Фото: www.globallookpress.com
Москвичи требуют закрыть мусоросжигательный завод на юго-востоке столицы
Автор:
Копейкина Виктория
18 июня в Верховном суде России состоится слушание по беспрецедентному делу о прекращении деятельности мусоросжигательного завода №4 в Москве. Дело МСЗ-4 может стать уникальным для России, ведь жители страны ни разу не добивались полного рассмотрения в суде иска о мусоросжигании.
Известно, что юго-восток и восток столицы уже много лет страдают от выбросов серной кислоты, ртути, диоксинов, пыли костной муки и 56 иных вредных веществ, которые выпускает завод. Причём делает он это официально, согласно разрешению на выбросы от Департамента природопользования и охраны окружающей среды Правительства Москвы от 2016 года.
Два года назад борьбу против нарушений мусоросжигательного завода №4, расположенного в промзоне Руднево, начали адвокат Евгений Ступин, представитель общества «Принципъ», активист движения «Экологика» и его коллеги.
По данным истцов, МСЗ-4 нарушает и установленные лимиты выбросов. Согласно протоколу Росприроднадзора о привлечении ООО «Хартия», управляющей заводом, к административной ответственности от 4 июня 2018 года за производство вредных выбросов в атмосферу без специального разрешения на территории мусоросжигательного завода №4 в Москве, а именно оксида и диоксида азота с угрозой здоровью жителей.
Серьёзность выбросов, а по сути травля людей признана Росприроднадзором, который данный протокол направил в суд с предложением о приостановлении деятельности МСЗ-4 на 90 суток. То есть уже на государственном уровне признано, что дальнейшая работа МСЗ-4 без большого вреда здоровью жителей невозможна. Виновнику назначен штраф, МСЗ-4 продолжает работать и производить выбросы. Это необходимо прекратить,
– считает Евгений Ступин.
18 июня в Верховном суде России состоится слушание по делу о прекращении деятельности МСЗ-4 в Москве. Фото: www.globallookpress.com
Суды проигнорировали требования москвичей
Жители подали иск о прекращении деятельности завода. Однако московские суды проигнорировали требования москвичей, производство по делу незаконно прекратили в прошлом году.
На последнее судебное заседание в Замоскворецкий суд Москвы пришли более 50 человек, среди которых были как жители, так и представители СМИ. Людям пришлось несколько часов ждать решения, их не остановило даже то, что в зал большинство из них пускать не стали, оставив ждать решения в душном коридоре. Но ни один человек не ушёл. Каждый надеялся на закрытие завода или хотя бы приостановление его деятельности,
– рассказал Царьграду Евгений Ступин.
В феврале 2019 года Ступин подал кассационную жалобу в Верховный суд РФ, который в мае всё-таки принял решение о том, что дело МСЗ-4 должно быть рассмотрено в суде кассационной инстанции. А значит, у москвичей появился шанс добиться закрытия опасного объекта.
Что известно о выбросах МСЗ-4
В 2018 году на народные деньги по заказу инициативной группы «Стопвыброс» в одной из лучших диоскиновых лабораторий страны, в Институте проблем эволюции и экологии РАН им. А. Н. Северцова, был проведён первый в России независимый анализ выбросов от МСЗ. Его результаты показали, что земли в районе Некрасовка нельзя использовать для выращивания растений и животноводства, так как максимальный предел загрязнения диоксинами сельскохозяйственных земель – всего 5 нг/кг, а это в пять раз меньше обнаруженного в анализе. Однако на расстоянии от 800 и до 3700 метров от точки забора пробы находятся садоводческие товарищества «Зенино», «Зелёная зона», деревня Фенино, где выращиваются овощи и фрукты, занимаются животноводством. Получается, съедая выращенную на огороде морковь или куриные яйца, люди, сами того не зная, серьёзно подрывают своё здоровье.
В других, более дальних точках отбора загрязнение почвы диоксинами составило около 5 нг/кг, то есть максимум ПДК. По словам авторитетных независимых учёных, в частности Игоря Мазурина, доктора технических наук, профессор, ведущего инженера кафедры теоретических основ теплотехники НИУ «МЭИ», все нормы по диоксинам были введены от бессилия, так как любая их доза опасна. С появлением новых МСЗ загрязнение этими ядами почвы будет быстро расти.
Первый столичный МСЗ-2 в Отрадном. Фото: www.globallookpress.com
Истцы по делу МСЗ-4 требуют от государства закрыть завод как опасный и работающий без утверждённой санитарно-защитной зоны. По российским нормам она должна составлять не менее 1 км. Несмотря на то что завод отравляет жизнь жителям соседних районов и даже подмосковных городов, на расстоянии всего лишь 200 метров от него, в районе Некрасовка, строят новые жилые кварталы. Неподалёку находится и самая большая общеобразовательная школа России – на 2100 учеников.
В самой гуще городской застройки МСЗ-4 утилизирует 250 тысяч тонн в год практически неотсортированного бытового мусора столицы. По словам директора завода Валерия Романова, озвученным на одной из экскурсий активистов на этот объект, предприятие отправляет на сортировку порядка 6% отходов, большую часть которых составляет металл, макулатура и батарейки. Остальное сжигается в так называемом кипящем слое. Общий объём разрешённых ежегодных выбросов вредных веществ от завода составляет 530 тонн в год.
Для справки:
Всего, кроме МСЗ-4, в разное время в Москве было построено три мусоросжигательных завода.
Завод «Эколог», который находился неподалеку от МСЗ-4 и обезвреживал биологические и медицинские отходы, был закрыт в 2014 году.
Первый в России мусоросжигательный завод №2 был расположен на Алтуфьевском шоссе, на севере Москвы. Завод запущен в 1975 году, но законсервирован с 2015 года, рядом с ним действует станция по перегрузке мусора на областные полигоны.
Ещё один мощный мусоросжигательный объект, МСЗ-3, работает на юге столицы, на улице Подольских Курсантов. Завод запущен в 1983 году (в 2007-му переоборудован), проектная мощность МСЗ-3 – около 360 тысяч тонн. По данным активистов, которые посещали завод в январе 2018 года, мусор там не сортируется.
Срок эксплуатации МСЗ в российских условиях составляет 15-20 лет, для действующих московских заводов это время уже почти наступило. Те, кто поддерживает иск против МСЗ-4, считают, что этот завод должен быть не переоборудован, а закрыт.