В предыдущем материале были рассмотрены причины и предпосылки, способствовавшие созданию танков, а также проекты первых в мире английские танков и проекты танков, предложенные в России. Эволюция и перспективы танков привели к созданию танков и у их противника Германии.
Технические и технологические возможности Германии
Первенство в создании танков осталось за Англией. С ее техническими возможностями она довольно быстро внедрила их в серийное производство. Техническая отсталость России не позволила реализовать на этом этапе проекты собственных танков.
Зародившаяся идея создания нового вида оружия в Германии, одной из сильнейших и промышленно развитых держав того времени, поддержки сначала не получила.
Несмотря на все усилия английской контрразведки скрыть разработку нового вида оружия, в Берлине были хорошо осведомлены, что Англия разрабатывает «сухопутные корабли», задолго до их применения в битве при Сомме в сентябре 1916 года. Немецкие генералы не придали особого значения этой информации, считая эту технику «неуклюжей и слепой машиной» и не восприняли танк как серьезную опасность.
Однако после первого применения англичанами танков и панического бегства немецкой пехоты в немецких окопах началась «танкобоязнь» этих грозных машин. Осознав и оценив мощь нового вида оружия на поле боя, Ставка главного командования и Военное министерство в октябре 1916 года приступили к разработке собственного танка, и в ноябре в Военном министерстве была создана специальная техническая комиссия.
Разработку новой техники начинали с нуля, не считая поверхностного знакомства с английскими машинами. Однако Германия имела достаточно высокий уровень технологий, обладала конструкторским и промышленным потенциалом для создания нового оружия. Она была в состоянии организовать производство танков, так как обладала высоко развитым артиллерийским, сталелитейным и электротехническим производством, собственным автомобилестроением и двигателестроением. Несмотря на общее тяжелое положение германской экономики, военная промышленность была предельно мобилизована и обеспечивала потребности армии в вооружении, боеприпасах и технических средствах. На фронте широко применялись автомобили и тракторы, для перевозки грузов и оперативной переброски войск использовалось порядка 20 000 автомобилей с квалифицированными водителями и механиками.
В Германии к этому времени уже велись работы над тяжелыми колесными и полугусеничными броневиками. К участию в проекте по созданию танка были привлечены фирмы «Даймлер», «Бенц» и «Опель», в разработке ходовой части участвовала фирма «Холт-Катерпиллер».
Первый немецкий танк А7V
К танку были выработаны тактико-технические требования и началось его проектирование. Немцы, как и англичане, ставили перед танком задачу подавления и прорыва подготовленной обороны противника, насыщенной пулеметами. Немецкий танк также получился громоздким и тихоходным, примерно с такими же характеристиками, как и у англичан, но в нем было уделено серьезное внимание защищенности.
В мае 1917 года был представлен первый макетный образец танка, он не удовлетворил военных, и его переделали в более мощную машину, первые образцы которой стали поступать в войска в конце 1917 года, Из-за сжатых сроков и отсутствия опыта танк, получивший индекс А7V, поражал своими размерами. Это была стальная коробка на гусеницах с двумя дымящимися трубами и многочисленным экипажем. Немецкие солдаты прозвали свой танк «тяжелой походной кухней» за огромные размеры, жару внутри и постоянный дым из всех щелей.
Танк А7V был весом 30 т и напоминал железнодорожный вагон внушительных размеров (длиной 7,3 м, шириной 3,1 м, высотой 3,3 м). Экипаж его составлял 18 человек (командир, водитель, два механика, наводчик, заряжающий, 6 пулеметчиков, 6 помощников пулеметчиков).
Над корпусом танка возвышалась рубка командира, рядом с командиром располагался механик-водитель. Командир с водителем сидели над силовой установкой, занимавшей всю среднюю часть машины. Экипаж равномерно распределялся по танку, при этом, как и в английском танке, он также страдал в бою от паров бензина, пороховой гари и грохота двигателей. При движении вне поля боя экипаж, кроме водителя и механиков, предпочитал находиться на плоской крыше танка. Из-за высоко расположенного центра тяжести танк был склонен при сильном боковом крене к опрокидыванию
Вооружение танка было достаточно мощным, с широкими секторами обстрела. В носу танка была установлена 57-мм пушка с горизонтальным сектором обстрела 50 градусов, по периметру шесть 7,92-мм пулеметов по два на каждом борту и в корме танка. Установка пушки в лобовом бронелисте была не совсем удачной, от тряски при движении прицельно стрелять из ней было практически невозможно.
