было сделано неправильно.
Этому типу религиозного сознания свойственен эзотеризм, стремление ограничить доступ и владение механизмами «духовных манипуляций» до узкого круга особо «посвящённых»: рычаги управления миром могут быть доступны далеко не каждому.
Наиболее ярко механистическое сознание выражено в магизме. Магизм убеждён, что любую высшую силу можно заставить подчиниться. Нужно лишь найти правильный ключ – слово или действие – и всё будет во власти мага или шамана.
Для христианства, например, эта ступень религиозного сознания находится вне возможного рассмотрения, т. к. в ней принципиально отсутствует самое главное для христианина – сама возможность любви: можно ли полюбить какой-то безликий закон? Разве можно полюбить… выключатель, который одинаково работает вне зависимости от моего личностного отношения к нему? С другой стороны, механицизм свидетельствует о неведении Бога, т. к. если действия магии простираются и на материальный, и на духовный мир, значит, либо Бога нет вообще, либо Он отличен от того духовного мира, на который может воздействовать шаман.
То, как определяют содержание понятия «магия» её исследователи и адепты, говорит само за себя. К примеру, советский археолог и этнограф, профессор Геннадий Марков (1923 – 2018): «Магия – символическое действие или бездействие, направленные на достижение какой-то определённой цели сверхъестественным путём». Французский оккультист XIX века Элифас Леви писал, что магия – это «традиционная наука о секретах природы». Другой французский оккультист, младший современник Элифаса Леви Жерар Анкосс, более известный под псевдонимом Папюс, определил, что магия – это «применение динамизированной человеческой воли к быстрому развитию сил природы». Британский оккультист первой половины XX века Алистер Кроули считал, что магия – это наука и искусство производить изменения в соответствии с собственной волей.
Таким образом, как это хорошо видно из самих определений, в магии первична собственная воля «магического деятеля», а вовсе не идея «служения», как это мы увидим в более развитых типах религиозного сознания. Так, русский религиозный философ Николай Бердяев (1874 – 1918) считает, что «магия есть господство над миром через познание необходимости и закономерности таинственных сил мира».
В религиоведении существует множество подходов к классификации видов магии. Остановим внимание на наиболее значимых. Вот что пишет о симпатической магии британский религиовед, историк и культуролог Джеймс Фрезер (1854 – 1941) в своём 12-томном труде «Золотая ветвь»:
«Магическое мышление основывается на двух принципах. Первый из них гласит: подобное производит подобное или следствие похоже на свою причину. Согласно второму принципу, вещи, которые раз пришли в соприкосновение друг с другом, продолжают взаимодействовать на расстоянии после прекращения прямого контакта. Первый принцип может быть назван законом подобия, а второй – законом соприкосновения или заражения. Из первого принципа, а именно из закона подобия, маг делает вывод, что он может произвести любое желаемое действие путём простого подражания ему. На основании второго принципа он делает вывод, что всё то, что он проделывает с предметом, окажет воздействие и на личность, которая однажды была с этим предметом в соприкосновении (как часть его тела или иначе)».
По Фрезеру, на этих двух принципах базируются два типа магии. На законе подобия – имитативная магия, а на законе соприкосновения – контагиозная.
Николай Бельский развивает его слова: «Так, существует связь между человеком и его волосами, ногтями, одеждой, оставленными им следами и т. п. Согласно этому же принципу передаётся магическая сила от источника к объекту воздействия (ношение амулетов и талисманов)».
Кроме вышеуказанных, существует и так называемая лечебная магия, которая претендует на решение различных проблем, связанных со здоровьем человека, особыми способами, не признаваемыми современной медициной. В действительности провести чёткую грань между народной медициной и лечебной магией крайне трудно. По сей день в России популярны так называемые «бабки» и «целители», которые даже могут представляться православными христианами, но при этом активно используют для лечения богатый арсенал нетрадиционных средств, включая управление биополем, снятие порчи, заговоры и т. п.
Тяготеющими к именно этому типу религиозного сознания можно назвать религии фатума – судьбы, или кармические религии (индуизм, разные виды пантеизма, оккультизм и т. д.), так как главное в них – узнать правильный закон мироздания, свой путь в нём и вести себя соответствующим образом. Человек не просто хочет верить в высшие силы, но хочет подчинить их себе, заставить служить себе. Об этом хорошо говорится в одной индийской поговорке: «Весь мир подвластен богам, боги подвластны заклинаниям, заклинания – брахманам. Наши боги – брахманы».
