Фото: nikkimeel / Shutterstock.com
В США набирает обороты скандал с приложением FaceApp, разработанным в России. Демократы в Конгрессе уже пытаются достучаться до ФБР и других ведомств с просьбой начать расследование из-за «шпионажа в интересах Кремля». Что так напугало американцев в этой популярной российской программе?
Автор:
Кучер Егор
Российское приложение для мобильных устройств FaceApp стремительно набирает популярность в США. Миллионы американцев делают селфи, а потом смотрят на себя же «в глубокой старости». Результат таких смелых экспериментов выглядит очень достоверно, чем также объясняется популярность приложения, которым уже воспользовались и звёзды Голливуда.
Примечательно, что программа появилась не недавно. Питерская компания Wireless Lab выпустила её ещё в 2017 году, однако тогда в ней не было функции «старения» лица. После появления такой возможности программа буквально в одночасье взорвала американское общество, чем привлекла к себе внимание конгрессменов.
Шутка ли – миллионы американцев скачивают российское приложение и разрешают ему доступ к различным ресурсам в своих смартфонах. Уже только на одном этом основании демократы, которые громче всех кричат о «русских хакерах» в попытках отстранить от власти Дональда Трампа, начинают бить тревогу.
Угроза национальной безопасности США
Борцом с FaceApp в США стал лидер демократического меньшинства в Сенате Чак Шумер. В своём Twitter этот влиятельный сенатор перечислил «опасности», исходящие от FaceApp:
«ФБР и ФТК (Федеральная торговая комиссия США. – Прим. Царьграда) должны рассмотреть риски национальной безопасности и конфиденциальности. Потому что миллионы американцев использовали его (приложение FaceApp). Оно принадлежит российской компании. Пользователи обязаны предоставлять полный и не подлежащий отмене доступ к своим фотографиям и личным данным».
Chuck Schumer
✔@SenSchumer
BIG: Share if you used #FaceApp:
The @FBI & @FTC must look into the national security & privacy risks now
Because millions of Americans have used it
It’s owned by a Russia-based company
And users are required to provide full, irrevocable access to their personal photos & data
Борцом с FaceApp в США стал лидер демократического меньшинства в Сенате Чак Шумер. Фото: lev radin / Shutterstock.com
Всего этого, по мнению сенатора, достаточно, чтобы «старящее» приложение представляло угрозу для США и их граждан.
Местоположение FaceApp в России вызывает вопросы относительно того, как и когда компания предоставляет доступ к данным граждан США третьим сторонам, в том числе иностранным правительствам,
– приводит Washington Post содержание письма Шумера в ФБР.
«Было бы очень тревожно, если бы конфиденциальная личная информация граждан США была предоставлена враждебной иностранной державе, активно участвующей в кабератаках против Соединённых Штатов», – добавил сенатор.
Шумер обратил внимание якобы и на ряд узловых моментов в пользовательском соглашении FaceApp. Сенатор написал, что его беспокоит как конфиденциальность данных, собираемых FaceApp, так и осведомлённость пользователей о том, кто может получить к ним доступ. Шумер отметил, что неясно, как долго FaceApp хранит личные данные и каким образом пользователи могут убедиться, что информация о них удалена.
Излагать свои подозрения сенатор продолжил и в послании Федеральной торговой комиссии. Он призвал этот орган рассмотреть вопрос о том, существуют ли достаточные меры предосторожности, чтобы предотвратить компрометацию конфиденциальных данных американцев. Если таковых нет, то, по мнению Шумера, общественность должна быть оповещена о рисках использования этого приложения.
В эпоху технологий распознавания лиц как для наблюдения, так и для обеспечения безопасности важно, чтобы пользователи обладали информацией, необходимой им для обеспечения безопасности их личных и биометрических данных, в том числе в условиях действий со стороны враждебных иностранных государств,
– написал Шумер.
Что такое FaceApp и опасен ли он
Чтобы понять, прав ли Чак Шумер, уже заслуживший себе славу одного из самых непримиримых борцов с «российской угрозой» во всех аспектах, нужно просто посмотреть на то, как работает популярное российское приложение.