Броневая защита танка А7V была дифференцированной и выше, чем и английских танков. Толщина лобовых бронелистов была 30 мм, бортов и кормы 20 мм и крыши 15 мм. Установлены они были под небольшим наклоном, что обеспечивало защиту от бронебойных пуль и снарядов легкой артиллерии.
Силовая установка танка была на основе двух двигателей «Даймлер» мощностью по 100 л.с. каждый и обеспечивала скорость по шоссе 12 км/ час и запас хода 35 км.
Танк имел широкие гусеницы, обеспечивающие ему неплохую проходимость. Удачная конструкция нижней части гусеницы позволяла преодолевать большинство препятствий на открытой местности. Верхняя часть гусеницы была защищена бронированным корпусом, но это нередко приводило к попаданию под корпус посторонних предметом и вследствие этого к перегрузке и выходу из строя силовой установки.
Гусеница набиралась из сборных траков, каждый из которых представлял собой башмак с куском рельса. Башмак ложился на грунт и служил опорой для рельса; колёса тележек имели специальные выступы, за счёт которых и удерживались на рельсе.
Если английские танки проектировали морские офицеры как сухопутный крейсер, то немецкие конструкторы видели в нем бронированный боевой вагон и соответственно именовали его «Panzerkampfwagen», это название так и закрепилось за немецкими танками.
Немецкий А7V оказался достаточно хорошей машиной, и он единственный из немецких танков принимал участие в боях Первой мировой войны. Впервые эти танки были использованы 21 марта 1918 года. Четыре А7V и пять трофейных Мк.V поддерживали наступление немецкой армии, эффективной помощи войскам они не оказали, но ужас на солдат противника навели.
Первый и последний бой немецких и английских танков состоялся 24 апреля 1918 года в окрестностях французского города Виллер-Бретонь, когда три немецких A7V столкнулись с тремя английскими тяжелыми Мк. IV и семью легкими танками «Уиппет», при этом два английских танка оказались «самками» с пулеметным вооружением и один «самец» — с пушечным.
В процессе боя выяснилось, что пулеметное вооружение «самок» и легких танков ничего не может поделать с немецкой броней. Поэтому, получив несколько пробоин, «самки» отступили, и только «самец», пользуясь тем, что сектор горизонтального обстрела пушки А7V составляет всего 50˚, постоянно маневрируя, атаковал головную немецкую машину и после трех попаданий поджег её. Два других А7V вынуждены были отступить, и формально победа осталась за англичанами.
Немецкие танки могли составить конкуренцию английским, но к концу войны изготовили всего 21 танк, при этом Англия и Франция выпустили тысячи танков. Так что появление немецких танков на фронте не оказало влияния на исход войны. После поражения Германии по условиям Версальского договора немцам запрещалось иметь тяжелое вооружение, и все танки A7V были уничтожены.
Тяжелый танк А7VU
Одновременно с изготовлением в апреле 1917 года первого образца А7V в Германии были проведены всесторонние испытания трофейного английского тяжелого танка Мк. IV. В итоге было принято решение создать свой тяжелый танк по образцу с английским, с гусеницами охватывающими корпус танка и моторно-трансмиссионной группой танка А7V.
Танк был разработан и получил индекс А7VU, он остался ромбовидным, но его компоновка была существенно изменена. Танк был весом 40 тонн, длиной 8,3 м, шириной 4,7 м, высотой 3,2 м и имел экипаж 7 человек. Корпус танка клёпаной конструкции, броневые листы крепились заклепками к каркасу, защищенность А7VU была выше, чем у английского танка, за счет брони толщиной 20 мм и наклона верхнего лобового листа корпуса под углом 50°. В верхнем бронелисте было два смотровых люка, для механика-водителя, место которого вместе с органами управления размещалось с левой стороны, и командира танка.
Дополнительно по бортам корпуса сделали ещё по одному люку и пулеметной амбразуре, и обзорность танка A7VU была явно лучше, чем у Mk.IV. В левом борту находилась дверь для посадки экипажа. В средней части корпуса находилось боевое отделение и силовая установка, оно было разделено на три отсека — боевую рубку и два спонсона по бортам танка. Бронерубка в форме усеченной пирамиды возвышалась над крышей и предназначалась для наблюдения за полем боя и установки пулемета.
