Пятница, 22 ноября 2024   Подписка на обновления
Пятница, 22 ноября 2024   Подписка на обновления
Популярно
20:57, 09 апреля 2019

Стратегический взгляд в будущее


Между системой профессионального образования России и практикой нет нормальной обратной связи. Пожалуй, именно таков был главный вывод всех дискуссий, развернувшихся в рамках стратегической сессии «Объединяемся во имя лучшего будущего», состоявшейся на прошлой неделе в «Точке кипения» – публичном пространстве Агентства стратегических инициатив.

Стратегический взгляд в будущее

Сессия с таким названием проходит уже второй раз – это часть проекта «Компетентностная платформа», реализуемого благодаря Президентскому гранту с 2016 года. Лидером проекта является российско-испанский консультант и предприниматель, кандидат психологических наук Алина Валенсия. «Компетентностная платформа» призвана стать площадкой, на которой встречаются соискатели, работодатели, образовательные организации и эксперты, объединенные общей стратегической целью – развитием человеческого капитала. Нынешняя сессия была организована «Компетентностной платформой» в партнерстве с Российским союзом химиков.

Работа сессии была разделена на четыре секции: «Эксперты», «Работодатели», «Образование» и «Молодые специалисты». Дискуссии сразу выявили, что такие понятия, как «человеческий капитал», «компетенция», «профессионализм», – крайне проблемные области современной жизни. Например, как заявил в ходе дискуссии руководитель Центра защиты вкладчиков и инвесторов профессор Артем Генкин, важнейшей проблемой является устаревание компетенций. Предприниматель-отельер Наталья Минина поставила вопрос о необходимости налаживания «мостов» между нецифровыми и цифровыми компетенциями и в связи с этим предложила начать составление точных моделей компетенций для каждой профессии. Председатель экспертного совета проекта «Компетентностная платформа», президент группы «Апекс», профессор Финансового университета Алексей Кузьмин обратил внимание на то, что самая способная молодежь поглощается гиперразвитым финансовым сектором, из-за чего все остальные отрасли остаются без талантливых кадров. Более того, в сфере естественно-научного и технического образования в России осталось всего несколько качественных вузов – в основном в Санкт-Петербурге и Томске.

Очень много в ходе дискуссий говорилось еще и о том, что поскольку традиционная система образования в России не всегда может выполнять свои функции, необходимо всеми силами развивать навыки самообразования – это будет важнейшим инструментом развития человеческого капитала.

Стратегический взгляд в будущее

Украшением сессии стала лекция крупного испанского социального психолога, эксперта в сфере стратегий образования и развития компетенций, профессора Автономного университета Барселоны Карлеса Монерео Фонта. Гость из Испании рассказал, что внутри каждого человека присутствует множество воображаемых людей – его знакомых, родственников и так далее, которые определяют его поведение. А еще у людей есть множество я-позиций – определенных ролей, которые складываются в «созведия я-позиций». Важные личные изменения заключаются именно в изменении состава голосов внутри человеческого сознания и состава я-позиций. Изменения происходят в ходе инцидентов, и важнейшая задача образования – анализировать инциденты и даже искусственно вызывать их, поскольку именно инциденты лучше всего запоминаются.

Бизнес-тренер Константин Копыловский, представляя всем участникам сессии результаты работы секции «Образование», подчеркнул непрозрачность существующих методик оценки результатов в сфере образования и сказал о необходимости выстраивания междисциплинарных мостков. Анатолий Якименко из Школы управления «Сколково», который выступал от имени секции «Работодатели», сказал, что между работодателями и образованием накопились противоречия и отсутствует общий язык. Учащимся не хватает системной адаптации к профессиональной среде, у них явно недостаточно профессиональных стажировок, а педагоги страдают от слишком высокого уровня нагрузок.

Стратегический взгляд в будущее

Молодые люди, выступавшие от имени секции «Молодые специалисты», также обратили внимание на проблемы в сфере образования, которое, по их словам, «дает нам только маленькую капельку реальности». Эти слова вызвали немедленную реакцию профессора Алексея Кузьмина: он громогласно призвал молодых людей поскорее избавляться от иллюзии, что им кто-то что-то должен.

Профессор Артем Генкин, представлявший результаты работы секции «Эксперты», также не мог обойти вниманием тему связи образования и бизнеса, указав на необходимость развития любых каналов, их соединяющих, – от проектных кафедр в вузах до корпоративных университетов. Подводя итоги всей проектной сессии, этот же эксперт отметил: главное достоинство мероприятия заключалось в том, что оно учит вести диалог, слышать и слушать друг друга представителей разных профессиональных сообществ.

Стратегический взгляд в будущее

Рекомендации, выработанные на Стратегической сессии, переданы в экспертную группу «Компетентностной платформы». Кроме того, они будут использованы Российским союзом химиков, где лягут в основу разработки отраслевой рамки квалификаций.

Автор: Константин Фрумкин


Добавить комментарий

© 2024 Advert Journal
Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru