Фото: Everyonephoto Studio / Shutterstock.com
Статистика доказывает, что Россия не просто оправилась от нанесённого по ней удара, но и обрела новые возможности, о которых лишь мечтала до Крымской весны
Автор:
Фоменко Виктория
Российский экспорт преодолел последствия западных санкций, изменил свою структуру и стал более устойчивым к внешним воздействиям, чем до 2014 года. Об этом свидетельствуют данные, представленные экономистами-практиками на саммите «Go Global Summit | Глобализация брендов в условиях цифровизации экономики».
Россия держит удар
По итогам 2013 года, до начала санкционного противостояния, российский экспорт составлял 2,74% от мирового. Объёмы поставок за рубеж наших товаров оценивались в 526,4 млрд долларов, услуг – в 70,12 млрд.
Введённые США, Евросоюзом и их союзниками торговые ограничения ожидаемо привели к тому, что доля российских поставок на международном рынке стала сокращаться. Ситуация усугубилась сильным падением цен на энергоносители, в первую очередь на нефть. Российские производители стали испытывать проблемы из-за обвала рублёвого курса и вызванного им удорожания импортных комплектующих, расходников и техники.
Фото: Sergej Cash / Shutterstock.com
В результате уже к 2016 году российский экспорт сократился до 1,79% от мирового. Сильнее всего пострадала товарная составляющая: её объём снизился до 287,6 млрд. Сфера услуг просела меньше, сократившись до 50,7 млрд, однако и тут потери выглядели весьма существенными. В какой-то момент даже показалось, что мечта экс-президента США Барака Обамы о «разорванной в клочья» российской экономике ещё чуть-чуть, и станет реальностью.
Однако, вопреки ожиданиям Запада, 2016 год не только оказался худшим для отечественного экспорта, но и стал отправной точкой для восстановления российского потенциала. В результате уже по итогам 2018-го российский экспорт составил 2,44% от мирового. Восстановление по экспорту товаров составило 86% от уровня 2013-го (452,1 млрд долларов), а услуг – 92% (64,7 млрд).
Фактически к настоящему моменту Россия отыграла докризисные позиции и перешла в экономическое контрнаступление.
Великолепная семёрка
Основными статьями экспорта на протяжении всей санкционной пятилетки оставалась относительно небольшая группа товаров:
- углеводороды (нефть и продукты её переработки, газ, уголь);
- металлы и металлопрокат;
- продукция химической отрасли.
Впрочем, вопреки расхожему мнению, Россия продаёт за рубеж не только сырьё. На четвёртом месте экспортного рейтинга стоят машины и оборудование, включая транспортные средства; на пятом – сельхозсырьё и продукция сельского хозяйства. Далее следуют древесина и целлюлозно-бумажные изделия, драгоценные металлы и камни. Всё вместе даёт 95% экспортной выручки. Это если говорить исключительно о продукции мирного назначения. Однако Россия является ещё и вторым в мире поставщиком оружия.
За 2018 год Рособоронэкспорт продал иностранным заказчикам специальной техники и вооружений на 15 млрд долларов и подписал контракты ещё на 20 млрд.
Впрочем, данные по военно-техническому сотрудничеству практически никогда не публикуются в официальных документах, а потому специалистам приходится довольствоваться приблизительными показателями, которые время от времени озвучиваются источниками, близкими к администрации президента и правительству. По этой причине серьёзные экономисты предпочитают исключать военные прибыли из своих исследований. Тем не менее доходы от продажи военного железа тоже необходимо иметь в виду.
Адаптация и эволюция
Что же успело измениться за санкционную пятилетку? Во-первых, структура экспорта. За это время Россия стала в разы больше экспортировать сельскохозяйственной продукции. Долларовая выручка по категории продовольственных товаров выросла с 16 млрд долларов в 2013-м до 25 млрд в 2018-м, то есть в полтора раза. А рублёвая – ещё больше: с 0,52 трлн – до 1,56 трлн, то есть втрое.
Основа российского продуктового экспорта – это злаки и рыба. 75% зерновых продаж приходится на пшеницу. Страна уверенно вернула себе дореволюционное звание житницы мира. Основные покупатели российского зерна – Египет, Турция, Иран и Саудовская Аравия.
Фото: VladSV / Shutterstock.com
Значительные успехи демонстрируют и металлурги. Экспорт металлов в 2018-м принёс на 115% больше, чем в 2013 году: 2,8 трлн рублей к 1,3 трлн пятью годами ранее.