По центру корпуса параллельно устанавливалось два двигателя Daimler мощностью 100 л. с. каждый. Топливные баки разместили в пространстве между днищем и полом боевого отделения.
Вооружение танка состояло из двух 57-мм пушек, установленных в спонсонах, и двух 7,92-мм пулеметов в бортовых амбразурах. Также имелась возможность установить еще два дополнительных пулемета.
Танк имел более упругую подвеску, чем у английского танка, обеспечивающую удельное давление на грунт 0,6 кг/кв.см. Кроме ходовых тележек на винтовых пружинах, на стенках корпуса жестко крепились группы катков.
В июне 1917 года был изготовлен первый образец танка, и начались испытания. По результатам испытаний танк показал удовлетворительные характеристики, но большой вес танка привел к увеличению давления на грунт и ухудшению ходовых качеств. Танк A7VU имел лучшую, чем у англичан, обзорность у водителя и командира, а также более выгодные углы наведения пушек, он мог преодолевать рвы шириной до 3,7 метра и стенки высотой до метра. Тем не менее, оценив боевые качества A7VU, комиссия пришла к выводу, что в предложенном виде танк не удовлетворяет предъявленным требованиям. Испытания в сентябре 1918 года были прекращены, работы по танку закрыты, образец танка был разобран.
Сверхтяжелый танк «Колоссаль»
Кроме танков А7V и А7VU, в Германии решили разработать сверхтяжелый танк, и в июне 1917 года был утвержден проект «Kolossal-Wagen» на разработку танка «Колоссаль» весом около 150 т. Такой танк был разработан, в целом схема танка была заимствована у англичан, ромбовидного профиля с гусеницами, охватывающими корпус, и вооружением (4 пушки и пулеметы), устанавливаемым в бортовых амбразурах и широких спонсонах.
Силовая установка танка размещалась в корме, отделение управления впереди и боевое отделение по центру танка. Экипаж был 22 человека. Два водителя находились в отделении управления, для наблюдения на крыше была установлена башенка управления со смотровыми щелями и люком.
Вес танка 150 т, длина 12,8 м, ширина 5,9 м, высота 3,3 м, в качестве вооружения использовались четыре 77-мм капонирные пушки и шесть (семь) 7,92-мм пулеметов. Из-за больших габаритов танк должен был перевозиться в разобранном виде и собираться в месте его применения.
Толщина брони была 30 мм, катаные листы заклепками и болтами крепились к каркасу. Спонсоны были съемными и имели сложную форму. В передней и задней стенках спонсона были орудийные амбразуры для установки двух пушек, В передней стенке спонсона располагалась также амбразура для установки пулемета. Такие же амбразуры для пулеметов были по бортам, в лобовом листе и на корме. Для наведения пушки использовался телескопический прицел. Механики, наблюдавшие за состоянием двигателей, должны были также вести огонь из пулеметов в корме танка. Танк обладал круговым обстрелом и мог сосредоточить огонь в любом направлении.
В качестве силовой установки использовались два двигателя «Даймлер» мощностью 650 л. с. каждый. Запас топлива на танке был 3000 л. Танк мог развивать скорость по шоссе 7,5 км/час.
Ходовая часть была оригинальной конструкции, катки с ребордами по типу железнодорожных крепились не к корпусу танка, а к тракам гусениц. По бокам корпус танка был охвачен рельсовыми направляющими, по которым и «обкатывались» гусеницы. В отличие от незащищенных гусениц английских танков, верхние, передние и задние ветви гусениц прикрывались изогнутыми экранами.
Танк предполагалось оснастить и средствами радиосвязи, перед двигательным отсеком было место радиста. Военными танк был признан пригодным только для позиционной войны, поскольку он был неповоротлив из-за своих громадных размеров и у него было слишком большое «мертвое пространство» в поле обзора из башни управления.
В апреле 1918 года началось изготовление опытных образцов танка, к осени 1918 года один танк»Kolossal» был почти изготовлен, для второго были готовы комплект основных агрегатов и узлов (кроме двигателей) и бронекорпус. Но Германия проиграла войну, и по Версальскому договору образцы танка были разобраны и уничтожены.
