Суд по интеллектуальным правам 29 мая рассмотрит иск АО «ТНТ-Телесеть» (управляет телеканалом ТНТ) о защите прав на товарный знак «Универ», следует из картотеки суда.
Так называется сериал ТНТ, который шел в эфире десять лет, сейчас канал показывает его повторы,
пишет «Коммерсант». Товарный знак «Универ» телеканалу не принадлежит: по данным Роспатента, ранее им владела компания «Западный мост» из тверской деревни Бирюлино, а в 2018 году права перешли к волгоградскому ООО «Мегаполис». Это решение Роспатента ТНТ и пытается оспорить.
«Мегаполис» управляет «Волгоградским консервным заводом», который выпускает овощные консервы. Основной его собственник — Евгений Ищенко, бывший депутат Госдумы и мэр Волгограда. Экс-депутат выкупил завод и перезапустил производство в 2017 году.
Прежний владелец товарного знака – компания «Западный мост» – была представительством украинского завода «Универ», который выпускал овощные консервы под брендом Univer Family. «Дела у компании пошли плохо, мы выкупили у нее оборудование завода, с другими активами получили и товарный знак, зарегистрировали его в Роспатенте», — рассказал гендиректор «Мегаполиса» Владислав Минаев. Завод пока не выпускает под этим брендом продукцию, но и уступать товарный знак не намерен. «Наш зонтичный бренд другой, но менеджеры планируют запустить и такую линейку, тем более, если товарный знак достался по наследству», — объясняет Владислав Минаев. Он предполагает, что канал ТНТ пошел на судебные тяжбы, чтобы получать роялти от продукции, выпускаемой под этим товарным знаком. «Это коммерческий интерес, чтобы такие, как мы, платили им за использование», — считает он. По словам Владислава Минаева, на предварительном рассмотрении представители ТНТ утверждали, что у телеканала больший охват аудитории и он давно использует этот товарный знак, поэтому имеет больше прав на него.
Бывший учредитель «Западного моста» и представитель завода «Мегаполис» Виктор Голинка говорит, что товарный знак был зарегистрирован еще до выхода сериала «Универ».
Директор некоммерческого партнерства «Эдельвейс» (защищает в судах права на бренды «Маша и Медведь», «Сказочный патруль» и других) Василий Абрамов полагает, что данное разбирательство связано с прошлогодним спором ТНТ со своим лицензиаром — кондитерской фабрикой «Мишкино». В 2017 году она заключила с телеканалом договор на использование бренда «Универ», а после подписания договора на фабрике узнали, что правами на знак обладает третье лицо. «Мишкино» в суде требовало расторжения договора и возврата от ТНТ неосновательного обогащения, в итоге стороны заключили мировое соглашение.
«Судя по всему, ТНТ считает, что обладает объектами авторских прав, связанных с сериалом “Универ”, и все эти годы коммерциализирует их. Наличие товарного знака у третьего лица напрямую препятствует коммерциализации авторских прав ТНТ,— рассуждает Василий Абрамов.— В то же время знак графический, и это прямое нарушение прав создателей сериала. Телеканал неправильно построил свою защиту». По оценке НП «Эдельвейс», стоимость подобной лицензии в пищевой промышленности состоит из минимальной гарантии (например, у «Мишкино» она составляла 1,5 млн рублей) и роялти в размере 3–7% от оборота продукции.