Медицинские стартапы по всему миру остаются в числе привлекательных проектов для инвесторов, умудряясь привлекать миллиарды долларов чуть ли не ежемесячно – так, в минувшем марте состоялось 128 сделок общей стоимостью $1,5 млрд. В России ситуация не столь благополучна, особенно если речь заходит о проектах, развивающихся на базе научных разработок в медицине. Последние сталкиваются со множеством сложностей еще на этапе конвертации, даже не говоря о выходе на массовый рынок, что нередко ставит на проектах жирный крест. Что чаще всего мешает конвертации научных разработок в готовый к взлету стартап, а также к преодолению каких трудностей стоит заранее готовиться ученым-изобретателям?
Охота за грантом
Чуть ли не главной сложностью при конвертации научных разработок, и медицина в данном случае не исключение, зачастую оказывается недостаток финансовой поддержки. Эта проблема актуальна для любого молодого проекта, однако именно в случае со стартапами для медицины важной становится поддержка в форме научных грантов, а с ними дела обстоят не лучшим образом. По данным Global Entrepreneurship Monitor (GEM), с точки зрения доступности финансовых ресурсов, включая гранты и субсидии для бизнеса, Россия находится почти в конце списка, отмечает президент Mebert Group Петр Меберт. В тех же Штатах действуют программы SBIR и STTR, которые выдают в том числе гранты наукоемким стартапам.
«В России общий объем финансирования грантов, на которые могут претендовать стартапы, значительно меньше. Количество выданных в 2017 году грантов составило 4,5 тысяч на общую сумму $88,5 млн, что в 28 раз меньше, чем в США по программам SBIR и STTR», – уточняет Петр Меберт.
Активной поддержки не хватает и на уровне вузов, которым бы следовало плотнее взаимодействовать с корпорациями, инвесторами и властью, превращаясь в технологические хабы. Пока, отмечает исполнительный директор Астраханского технопарка FABRIKA Вячеслав Жиров, взаимодействие сводится к созданию базовых кафедр и реализации заказов на НИОКРы по хоздоговорам.
«Университеты должны обрастать поддержкой технопарков и фондов, возможно, создавать внутренние фонды поддержки», – уточняет он.
Конечно, данные риски в случае со стартапами для медицины играют особую роль, поскольку именно такие проекты требуют значительных временных и материальных затрат, которые обеспечить особенно сложно.
Бюрократия мешает
Увы, но вырастающие из вузовских разработок наукоемкие проекты, в том числе для нужд медицины, сталкиваются не только с финансовыми трудностями. По данным того же GEM, Россия все еще отстает от развитых стран по таким показателям, как налоговые преференции и уровень бюрократии. Да, в начале года Минфин выступил с предложением о налоговых послаблениях для бизнес-ангелов, вкладывающихся в технологические стартапы, но инициатива только обсуждается.
В итоге первые позиции в GEM отдают Швейцарии, где на местном уровне устанавливаются собственные порядки налогообложения, за исключением федеральных налогов, отмечает Петр Меберт, и возможностью активно пользуются местные власти: так, почти в каждом кантоне функционирует Агентство экономического развития, в задачи которого входит поиск наиболее перспективных наукоемких стартапов. Упрощены и бюрократические процедуры: те же агентства помогают в прохождении формальных процедур, например регистрации (подробнее – в материале «Инвест-Форсайта» «Швейцария с радушием встречает европейские стартапы»).
В США стартапам разрешено исключать из налогообложения сумму, затраченную на приобретение оборудования для научных исследований, а бизнесмены имеют возможность вычитать из налога на прибыль 20% их расходов на финансирование НИОКР в университетах, а также стоимость научной аппаратуры, передаваемой университетам.
Даже в Китае, уточняет директор Международного IT-кластера Нижегородской области (iCluster) Марат Мухарьямов, стартапы получают организационную и финансовую поддержку. В том числе в совокупности с последовательной политикой правительства, направленной на финансирование науки и коммерциализацию разработок, это позволило стране совершить колоссальный прорыв, уточняет он.