Впрочем, следует отметить, что ситуация с российским металлургическим экспортом неоднозначна. С одной стороны, рост отмечен в рублёвой выручке и в значительной степени связан с обесцениванием российской валюты. С другой стороны, металлургия оказалась тем местом, по которому наши европейские и американские «партнёры» постарались ударить сильнее всего.
С 2016 года их стараниями в мире начали действовать 29 заградительных пошлин на российскую сталь и продукцию металлопроката.
Притом вводить их начали задолго до событий в Крыму: просто потому, что ЕС и США хотят сохранить собственную металлургическую промышленность, а честная конкуренция с русскими просто не оставляет их сталеварам шансов на выживание. Тем не менее, несмотря на все усилия Брюсселя и Вашингтона, экспорт металлов по-прежнему обеспечивает России почти 10% валютной выручки. В прошлом году наши компании продали стали, алюминия, меди и никеля на 45 млрд долларов.
Похожая ситуация – и с экспортом машин и оборудования. Здесь рублёвый доход вырос с 0,9 трлн рублей в 2013 году до 1,8 трлн в 2018-м, что фактически коррелирует с двукратным удешевлением рубля по отношению к доллару, произошедшим за эти годы. С другой стороны, позитив этих цифр в том, что, несмотря на серьёзное испытание, мы не потеряли свою долю рынка и сохранили объёмы продаж.
Такая тенденция была характерна и для экспорта древесины и целлюлозно-бумажной продукции. В течение всей санкционной пятилетки физический объём продаваемой за рубеж необработанной древесины оставался примерно на одном уровне – 19-20 млн кубометров в год. Продажи обработанной древесины за тот же срок выросли в полтора раза (с 12 млн до 19,2 млн тонн), а долларовая выручка увеличилась на 28%, составив по итогам 2018 года 14 млрд долларов. Однако, учитывая состояние сибирской и дальневосточной тайги, этот рост, пожалуй, самое спорное достижение последних лет. В конце концов, имея двухтриллионный профицит бюджета, страна могла бы отказаться от нескольких миллиардов долларов ради того, чтобы наши дети унаследовали многовековые леса, а не бескрайнюю пустыню.
Определённые потери за прошедшие годы понесла российская химия. Долларовая выручка от экспорта минеральных удобрений, синтетического каучука и аммиака сократилась на 15% по сравнению с показателями 2013-го. Однако в рублёвом выражении всё равно имеется номинальный рост: 1,7 трлн против 0,98 трлн в 2013-м. Объём «химических» продаж по-прежнему остаётся значительным и составляет 6% российского экспорта. По итогам прошлого года выручка за «химию» составила 27 млрд долларов.
Разворот на Восток
Важные изменения произошли в направлении экспортных потоков. Долгое время нашим главным внешнеэкономическим партнёром были Нидерланды. Конечно, нельзя сказать, что это было плохо: ведь, наряду с Германией, королевство является одним из флагманов ЕС, а тесные торговые связи с РФ превращали Нидерланды в естественного лоббиста, противостоявшего разгулу русофобии и санкционной горячке.
Однако при этом экспорт, а значит, и основная часть валютной выручки РФ были завязаны на Евросоюз и в конечном счёте зависели от того, смогут ли наши власти договориться с европейскими элитами.
Майданная авантюра и последовавшие за ней попытки загнать Россию санкциями за флажки не прошли бесследно для западных партнёров. С 2017 года основным внешнеторговым партнёром Москвы стал Китай. За прошедшие пять лет объёмы российского экспорта в КНР выросли с 35,6 до 56 млрд долларов.
Это не значит, что Россия теперь может игнорировать европейское направление. Нидерланды остаются вторым, а Германия – третьим по значимости внешнеэкономическими партнёрами. В десятку важнейших контрагентов, наряду с Белоруссией, Турцией и Южной Кореей, также входят Польша и Италия. Однако то, что экономическая зависимость России от западных соседей идёт на спад, видно невооружённым глазом.
Резюмируя, можно сказать, что Россия выиграла пятилетнее экономическое противостояние с крупнейшими экономиками мира. Трудности, которые довелось пережить нашей стране, были связаны не столько с санкциями, сколько с обвальным падением цен на нефть и вызванным им обесцениванием рубля. Когда стоимость чёрного золота и других энергоносителей вновь начала расти, стал восстанавливаться и объём российского экспорта. Санкции дали России стимул развивать те отрасли, что ранее не были приоритетными, а низкий курс нацвалюты сделал наши товары весьма и весьма конкурентоспособными.
Следующая, не менее важная задача – сделать так, чтобы эту победу почувствовали наши граждане. Россияне должны ощутить выгоду от развития производящих секторов экономики. Ведь любые свершения и достижения обретают смысл, когда за ними следует улучшение жизни.