FaceApp – детище петербургской компании Wireless Lab, которую основал бывший сотрудник «Яндекса» Ярослав Гончаров. Приложение работает по принципу нейросети – цифрового аналога человеческой нервной системы. Нейросеть умеет структурировать и обрабатывать данные, и именно поэтому редактирование изображений в FaceApp происходит не в самом приложении на телефоне, а на удалённом сервере.
Понимая эту логику, критики FaceApp заявляют, что программа скачивает со смартфона информацию на свой сервер, что уже является фактом утечки конфиденциальных данных. И этот аргумент – основной для противников FaceApp.
Фото: BLACKDAY / Shutterstock.com
Интересно и то, что программа впервые появилась в AppStore и в Google Play ещё в 2017 году и даже была объявлена вирусной – настолько большим спросом она пользовалась. Тогда в программе можно было менять эмоцию на лице – например, превратить грустного человека в весёлого, а также менять цвет волос, причёску и пол.
Однако эффект разорвавшейся бомбы произвело изобретение разработчиков, которое позволяет нейросети менять возраст изображённого человека – на лице появляются характерные морщины и другие признаки старости. Благодаря этой особенности приложение попало сразу в два популярных сетевых тренда – фильтры для изображений, которыми пользуется множество людей, и флешмобы, так как после этого люди делятся своими портретами «в старости».
Но как работает алгоритм программы и действительно ли она «похищает» данные?
Ярослав Гончаров в интервью Washington Post рассказал, что FaceApp удаляет большинство фотографий со своих серверов через 48 часов. Гончаров также описал процесс, с помощью которого люди могут требовать в настройках приложения удаления своих данных с серверов, и сообщил, что FaceApp «планирует внести некоторые улучшения в размещение информации на своём веб-сайте», чтобы проинформировать пользователей о принципах работы.
Это означает, что программа не хранит фотографии пользователей на своём сервере, а использует его лишь для обработки изображений при помощи нейросети. Критики программы говорят, что это недоказуемо, однако в США нашлись люди, сумевшие найти подтверждение словам Гончарова.
Как пишет Daily Beast, служба клиентской поддержки FaceApp была буквально парализована в связи с массовым обращением пользователей, напуганных «проблемами» с конфиденциальностью и требовавшими удалить их данные. Затем газета New York Post и вовсе заявила, что «русские теперь владеют всеми вашими старыми фотографиями».
Волну протеста в среде разработчиков в США возглавил некто Джошуа Ноцци, программист, спровоцировавший панику в связи с FaceApp в соцсетях. Он утверждал, что российское приложение получает доступ ко всем фотографиям на устройстве, а не только к редактируемому изображению.
Утверждение Ноцци решил проверить разработчик из Google Иван Родригес. Он провёл тестирование FaceApp на четырёх разных смартфонах под управлением операционной системы Apple iOS и подтвердил, что FaceApp не загружает всё содержимое галереи без ведома пользователя.
Это не загрузка всей вашей библиотеки в облако. Это, безусловно, первая ложная претензия,
– заявил он.
После проверки Ноцци публично извинился перед FaceApp на своём сайте. Другие специалисты тоже провели проверку FaceApp «на вшивость», но не нашли проблем, о которых говорил сенатор Шумер.
Генеральный директор компании Guardian Firewall Уилл Страфак заявил агентству Associated Press, что «привык доверять тому, что происходит», то есть фактам. Для проверки работы FaceApp он использовал инструменты измерения трафика, исходящего из приложения. Выяснилось, что приложение не передаёт на внешний сервер ничего, кроме той фотографии, которая была выбрана пользователем для редактирования.
Отмечается также, что для временного хранения данных и работы своего алгоритма FaceApp использует серверы компании Amazon, а это, кстати, означает, что информация даже и близко не попадает в Россию, а физически находится в США.
Именно поэтому обвинения со стороны не в меру активного Чака Шумера, как и других критиков FaceApp, голословны. Основной реальной претензией к FaceApp является то, что его авторы недостаточно хорошо разъяснили принцип работы программы, но не более того.
А Чак Шумер, призвавший на помощь ФБР, на самом деле продолжает заниматься уже привычным для демократов в США делом – возбуждением паники вокруг пресловутого «российского вмешательства» куда-либо. Делается это для того, чтобы снова и снова напоминать о мнимых опасностях, якобы исходящих из России, и для того, чтобы не терять политических очков в Сенате, который контролируют сторонники Трампа.