Поэтому маг противоположен священнику: для мага главное – свое могущество, для священника – посредничество между людьми и Богом, Богообщение. Так, Джеймс Фрезер пишет:
«Радикальной противоположностью магии и религии объясняется та непреклонная враждебность, с которой священнослужители на всём протяжении истории относились к колдунам. Священника не могла не возмущать высокомерная самонадеянность колдуна, его надменное отношение к высшим силам, бесстыдное притязание на обладание равной с ними властью. Жрецу какого-либо бога с его благоговейным ощущением божественного величия и смиренным преклонением перед ним такие притязания должны были казаться неблагочестивой, богохульной узурпацией… Его интересы, равно как и чувства, часто шли вразрез с интересами соперника, который проповедовал более верную и гладкую дорогу к счастью, нежели тернистый и скользкий путь снискания божественной милости».
Однако схожий тип восприятия духовной реальности можно встретить и среди православных. Для такого типа религиозного сознания характерна редукция, упрощение глубины христианского веро- и нравоучения до внешней обрядности, которая в конечном итоге становится главным критерием праведности. Протодиакон Андрей Кураев в своей книге «Оккультизм в Православии» приводит ряд ярких высказываний, вложенных в уста современных подвижников благочестия составителями их жизнеописаний:
«Блаженная девица Пелагия долго рассказывала мне значение разных псалмов, многих молитв. Однажды мы были вместе целых три дня; она только говорила, а я писал – о значении каждого угодника Божия, кто от каких болезней помогает, многое другое. Полную тетрадь написал! Однажды подвижница по поводу свадеб в Великую Пятницу сказала, что за тех, кто Божьим попущением в свадьбе участвует, даже молиться нельзя! И добавила: «Кто не согласен, получит пред Господом двойной грех!». «Угодница Божья» говорила, что нельзя молиться о тех, кто сжигает тела своих родственников и о самих сожжённых – худо будет всему роду. Сжигание телес – это даже и не грех, а само служение сатане, от которого будут и жестокие мучения.
Без головного убора женщина не должна ходить и даже спать (иначе – рак головы). Если дом освящён, поселяется Господь, а если пустили собаку в дом – благодать Святого Духа уходит. У кого собаки живут в одном помещении с иконами, тот не должен допускаться к Причастию. Многие монашки страшно плохо молились. Бог попустил, что за нерадивое отношение монашки в тюрьмах были совращены насильственно надзирателями, а затем после мученической кончины отправлялись в ад.
«Страшным магом был Хрущёв», – говорила блаженная девица. Он жаждал умертвить одну треть населения и поэтому приказал вместо пшеницы засевать плевелы из Америки, чтобы истощать землю (по молитвам подвижницы – и её одной – Хрущёв был снят). Вот какая цель будет у нашего духовенства: открыть двери антихристу! Раньше Церковь готовила народ для рая, а теперь для ада. Священство и народ не знают, как перекреститься. Сделано всё умышленно! Большинство духовенства не имеют разума, Бога и народ не любят. Всё сделано духовенством, чтобы народ молился небрежно, кое-как, хотя вся сила в крестном знамении. Блаженная предсказывала, что в последние времена будет повышение пенсии, и объясняла, что это к приходу антихриста…»
Вышеуказанные примеры необходимо рассматривать не как свидетельства о поступках, недостойных высокого звания святых, но как яркое отражение ментальности тех людей, которые составляли жития, собирали случаи из жизни подвижников благочестия, отбирая то, что было наиболее близко и понятно их собственному религиозному сознанию.
Библиография:
Бердяев Н. Самопознание.// Бердяев Н. Собрание сочинений. Том I. Париж: YMCA-PRESS, 1983.
Дж. Фрезер. «Золотая ветвь», М., 1986.
Токарев С.А. Ранние формы религии, М., 1990.
Кураев А., диак. Сатанизм для интеллигенции. Т. 1-2. М., 1997.
Серафим (Роуз), иером. Православие и религия будущего. Алма-Ата, 1991.
Дополнительная литература:
Антошевский И.К. Библиография оккультизма (1783–1909). СПб., 1911.
Элифас Леви. «История магии».
Элифас Леви. «Учение и ритуал высшей магии. Том 2».
Папюс. «Практическая магия».
Алистер Кроули. «Магия в теории на практике».
А.П. Ваганов. «Первобытная магия».
Л.Леви-Брюль. «Первобытное мышление», М., 1999.
Фрейя Асвинн. Руны и мистерии северных народов. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003.
Б. Малиновский. «Магия, наука и религия». Магический кристалл. Сборник. – М., 1992.
Денис Майдыковский. «Магия как наука».
Попов В.С. «Суеверия в современных формах магии».