Акселераторы в помощь
Что действительно может способствовать конвертации научных разработок в стартап для нужд медицины, так это участие в акселерационных программах, которые позволят привлечь инвестиции. Последние потребуются даже не на масштабирование проекта или для выхода на новые рынки, а, например, для проведения клинических испытаний или оформления прав интеллектуальной собственности.
«Если не хватает денег на конвертацию идей в бизнес, необходимо в первую очередь заявить о себе. Мы дважды с различными проектами принимали участие в GenerationS – крупнейшем стартап-акселераторе России и Восточной Европы – и оба раза привлекали инвесторов. Необходимо принимать участие в акселераторах – и стартапу обязательно откроются двери, большие или маленькие», – говорит Эдвард Крыжановский, генеральный директор «Брейн Бит», компании-разработчика неинвазивного глюкометра.
Последний позволяет определить уровень сахара в крови пациента без забора биологических жидкостей. Не факт, что желаемого получится добиться сразу, уточняет Эдвард Крыжановский, так, с проектом неинвазивного глюкометра команда участвовала сначала в GenerationS, затем получила грант Фонд содействия инновациям и только после этого смогла рассчитывать на инвестиции (в 2016 году в «Брейн Бит» инвестировал посевной фонд в области живых систем «КСИ Венчурс», Фонд посевных инвестиций РВК, а летом 2017 года компании Эдварда Крыжановского получили финансирование в ходе сложной сделки, структурированной инвестиционной платформой IP Fund). Кстати, Эдвард Крыжановский советует рассматривать не только российские акселераторы и фонды, но обратить внимание и на зарубежные.
«За рубежом их тоже много: начать развитие можно, например, с Сингапура, Гонконга, Тайваня, Чили», – уточняет он.
Другое дело, что нередко авторы научных разработок бывают плохо осведомлены как о существующих акселерационных программах, так и об иных инструментах, помогающих в конвертации.
«Существует проблема неосведомленности о процессе конвертации научных разработок в стартапы. А ведь сейчас в России множество фондов, заинтересованных в развитии хороших идей», – считает Крыжановский.
Учиться и еще раз учиться
Ни грантовая поддержка, ни участие в акселераторах не имеют большого смысла, если не перестроятся сами изобретатели и ученые. Увы, но в научных кругах нередко встречается пренебрежительное отношение к коммерциализации, уточняет Марат Мухарьямов, а ученые привыкли жить в отрыве от рынка.
Проектам из научной среды часто не хватает понимания рынка, способности проанализировать существующие решения, согласна Алена Дробышевская, директор группы консультирования в области ИТ KPMG в России и СНГ. Только в редких случаях, когда сочетается академическая глубина познаний и предпринимательская активность, из научной разработки может вырасти стоящий стартап, уточняет она. Бизнес-стороне проекта фаундерам стоит уделять как минимум не меньшее внимание, чем научной.
«Надо быть готовым финансово обеспечить развитие своего проекта. Нужно научиться заинтересовывать потенциальных инвесторов своими идеями в различных форматах: за 30 секунд, 5 минут, полчаса», – поясняет Эдвард Крыжановский.
Он напоминает, что одной идеи будет недостаточно, а фаундерам необходимо озаботиться разработкой прототипа, заниматься его усовершенствованием и развитием.
Нередко проблему может решить разделение внутри проекта: так, уточняет исполнительный директор венчурного фонда Primer Capital Елизавета Рождественская, самая хорошая команда в текущих российских реалиях – та, во главе которой стоят два ключевых сотрудника: научный лидер, который отвечает за всю научную часть, и генеральный директор проекта, который занимается именно бизнесом и продвижением.
Совершить же «квантовый скачок» от ученого до визионера, предпринимателя и управленца позволит развитие системы бизнес-образования, ориентированной на ученых и выходцев из академической среды. Как уточняет генеральный менеджер подразделения промышленной автоматизации ООО «Мицубиси Электрик (РУС)» Андрей Гулаков, России очень нужны образовательные программы для стартаперов, в том числе ориентированные на личностное развитие, прежде всего краткосрочные и доступные по цене.
Автор: Ольга Блинова