Легкий танк LK-I
Кроме средних и тяжелых танков, в Германии разрабатывались и легкие танки на основе существующих автомобильных агрегатов. В декабре 1917 года был утвержден проект легкого танка LK-I с пулеметным вооружением. Танк должен был быть весом не более 8 т, вооружение два пулемета, экипаж 3 человека, скорость движения по грунту 12-15 км/час, противопульная защита, толщина брони не менее 14 мм, упругая подвеска с удельным давлением на грунт не более 0,5 кг/кв.см.
Броневой корпус танка из прямых листов собирался на каркасе с помощью клепки. Цилиндрическая клепаная башня имела амбразуру для установки пулемета. который снабжался винтовым подъемным механизмом. Второй пулемет устанавливался в корме корпуса.
Гусеничное шасси собиралось на особой раме, к ней подвешивались на винтовых цилиндрических пружинах на каждый борт по пять ходовых тележек с четырьмя опорными катками каждая. Направляющее колесо было приподнято над опорной поверхностью и выступало впереди корпуса для обеспечения поворотливости на твердом грунте и высокой проходимости. Конструкция гусеницы повторяла A7V, но в уменьшенном варианте, ширина башмака составляла 250 мм.
Внутри такого готового гусеничного шасси крепилась рама автомобиля с основными агрегатами, но не жестко, а на рессорах Двигатель и трансмиссия базового автомобиля в целом сохранялись. Вся конструкция танка представляла собой бронеавтомобиль, как бы помещенный на гусеничный ход. Впереди корпуса размещался двигатель, за ним отделение управления, в корме трансмиссия и боевое отделение.
Ходовые испытания первого опытного LK-I состоялись в марте 1918 года. Прошли они довольно успешно, решено было доработать конструкцию — усилить бронезащиту, улучшить ходовую часть и приспособить танк для массового производства, но Германия проиграла войну, и работы были прекращены.
Пушечный легкий танк LK-II
Параллельно с разработкой легкого пулеметного танка LK-I разрабатывался легкий пушечный танк LK-II. Танк был весом 8,5 т, длиной 5,1 м, шириной 2,0 м и высотой 2,7 м. Броневая защита лба и корпуса толщиной 14 мм, крыши и днища 8 мм, экипаж 3 человека.
Корпус танка изменился, на танке не было башенки. За моторным отделением возвышалась рубка механика-водителя с тремя смотровыми лючками. Над ней неподвижная боевая рубка с установленной на вертикальной опоре 37-мм пушкой. В боевой рубке помещались артиллерист и его помощник. Артиллерийская установка снабжалась телескопическим прицелом и маховиком горизонтальной наводки. Угол наведения по горизонтали составлял ±30°. В бортовых дверях предусматривались отверстия для стрельбы из ручного пулемета. В крыше рубки находился люк с откидной крышкой, служивший для обзора и вентиляции.
На танке устанавливался двигатель мощностью 40 л.с. или 50 л. с., обеспечивающий скорость по шоссе 14-16 км/ час. Топлива было 170 л в баках, расположенных по бокам двигателя, которые прикрывались 8-мм броней. Запас хода танка был 70 км. Трансмиссия включала дисковое сцепление, 4-скоростную коробку передач автомобильного типа и систему передачи крутящего момента на гусеницы. Управление осуществлялось остановкой и подтормаживанием одной из гусениц. Гусеничная ходовая обеспечивала удельное давление на грунт 0,6 кг/см.кв.
Два опытных образца танка были изготовлены в октябре 1918 года. Они не прошли цикл испытаний, и работы были прекращены.
Прекращение производства танков в Германии
Появление нового вида оружия немецкие военные на первом этапе не оценили, и пальма первенства в его создании оказалась у англичан. Только после первого применения танков на поле боя в сентябре 1916 года, показавшего их возможности, немцы приступили к разработке собственных танков.
За два года благодаря высокотехнологичной промышленности и квалифицированным кадрам в Германии были создана линейка легких, средних, тяжелых и супертяжелых танков, по своим характеристикам не уступавшим танкам своих противников. Поражение Германии в войне и запрет заниматься разработкой и иметь на вооружении тяжелую технику приостановили в Германии развитие танков, и полученный опыт был использован только в 30-е годы после прихода к власти нацистов.
Продолжение следует…
Автор:
Юрий Апухтин
Использованы фотографии:
fishki.net, images/tank/pervii_tanki, yandex.ru
Статьи из этой серии:
Что способствовало появлению танков в Первую мировую войну