4 июня 1859 года на Исаакиевской площади установили на пьедестал конную статую Николая I.
На Исаакиевской площади 160 лет назад, 4 июня 1859 года, установили на пьедестал конную статую Николая I. Открыли памятник 7 июля 1859 года.
На производство 6-метрового монумента ушло более 20 тонн бронзы, затраты составили 753 тысяч рублей серебром.
Император Александр II сменил отца, Николая I, на российском престоле в 1855 году. В то время завершалось строительство Исаакиевского собора, и площадь между новым храмом и Мариинским дворцом требовала доминанты.
Правитель решил воздвигнуть на этом месте памятник Николаю I и поручил проект архитектору Огюсту Монферрану, который занимался планированием главных площадей столицы. Зодчий скончался до строительства памятника, оставив после себя рисованный проект.
Продолжить работы над монументом взялись скульпторы Роберт Зелеман и Николай Рамазанов — они создали пьедестал. Конную часть памятника поручили Петру Клодту, прославившемуся тогда «укротителями коней» на Аничковом мосту. Императора он изобразил в мундире Лейб-гвардии Конного полка. Моделью скакуна стал любимый жеребец Николая I —Амалатбек.
Шестиметровая скульптура, которая держится только на двух точках опоры, тогда стала техническим чудом. Позже при реставрации памятника обнаружили, что скульптура держит центр тяжести не за счет металлической дроби, засыпанной в круп лошади, как считалось раньше, а потому, что в его ноги вставлены металлические прутья.
Пьедестал, над которым возвышается памятник, украшен женскими фигурами, олицетворяющими Силу, Веру, Мудрость и Правосудие. Внешне они напоминают жену и дочерей Николая I.
Горельефы на постаменте рассказывают о важнейших деяниях царствования Николая I: 1825 году — подавление восстания декабристов; в 1831 году — обращение к народу на Сенной площади во время Холерного бунта; в 1832 году — награждение Сперанского орденом за издание «Полного собрания законов Российской империи»; в 1851 году — осмотр Веребьинского моста во время торжественной поездки по только что открытой Московской железной дороге.
Около памятника разместились фонари, выполненные архитектором Робертом Вейгельтом. Они и до сих пор считаются одними из самых красивых в Петербурге. Ограду вокруг памятника спроектировал архитектор Людвиг Бонштедт.